Познай себя

Интегрированное занятие для старших дошкольников

Программное содержание: обобщить знания детей о своем организме и его возможностях; закрепить культурно-гигиенические навыки; подготавливать детей к взаимодействию с окружающей средой; продолжать учить логично и последовательно строить рассказ по картине по заданной теме; воспитывать у детей новое отношение к себе и своему организму, бережное отношение к жизни и здоровью человека; знакомить с половыми различиями.


Познай себя

Интегрированное занятие для старших дошкольников

Программное содержание: обобщить знания детей о своем организме и его возможностях; закрепить культурно-гигиенические навыки; подготавливать детей к взаимодействию с окружающей средой; продолжать учить логично и последовательно строить рассказ по картине по заданной теме; воспитывать у детей новое отношение к себе и своему организму, бережное отношение к жизни и здоровью человека; знакомить с половыми различиями.

Материал: овал (яйцо) из бумаги; рисунки (глаза, нос, рот, уши); изображение клюва птицы, хобота слона и носа поросенка; звукозапись пения птиц; сладости; апельсин (дольки); лимон; лук; чеснок.

Ход занятия

В гнезде для птичек — «яйцо» (овал из бумаги).

— Ребята! У нас ночью в группе побывала сказочная птица и оставила нам в подарок волшебное яйцо.

Какую геометрическую фигуру напоминает это яйцо? (Овал)

— Какие предметы имеют сходство с овалом? (Ответы детей.)

— А давайте представим, что это чье-то лицо. На лице человека есть его друзья-помощники, а какие... вы сейчас отгадаете сами.

Загадка

Жили-были два брата,

Оба Кондраты.

Через горку живут,

А один другого не видят. (Глаза)

— Зачем человеку глаза?

— Из чего состоит глаз?

— Одинаковые ли у всех глаза?

Дидактическая игра «Найди товарища по цвету глаз»

Игровая ситуация «Кукле в глаз попала соринка. Что делать?»

Советы доктора Айболита:

не тереть глаз;

не пытаться вытащить соринку пальцем;

обратиться за помощью к взрослым.

Как нужно заботиться о своих глазках?

1. Глазки любят чистоту, поэтому нужно умываться утром и вечером.

2. Не три глаза, особенно грязными руками.

3. Не рисуй и не читай в темноте.

4.     Не смотри долго на солнце.

5. Не играй, не бегай с острыми предметами.

6. Не смотри долго и близко телевизор, не сиди долго за компьютером.

Гимнастика для глаз

1. Посмотреть вправо, влево, вправо, наверх, вниз — 3 раза.

2. Крепко зажмуриться на 3–5 с — 6 раз.

3. Быстрое моргание — 3 с.

4. Смотреть прямо — 2 с, перевести взгляд на кончик носа — 2 с.

5. Следить глазами за подниманием и опусканием предмета.

6. Сделать глазки, как у «зайчика» (массаж).

Загадка

Вот гора, а у горы —

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

?Что это? (Ответы детей.)

?Для чего нам нужен нос? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

— А если человек не чувствует запах — значит, он простудился. Наш мишка играл в футбол, ему стало жарко, и он попил холодной воды.

А что нужно делать, чтобы не простудиться? (Ответы детей.)

— А если простудился, то:

при кашле закрывай рот платком;

не обнимай и не целуй никого, пока не выздоровеешь;

пей лекарства, которые дают родители.

— А ещё нельзя совать в нос посторонние предметы.

У животных обоняние развито лучше, чем у людей. Например, лошади или собаки могут узнать своего хозяина по запаху. Многих собак люди берут себе в помощники. Они служат а милиции, на границе, в горах.

Дидактическая игра «Угадай, чей нос!»

— А сейчас угадайте, чей это нос? (Изображение клюва птицы, хобота слона и носа поросенка)

Закаливающее носовое дыхание

1. Десять вдохов и выдохов поочередно, закрывая указательным пальцем правую и левую ноздрю — 4–6 с.

2. Дыхание ртом, подняв кончик языка к твердому небу.

3. Спокойный вдох. На выдохе постукивать пальцами по крыльям носа и произносить «ба-бо-бу».

Загадка

Красные двери в моей пещере,

Белые звери сидят в пещере.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою —

Я с радостью зверям своим отдаю. (Губы, зубы)

— Ребята, а чего еще не хватает во рту у нашего будущего человечка»? (Языка)

— Правильно, рот — это губы, зубы и язык.

А какая работа у язычка? (Ответы детей.)

— А давайте представим, как будет реагировать наш язычок на вкусную еду.

Физкультминутка

Текст произносить с одновременной демонстрацией движений так, чтобы дети осо­знали их эмоциональный характер.

1. Язычок медленно пробует еду, перекатывает ее во рту. (Медленные переступания с пятки на носок, руки опущены.)

2. Ой, вкусно! Ой, вкусно! (Несколько раз подняться высоко на пальчики, с одновременным движением рук через стороны вверх, потянуться.)

3. Зубки медленно пережевывают большой кусок, а потом уже быстро — маленькие кусочки. (Ходьба на месте с постепенным ускорением темпа и переходом на легкий бег на месте.)

4. А чем бы еще полакомиться? (Повороты туловища вправо-влево, руки на поясе.)

