Вениамин Каверин — писатель трёх эпох. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (Устный журнал)

В «Снежной королеве» Шварца Тайный Советник, мрачная персона, имеющая дело исключительно со льдом, спрашивает Сказочника, есть ли в доме дети, и, узнав, что есть, вздрагивает, потому что при звуке детских голосов тает лёд самой чёрной души. Так же и дом, в котором есть книги, отличается от дома, в котором их нет.

В. Каверин. Предисловие к «Двум капитанам»


Вениамину Каверину исполнилось 106 лет. Это автор самой известной русской приключенческой книги «Два капитана». Роман этот не входит в программу по литературе как обязательное для прочтения произведение, но его не зря называют «романом воспитания», потому что он учит молодого читателя уметь отличать добро от зла, понимать и хранить вечные духовные ценности человечества: любовь, дружбу, верность, преданность делу, которому служишь, патриотизм. Главное, чему учит роман, — быть настоящим человеком, а для этого всего-то и надо прочитать его в детстве.

Познакомить детей с творчеством В. Каверина, заинтересовать их, побудить прочитать его произведения, и роман «Два капитана» в первую очередь, учитель может во время проведения различных внеклассных мероприятий: устного журнала, читательской конференции, литературной презентации, литературно-драматической композиции, литературного вечера и т.п. В данной статье будет представлен устный журнал, но его материалы могут быть легко трансформированы в любую из названных форм.

Тип мероприятия: устный журнал с применением мультимедийных средств и элементами драматизации.

Оборудование: экран и мультимедийный проектор; выставка книг В. Каверина; выставка рисунков и иллюстраций к произведениям В. Каверина, выполненных учащимися; плакаты с отрывками из сочинений школьников; запись музыки Максима Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта».

На экране под музыку появляются слова названия устного журнала, названия его страниц и эпиграфы с фотографиями писателя. Эпиграфыслова Каверина читает ведущий, исполняющий роль писателя.

Страница первая «Жизненный и творческий путь В. Каверина»

Человек минус постоянное движение плюс бесконечность равен нулю.

В. Каверин. «Бочка»

1-й ведущий. Каверин Вениамин Александрович (06. 04. 1902. — 02. 05. 1989) прожил долгую жизнь — 87 лет, из них — 66 отдано литературе.

В. А. Каверин родился в Пскове, в семье капельмейстера (дирижёра) 96-го пехотного полка. Настоящая фамилияЗильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверинагусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

В семье было шестеро детей, из которых Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный учёный-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. Всегда очень любил читать.

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Друг моего старшего брата Юрий Тынянов был первым литературным учителем, внушившим мне горячую любовь к русской литературе. Помню, девятилетним мальчишкой я вошёл в мою первую библиотеку; она была довольно маленькой, но мне казалась огромной. За перегородкой, под парафиновой лампой, сидела женщина с гладко зачёсанными волосами, в очках и чёрном платье с белым воротничком. Перегородка была такой высокой, а дама в чёрномтакой запрещающей, что я чуть было не поджал хвост и не сбежал. С трудом превозмогая робость, я заявил слабым голосом, что мне уже исполнилось девять и, следовательно, я могу получить библиотечную карточку. Время за чтением шло так быстро, что в один прекрасный день я с удивлением обнаружил, что перегородка была совсем не так высока, как мне когда-то показалось».

2-й ведущий. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу. Позднее, говоря о прототипах героев романа «Два капитана», Каверин напишет

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Что касается Николая Антоновича, особых усилий с моей стороны не потребовалось. Я изменил лишь несколько внешних черт настоящего заведующего школой, которую мне привелось закончить в 1919 году».

2-й ведущий. После окончания школы Каверин поступил на исто-рико-филологический факультет Московского университета. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В. И. Иванова, встречался с А. Белым, бывал на литературных вечерах с участием В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. В 1920 г., по совету Ю. Н. Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил стихотворные опыты.

Обратившись к прозе, в 1920 г. представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ «Одиннадцатая аксиома» и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М. Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения.

