Передплатна кампанія з січня 2019 закінчино! Що робити далі?

Подробиці...

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Урок внеклассного чтения в 3 классе «Путешествие по страницам любимых сказок»

С. И. Федосова, учитель высшей категории, ООШ 97,

г. Донецк

Цели:

  дидактическая: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме;

  развивающая: развивать познавательную активность учащихся;

  воспитательная: прививать любовь к чтению.


Урок внеклассного чтения в 3 классе «Путешествие по страницам любимых сказок»

С. И. Федосова, учитель высшей категории, ООШ 97,

г. Донецк

Цели:

  дидактическая: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме;

  развивающая: развивать познавательную активность учащихся;

  воспитательная: прививать любовь к чтению.

Оборудование: цветик-семицветик, наклеенный на детский зонтик; альбом, цветные карандаши.

Тип урока: урок-путешествие.

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма.

А. С. Пушкин

I. Вступление

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о сказках.

Вы любите сказки?

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшныесказки всегда интересны. Читаешь, слушаешьдух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках. Сказкаложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи

Дети, преодолевая разные препятствия, мы сегодня будете сказочниками, художниками, поэтами и сказочными героями и превратитесь в них с помощью моего волшебного зонтика. Вы готовы? Вперед!

II. Основная часть

Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через западна восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли,— будь по-моему, вели

Повелеваю стать вам сказочниками! (Срывает желтый лепесток зонтика.)

Сказки… — сколько в них поэтической прелести, художественного совершенства. Сказки будят воображение, фантазию, светлые и добрые чувства

Ребята, сейчас вы сможете:

  прочесть свои любимые сказки (отрывки) (3–4 человека);

  прочесть сказки, переделанные на ваш лад (2–3 человека);

  прочесть придуманные вами сказки (2 человека).

Ребята, я надеюсь, что эти и другие сказки вы запомните надолго и полюбите их ещё больше.

Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через западна восток, через север, через юг, — возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли,— будь по-моему вели

Повелеваю стать вам художниками. (Срывает зеленый лепесток с зонтика.)

Я знаю, что все дети любят рисовать. Расскажите, что вы будете рисовать, какие сказочные герои вам близки.

(Ребята рисуют. Звучит музыка.)

Дети, у вас всё получилось. Искорка творчества у вас есть. Пусть со временем она станет огнем, чтобы потом пылать всю жизнь.

Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток,— через западна восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты землибудь по-моему вели

Повелеваю вам стать рассказчиками!

(Срывает синий лепесток с зонтика.)

Ребята, рядом со сказками живут пословицы и поговорки, загадки, были и небылицыпроизведения устного народного творчества. Они передавались устно от одного человека к другому, от одного поколенияк другому. Автор пословиц, поговорок, загадокнарод. Говорят, что пословицавсем делам помощница.

Какие вы знаете пословицы?

А теперь послушайте пословицы и объясните, какой смысл вложен в них.

  Худо тому, кто добра не делает никому.

  Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

  В ком добра нет, в том и правды мало.

  Сей добро, пожинай добро.

  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Пословицакраткое мудрое изречение. В пословице отразились народный ум, правда, опыт. Этомудрые суждения о жизни и о людях. Будем учиться мудрости!

Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток,— через западна восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты землибудь по-моему вели

Повелеваю вам стать историками!

(Срывает коричневый листок с зонтика.)

Ребята, как появились сказки, былины, что вы знаете об этом? Работать будем в группах. Каждая группа презентует своё выступление.

1 группа. Сказкаэто устное народное творчество. Сказка переходит из уст в уста. Сказка начинается с присказки, а завершается концовкой.

2 группа. Народное искусство словапесни, сказки, легенды, былиныобычно называют фольклором (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость»).

3 группа. Определите, где концовка.

  Без присказки сказкачто без полозьев салазки.

  Это ещё не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

  За тридевять земель, в тридесятом государстве

  Жили-были

  Стали они жить-поживать и добра наживать

  Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало.

4 группа. Знаете ли вы, что такое былина? Былиначто было, случилось, не вымышленный, а правдивый, иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный. Былина старину любит. Быльне сказка, из неё слова не выкинешь. Быль за сказкой не угонится. Быльтрава, небыльвода. Былькак смола, небылькак вода. Раньше былины пели, сопровождая песню игрой на старинном музыкальном инструментегуслях.

5 группа. Определите, из каких сказок эти отрывки.

  Жили-были старик со старухой, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  Вот старик и говорит: «Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!» («Сивка-бурка»)

  Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. («Иван-царевич и серый волк»)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

Ребята, вы только учитесь, но знания творят настоящие чудеса.

Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток,— через западна восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты землибудь по-моему вели

Повелеваю вам стать поэтами.

(Отрывает голубой лепесток.)

Какая величайшая сила заключена в слове! Сколько глубокой, добытой веками и тысячелетиями человеческой мудрости выражено в нём! Носителем и вечным хранителем слова является книга, названная источником жизни. Вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его идеалом. Какие же это произведения?

Дети читают отрывки из сказок ПЕршова, АСПушкина, КЧу­ков­ско­го.

Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток,— через западна восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты землибудь по-моему вели

Повелеваю вам стать сказочными героями!

(Отрывает фиолетовый лепесток.)

Инсценировка сказок Б. Сладкова «Сорока и заяц», «Лисица и ёж», «Сорока и снегирь».

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!

III. Итог урока

Что на уроке вам больше всего понравилось? На какого сказочного героя вы хотели бы быть похожим?

Литература

1. Волина В. Русский язык. Учимся играя.— Екатеринбург: Арго, 1996.

2. Голованова М. Родная речь.— М.: Просвещение, 1993.

3. Гудзик И. Учебники по чтению для 3, 4 класса.

4. Никитина Е. И. Родное слово.— М.: Просвещение, 1970.

 

Відгуки читачів