Загадка

В хлеву два ряда барашек,

Все беленькие. (Зубы)

— Что нужно делать, чтобы зубки были здоровые? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Пальчик вверх, пальчик вниз»

Закрепить знание о гигиене и правилах ухода за зубами.

Правила игры: если согласны с утверждением, то большой палец руки поднимаем вверх, если нет — то опускаем вниз.

Нужно больше есть шоколада и пе­ченья — это самые полезные продукты.

Следует есть яблоки и морковь — в них много витаминов.

Нужно зубами щелкать орешки. т. д.)

Звучит музыка (пение птиц).

?Чем вы, дети, услышали пение птиц? Через нос? При помощи глаз? Через кожу?

?Послушайте сказку о том, как ушки помогли в лесу. (Использовать куклу.)

Рассказывает кукла Маша:

— Пошли мы с бабушкой в лес, набрали ягод и решили отдохнуть. Сели на пенек. Вдруг слышим: «Ш-ш-ш-ш», но никого не было видно. Я испугалась и хотела спрятаться под кустом, но бабушка взяла меня за руку и быстро увела с этого места. Почему? Потому что бабушка знала, что так шипит змея. Вот почему мы ушли. «Ушки, ушки, что вы делали? Слушали внимательно. Спасибо, ушки, что вы от беды нас спасли».

— Ребята, а вы знаете, как беречь слух?

Уши необходимо мыть каждый день.

Нужно оберегать уши от громких звуков.

Если болит ушко — скажи взрослому.

Никогда не засовывай посторонний предмет в ухо.

— А теперь посмотрим на лицо нашего человечка. Все ли у него на месте? Осталось сделать прическу.

— Ребята, а как вы думаете, это мальчик или девочка?

— А по каким признакам вы отличаете мальчиков от девочек? (Предложить мальчику и девочке стать рядом.)

— А еще мы различаем их по именам. Имена бывают мужские и женские. Дети, а кто выбирает человеку имя? Правильно, родители.

Вы, наверное, спрашивали у своих родителей, почему они из всех имен выбрали для вас именно то, которое вы теперь носите? Кто из вас спрашивал? (Дети рассказывают, в честь кого их назвали такими именами.)

— А хотите знать, что обозначают ваши имена?

Александр — защитник людей.

Анастасия — воскресение.

Галина — тишина, кротость.

Екатерина — чистая.

Татьяна — хозяйка.

Оксана — гостеприимная.

Лариса — чайка.

Анна — благодать.

Зоя — жизнь.

Мария — госпожа.

Иван — божий дар.

Никита — победитель.

Ольга — священная.

Сергей — высокий, высокочтимый.

— Какое бы имя не было дано человеку, не имя красит его, а он свое имя. Прослушайте голос березки, что она расскажет нам. (Звучит запись-жалоба березки.)

— Дети, скажите, можно ли своим именем «украшать» стволы деревьев, сидения в транспорте, стены домов, двери подъездов?

— Люди отличаются не только внешностью, но и голосом.

Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по голосу».

Одному из детей завязывают глаза, а дети по очереди говорят слова: «Мы тебя любим». Ребенок отгадывает, кто сказал эти слова.

— У каждого человека — свой вкус. Давайте убедимся сейчас в этом, поиграв в игру «Микрофон».

Вопросы

1. Твой любимый цвет.

2. Любимое время года.

3. Любимое блюдо.

4. Любимый цветок.

5. Любимое лакомство.

6. Любимое занятие.

7. Любимая игрушка.

8. Любимое животное.

(Дети по очереди отвечают.)

— Мы еще раз убедились, что все люди разные. Нет одинаковых людей!

Даже близнецы, очень схожие внешне, обязательно чем-то отличаются друг от друга.

Минутка поэзии

— Ребята, сегодня не вы мне будете читать стихи, а я сама прочитаю вам свое любимое стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны,

Рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее.

Она ж за ними бегает по следу,—

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце — не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот камень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее не хороши,

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже скользит в любом ее движеньи.

А если это так, то что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

— Дети, а вам понравилась эта девочка? Чем?

— Ребята, а кто из вас считает себя внимательным человеком? Тогда прочитайте, что, «написано» на лице? (Дети по картинкам определяют выражения лица: доброта, зазнайство, обида, радость, злость, грусть, удивление. Изображают их сами.)

— А какое выражение лица вам больше всего нравится? Покажите.

— Дети, а вы хотите узнать, что думают о вас ваши товарищи? Тогда поиграем в игру «Свет мой, зеркальце, скажи».

Ребенок (по его желанию) смотрится в зеркальце и говорит:

— Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи; я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Ему зеркальце в ответ:

— Ты красива, спору нет. У тебя красивое лицо, густые волосы, большие глаза, ты опрятный, аккуратный и т. д. (Слова зеркальца говорят дети, каждый по очереди, находя у своего товарища положительные черты.)

— А теперь, по секрету, я вам покажу портрет самой красивой девочки и самого красивого мальчика нашей группы. (Дети по очереди подходят и вместо фотографии видят зеркальце, а в нем — каждый себя.)

— Вы согласны со мной, дети, что это самые красивые мальчики и девочки?

— А сейчас нарисуйте, пожалуйста, их.

Звучит медленная музыка, а дети рисуют свои автопортреты.

В конце занятия из работ образуется коллективная композиция.

— Вот сколько замечательных ребят живет на нашей планете, чтобы сделать ее еще красивее!

Відгуки читачів