1-й ведущий. Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», возникшей в 1921 г., в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. Но наиболее близким ему по творческим устремлениям оказался Л. Н. Лунц, литератор универсального склада, тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг «На Запад!». Каверин в ту пору тоже провозглашал

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона».

1-й ведущий. Первое опубликованное произведение Каверина — «Хроника города Лейпциг», выдержанное в иронически-фантастическом «гофмановском» колорите, — увидело свет в составе альманаха «Серапионовы братья» в 1922 г. В том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой, впоследствии детской писательнице.

2-й ведущий. Первая книга писателя «Мастера и подмастерья», состоявшая из шести новелл, вышла в 1923 г. и два года спустя была переиздана под названием «Рассказы». Сборник понравился М. Горькому, который сыграл в жизни Каверина особую роль. Вот как Каверин вспоминает Горького, письма которого, «завёрнутые в кальку, в течение всей войны носил в полевой сумке»…

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Он любил меня, мы переписывались, в моей жизни уже была непоправимая, на первый взгляд,
беда, когда он выручил меня, решившись на крайнее средство: в 1924 году, после университета, я был призван в армию и меня по ложному доносу зачислили в «команду обслуживания» — нечто вроде армейского ассенизационного обоза. Он написал Каменеву, который был тогда председателем Комитета обороны, и меня перевели в армию, а потом вернули право остаться при университете».

1-й ведущий. Рассказы и небольшие повести Каверина печатались и в периодике. Ранняя новеллистика Каверина отмечена смелостью творческой фантазии, калейдоскопическим обилием разноликих персонажей, гротескностью их превращений, парадоксальной игрой с фабулой. Наиболее значительные произведения той поры: «Пятый странник», «Пурпурный палимпсест», «Столяры», «Бочка», «Большая игра», «Ревизор» — были отобраны автором в 1980 г. для первого тома Собрания сочинений.

 

 

2-й ведущий. «Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить своё слово и вспомнить, что это словорусское», — писал в 1923 г. Е. И. Замятин. И сам Каверин ощутил внутреннюю потребность в большей мотивированности характеров и ситуаций, в чётком и ясном языке повествования. Переход к новой творческой манере ощутим в повести «Конец хазы», где автор, по словам Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие решительные шаги «в сторону» от уже обретённой системы приёмов были характерны для всего творческого пути Каверина.

1-й ведущий. До конца 1920-х годов Каверин совмещал литературную работу с научной: по окончании университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 г. выпустил книгу «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения», являвшуюся одновременно диссертацией, принесшей автору звание научного сотрудника первого разряда. Филологический опыт Каверина нашёл применение в его первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), где обрисована духовная атмосфера 1920-х годов. Главный герой романа, Виктор Некрылов, отчётливо спроецирован на реальную фигуру В. Б. Шкловского, определённые прототипы имеются и у других персонажей.

К исследованию вечных противоречий бытия на современном материале Каверин обратился в повести «Черновик человека» (1929) и в романе «Художник неизвестен» (1931), где раскрыта драма русского авангарда, а в главном герое Архимедове воплощены некоторые черты В. В. Хлебникова и Н. А. Заболоцкого.

2-й ведущий. С начала 1930-х годов Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставит задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний», в котором на первый план выходит проблема таланта и славы. Он, как и несколько последующихДва капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные особенности этих книг.

1-й ведущий. В. Каверинучастник Великой Отечественной войны, во время которой был спецвоенкором ТАСС, а затем корреспондентом газеты «Известия» на Северном фронте.

В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателяроман «Два капитана», в том же году удостоенного Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман, вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

 

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Я ожидал ареста в течение десятилетийВыжил не Герцен, а мы, русские ХХ века».

2-й ведущий. На 2-м съезде писателей в 1954 г. Каверин выступил со смелой речью, призывая к свободе творчества, к справедливой оценке наследия Ю. Н. Тынянова и М. А. Булгакова. В 1956 г. онодин из организаторов и редакторов «оттепельного» альманаха «Литературная Москва». В 1955–1956 гг. В. А. Каверин сделал попытку напечатать «Жизнь господина де Мольера» М. Булгакова в этом альманахе, после чего «альманах приказал долго жить».

1-й ведущий. В 1962 г. в возглавляемом А. Т. Твардовским «Новом мире» были напечатаны повести В Каверина «Семь пар нечистых» и «Косой дождь». Позднее Г. Свирский писал об одной из них: «Первыми тематическими мостками к Солженицыну стала повесть Вениамина Каверина «Семь пар нечистых». В повести... поражает достоверность лагерных деталейдо Солженицына так мало знали об этом». В журнале «Новый мир» печатались также статьи В. Каверина, в которых писатель стремился воскресить память о «Серапионовых братьях», способствовать реабилитации Зощенко, Тынянова, Булгакова.

Сюжеты романов В. Каверина этого периода «Открытая книга» (1946–1954, окончательная редакция 1980) и «Двойной портрет» (1963–1964) связаны с драматической судьбой биологической науки в советское время.

2-й ведущий. В 1970-е годы Каверин активно выступал в защиту А. И. Солженицына и других опальных литераторов. В 1968 г. он писал

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Вся деятельность Солженицына характерна для нового времени. Пришла новая литература, — и со старой, рептильной, ползающей, с литературой, признающей только прямую линию, — с нею покончено... Издаются и имеют успех у читателей те писатели, которые устояли, которые сопротивлялись лжи, — Платонов, Зощенко, Бабель, Булгаков, Заболоцкий. В литературу возвращается блеск, оригинальность. Эта литература будет иметь мировой успех...».

2-й ведущий. С 1970-х годов Каверин обратился к истории культурыкак в художественных произведениях (роман «Перед зеркалом», 1972), так и в мемуарных книгах «Освещённые окна» (1970–1976), «В старом доме» (1971), «Вечерний день» (1977–1978), «Письменный стол» (1985), «Эпилог» (1989). Лучшей своей прозой сам Каверин считал роман в письмах «Перед зеркалом» — роман от первого женского лица. Читатель с интересом следит за тем, как меняется речь героини, как происходит превращение задиристой девочки-гимназистки в умную, глубокую женщину с невероятно трагической судьбой, но всё же с остатками «той» задиристой девчонки. Написав эту книгу, Каверин отметил, что впервые понял фразу Флобера «Эммаэто я».

1-й ведущий. В 1979 закончена работа над детской книгой литературных сказок «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча неизвестном году», а затем написана сказочная философская повесть «Верлиока» (1981). Последовавшие за ними романы «Наука расставания» (1982) и «Над потаённой строкой» (1988) основаны на переосмыслении военного опыта.

2-й ведущий. В 1980-е годы Кавериным написаны рассказы «Загадка и разгадка» (1983), «Летящий почерк» (1984), посвящённые современному юношеству, и повесть о молодом литераторе «Силуэт на стекле» (1987).

1-й ведущий. В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском посёлке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступ-
лениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти. Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю.Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. Новиковым.

2-й ведущий. Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска. Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только «Ленфильме» были сняты кинофильмы «Чужой пиджак», «Два капитана»и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Страница вторая «Каверин — человек и писатель»

…без полной и безусловной преданности литературе лучше держаться от неё подальше. …под её пристальным взглядом нельзя ни хитрить, ни лгать, ни притворяться.

В. Каверин

3-й ведущий. В. Каверин всю свою жизнь был предан литературе, и это неудивительно, потому что он всегда жил литературой и в литературе. У него были такие учителя (и друзья), как Ю. Тынянов и М. Горький, а в шестнадцать лет он уже оказался в центре Московской литературной «тусовки» («Стойло Пегаса»), где, перебивая друг друга, орали свои стихи и спорили о литературе Маяковский и Есенин, Брюсов и Белый.

4-й ведущий. Его «преданность литературе» подчас принимала анекдотичные формы. Вот как писатель описывал свою встречу в 1928 году «с одним литератором», утверждавшим, что жанр романа не под силу современной литературе

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «…взбесившись, я сказал, что завтра же засяду за роман, и это будет книга о нём».

4-й ведущий. Так возник первый роман Каверина — «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», наделавший много шума в литературных кругах и попавший позднее в список любимых книг Стругацких.

Но удержать эту преданность, стать писателем, читаемым и почитаемым миллионами, — для этого ещё требовалось иметь трудолюбивую душу и благородное сердце.

3-й ведущий. Одна из первых статей о Каверине, опубликованная в 1931 году в пятом томе «Литературной энциклопедии», начиналась словами: «Современный беллетрист и литературовед», а одна из последних в изданном в 1998 году биобиблио-графическом словаре «Русские писатели. XX век»: «Каверин Вениамин Александровичпрозаик».

4-й ведущий. Каким же человеком был Вениамин Александрович, что он любил, а что ненавидел, об этом можно судить не только по его произведениям. 25 октября 1988 г., незадолго до своей кончины, Каверин ответил на вопросы анкеты. Из неё видно, что в мужчине он выше всего ценил «мужество», в женщине — «талант любви», что его собственная отличительная черта — «неуклонное исполнение намеченной цели», а самым большим несчастьем он считал «невозможность работать», что «предательство» вызывало у него отвращение, что самую большую антипатию среди исторических лиц у него вызывал Сталин, а среди литературных героевПетр Верховенский; самыми любимыми были Герцен и княгиня Дашкова, а среди литературных персонажейАндрей Болконский. Любимыми были А. Пушкин, Ин. Анненский, Г. Гейне, Ф. Шопен, М. Чехов, С. Эйзенштейн. А вот пять книг, которые ему были особенно дороги: «Хозяин Балантрэ» Стивенсона, Библия, сборник стихов Пастернака, «Война и мир» Л. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова.

3-й ведущий. Он признавался, что из написанных им самим книг ему всего дороже роман «Перед зеркалом», а любимых изречений у него было два: знаменитый девиз поэта Альфреда Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаватьсяи рубаи О. Хайяма:

Чтоб мудро жизнь

прожить,

знать надобно немало,

Два важных правила

запомни для начала:

Ты лучше голодай,

чем что попало есть,

И лучше будь один,

чем вместе с кем попало.

4-й ведущий. О Каверине-человеке написано и сказано очень много добрых и справедливых слов. Удивительная скромность, душевное благородство (в самые трагические годы жизни писатель помогал Н. Заболоцкому и М. Зощенко, участвовал в «реабилитации» исторической прозы Ю. Тынянова и драматургии М. Булгакова, выступал в защиту А. Синявского, Ю. Даниэля, А. Солженицына, помогал многим молодым писателям и пр., и пр.), высокая порядочность отличали его.

3-й ведущий. Е. Шварц писал о своём друге: «Ни тени предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе мы не видели за все тридцать лет дружбы от Каверина». Позднее в своём письме по поводу публикаций каверинских заметок-воспоминаний «О последних днях Б. Пастернака» В. Быков писал: «Теперь я вижу, что Вы и Д. С. Лихачёввот два апостола духа, сбережённые судьбой для нашего Сегодня».

4-й ведущий. Внешне литературная судьба Каверина выглядит вполне благополучно: три собрания сочинений, десятки книг, вышедших отдельными изданиями, многие из которых были экранизированы в кино и на телевидении, полученные Сталинские премии, награждение орденами, закрепившийся титул «одного из основоположников советской литературы», а главноемиллионы читателей, любящих его светлые и мудрые книги, «исполненные, — по точному замечанию А. Арьева, — прямого душевного благородства». Самому Каверину пришлось пережить многое: были обвинения в «формализме», настойчивый интерес Управления ленинградского НКВД, до середины 50-х годов почти каждую книгу писателя ожидала грубая критика. Да и в 70-е годы не всё было гладко из-за его выступлений в защиту опальных Даниэля и Синявского.

3-й ведущий. Но, несмотря ни на что, писатель Каверин состоялся. Он не только сумел сохранить в себе молодость души и присущий молодости этический максимализм, но и стал высоким профессионалом, имеющим свой особый стиль. Стиль Каверинаписать так, чтобы было интересно читать, чтобы читателю невозможно было оторваться. Стиль Каверинаотказ от любых предписаний, ограничений и установок, если они не оправданы правдой сердца.

4-й ведущий. Своеобразие таланта Каверина, его «склонность к сюжету», умение построить фабулу сразу заметил и оценил М. Горький. Он предупреждал молодого писателя, что его путь в литературе не будет лёгким: «Однако Вы должны знать, что Вас не сразу поймут и оценят. Вам надо вооружиться терпением в пути, на который Вас обрекает характер Вашего таланта. Его надо очень любить, очень беречь, — это цветок оригинальной красоты, формы, я склонен думать, что впервые на почве литературы русской распускается столь странное и затейливое растение». Совет М. Горького запомнился Каверину. В своём «Очерке работы» он писал

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Я всегда был и остался писателем сюжетным и никогда не понимал, почему это могучее оружие находится в пренебрежении у многих писателей и критиков, считающих, что сюжетность и второсортностьблизкие, если не тождественные понятия».

4-й ведущий. Уже для ранних произведений В. А. Каверина была характерна сложная совокупность острых сюжетных ходов, нарушающих логически обоснованное, мерное течение действия: неожиданные события, необычайные ситуации, пространственно-временные смещения, появление новых, иногда таинственных персонажей, изменяющих судьбы других.

3-й ведущий. Ещё на одну особенность таланта Каверина обратил внимание Е. Замятин, прочитав его «Хронику города Лейпцига»: «Есть у Каверина одно оружие…– это ирония. ...На наших российских полях этот острый и горький злак до сих пор произрастал как-то туго; тем ценнее попытка посеять его и тем больше своеобразия даёт она лицу автора». Е. Замятин же отметил в каверинских произведениях и присутствие «стойких сплавов из фантастики и реальности».

4-й ведущий. В произведениях Каверина присутствуют два типа героевтип «творца» и тип «пошляка». Героитворцы» — это люди, обладающие творческим даром, беззаветно преданные своему делу, ищущие и целеустремлённые. Таков лётчик Саня Григорьевгерой романа «Два капитана», совершивший «героическую экспедицию» в поисках следов капитана Татаринова. В. Каверин показывает своих «творцов» духовными и интеллектуальными личностями, ответственными перед миром и собой за свои поступки, отличающимися нравственным отношением к делу, которому они служат. Им всегда противопоставлены героипошляки», сутью которых являются обман и корысть, мошенничество и агрессивность. «Творцы» у Каверина всегда выбирают активную жизненную позицию и дают отпор «пошлякам», они находятся в состоянии внутренней гармонии, их душевные и интеллектуальные силы направлены на поиски истины, как у Сани Григорьева. «Пошляки» же, ведя двойную игру, разрушают себя, свою жизнь, как Николай Антонович Татаринов и Ромашов в тех же «Двух капитанах».

3-й ведущий. Герои каверинской прозы различаются не социально-бытовыми, а психологическими характеристикамиспособностью ощущать огромность мира, жить творческой жизнью, нести людям радость или неспособностью преодолеть эгоистическую замкнутость своего мирка.

4-й ведущий. Благородство и интеллигентность Каверина-человека реализовались в нравственных позициях героев его книг, что заставляет ещё и ещё раз возвращаться к его произведениям.

Страница третья «Два капитана» — роман о сбывшейся мечте»

Я возьму с собой в 3-е тысячелетие роман В. Каверина «Два капитана». Я думаю, что В. Каверин был таким, как Саня, потому что человек, написавший такую великолепную книгу, не может быть завистливым, нечестным, как, например, Ромашка. Поэтому я считаю, что людям третьего тысячелетия стоит познакомиться с произведением такого замечательного писателя.

Из школьного сочинения

Слова эпиграфа и подзаголовки читает 5-й ведущий.

6-й ведущий. Роман «Два капитана» (1936–1944) отмечен динамичностью сюжета, максималистски чётким противопоставлением характеров, неподдельным романтическим пафосом. И сегодня, когда нишу подростковой литературы заняли романы о Гарри Поттере Д. К. Ролинг, он остаётся примером истинного бестселлера, который выдержал сотни переизданий. А выдержат ли романы Ролинг подобное испытание временем и поколениями, — вопрос пока открытый. Однако человек, прочитавший «Двух капитанов» и читающий «Гарри Поттера», обязательно придёт к выводу, что многие мотивы и идеи в этих романах совпадают: сиротство главного героя, память о родителях, взаимоотношения со взрослыми, трудный путь его становления (школа), дружба и ненависть, верность и предательство, зависть и великодушие и т.п. Но Ролинг помещает своего героя в вымышленный мир и предлагает пути решения проблем при помощи магии, а у Каверина мир реальный и герои выбирают реальные средства и способы борьбы со злом, оставаясь при этом нравственными и духовными людьми. И именно этим дорог роман «Два капитана». Именно о таких книгах, как эта, пел Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал». Не одно поколение выросло с героями Каверина, восхищалось ими, училось на их ошибках, они стали для многих почти родными. Давно известно, что книги делятся на обычные, хорошие, отличные и родные. И роман «Два капитана» можно назвать родной книгой. Современные подростки, не прочитавшие книгу или не посмотревшие фильм, многое потеряют. Очень скоро они поймут, что, несмотря на видимые перемены, истинных человеческих ценностей не так много и они не очень-то меняются с годами.

Капитаны собственной судьбы

Инсценировка главы 20 «Всё могло быть иначе» (1 книга, часть 3). Действующие лица: Саня Григорьев, Кораблёв, Марья Васильевна Татаринова. Саня рассказывает о письмах капитана Татаринова и читает их наизусть.

5-й ведущий. Роман «Два капитана» — это роман о сбывшейся мечте. Мечте Сани Григорьева вырасти достойным человеком, стать полярным лётчиком, найти экспедицию капитана Татаринова и восстановить попранную справедливость. Поэтому в центре сюжета романаистории двух главных героев: Сани Григорьева и капитана Ивана Львовича Татаринова. Вся жизнь Сани связана с подвигом отважного капитана, исследователя Севера, на которого он с детства равняется и экспедицию которого он находит, став лётчиком.

6-й ведущий. И у капитана Татаринова, и у Сани Григорьева есть прототипы.

5-й ведущий. У капитана Татариноваэто два известных завоевателя Крайнего СевераГеоргий Яковлевич Седов и Георгий Львович Брусилов.

6-й ведущий. В. Каверин писал, что у Седова (фотона экране) он «взял мужественный и открытый характер, чистоту мысли, ясность целивсё, что отличает человека большой души». Главной мечтой Седова на протяжении многих лет было достичь Северного полюса, он хотел, чтобы его открыли русские. Потому что об этом мечтали Ломоносов и Менделеев. В августе 1912 года на паровом боте «Св. Фока» Седов покидает Архангельск. Но экспедиция была очень плохо подготовлена из-за недостаточности средств и невнимания чиновников. У Новой Земли «Св. Фока» стал на первую вынужденную зимовку, у Земли Франца-Иосифана вторую. Люди начали болеть цингой. Седов с двумя матросами решает идти к полюсу пешком. Через две недели он запишет в дневник свои последние слова: «Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети нашим близким на родине, как мы ютимся в палатке, …больные, удрученные, под 82 градусом северной широты...».

5-й ведущий. У Брусилова (фотона экране) Каверин взял фактическую историю его путешествия. Дрейф «Св. Марии» в романе совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны», вышедшей из Петербурга тоже в августе 1912 г. и снаряжённой Брусиловым на деньги его дяди. Уже в октябре «Св. Анна» оказывается затёртой льдами у западного побережья Ямала. Начинается ледовый дрейф, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на северо-запад, к Земле Франца-Иосифа. В апреле 1914 г. шхуну покидает штурман Валериан Альбанов, с нимещё 13 человек команды. До Большой Земли доходят лишь двоесам Альбанов и матрос Конрад.

«Св. Фока», возвращаясь домой уже без Седова, встречает у мыса Флора Альбанова, штурмана корабля «Св. Анна», везущего письма и бортовой журнал Брусилова. Так судьба этих двух погибших отважных капитанов сплелась дважды: сперва в Арк-тике, затемв книге.

6-й ведущий. Прототипами Сани Григорьева стали тоже два человекаполярный лётчик С. Я. Клебанов и профессор-генетик Михаил Ефимович Лобашёв. У Клебанова Каверин взял основные черты характера Сани: отвагу, мужество, настойчивость
в достижении цели, верность и преданность делу. А у Лобашёваисторию жизни, рассказанную писателю им самим.

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не придуманы мной. Его мать и отец, сестра и товарищи написаны именно такими, какими они впервые предстали в рассказе случайного знакомого», — признавался Каверин.

 

 

«Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя!»

7-й ведущий. Ещё одна сбывшаяся мечта главных героевэто их любовь, выдержавшая все испытания жизнью и временем. Любовь-дружба, на которую способны только люди с ясными характерами и чистотой мыслей. История любви Сани Григорьева и Кати Татариновойещё одна главная сюжетная линия романа. Только такую девушку, как Катя, мог полюбить Саня. Образ Кати Татариновой-Григорьевойвоплощение представлений писателя о том, какой должна быть женщина. При твёрдом и решительном характере она обладает чутким и отзывчивым сердцем, она понимает прямую натуру Сани, не обвиняет его в смерти матери. Она видит истинное лицо и Николая Антоновича, и Ромашова и помогает Сане в их разоблачении. В страшные годы войны, в блокадном Ленинграде она верит, что Саня жив, и надеется на встречу с мужем.

Катя Татаринова. Монолог из главы «Да спасёт тебя любовь моя» (книга 2, часть 7, глава 14).

«Учиться думать не только о себе, но и о других…»

Слова раздела появляются на экране одновременно с портретом В. Каверина.

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах».

8-й ведущий. Своё писательское и жизненное кредо В.А. Каверин воплотил в творчестве, считая, что книга писателяэто тоже его поступок. Писатель следовал главному принципувоспеванию добра, подвига, когда люди посвящают свою жизнь другим. Роман «Два капитана», самая известная и популярная книга В. А. Каверина, именно об этом. И вот уже более полувека читатели всех возрастов с увлечением следят за удивительной судьбой мальчика Сани Григорьева. Многие после прочтения «Двух капитанов» решили стать лётчиками, полярниками. В Саню Григорьева поверили: он вошёл в круг живых, хотя и является художественным вымыслом писателя.

7-й ведущий. В. Каверин на протяжении всего романа проводит мысль: какое это великое благоиметь друзей, тот, кто этого лишён, тот нищ, независимо от материального достатка.

Ведущий, исполняющий роль Каверина. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

8-й ведущий. Этими словами заканчивается роман. Давайте запомним эти простые и вечные слова и сделаем их и своим жизненным девизом!

 

Литература

1. Борисова В. Роман В. Каверина «Два капитана»: В. Каверин. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 3. — М., 1964.

2. Каверин В. А. Два капитана: Роман. — М., 1985.

3. Каверин В. Очерк работы. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. — М., 1964.

4. Новикова О., Новиков В. В. Каверин. — М., 1985.

5. Новикова О., Новиков В. В. Каверин. Критический очерк. — М., 1986.

И. М. Халабаджах, г. Донецк

 

Dounload PDF

Відгуки читачів