Л. В. Вознюк. Русский язык: морфология. Пособие для учащихся

Е. П. Голобородько, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент НАПН Украины, г. Херсон


На современном этапе развития общества стратегической задачей является формирование личности компетентной, творческой, успешной. В этом решающую роль играют знания. Добывать их в эпоху глобализации, интеграции, информатизации общественной жизни, с одной стороны, легче благодаря информационно-компьютерным технологиям, с другой — сложнее в связи с бурным потоком самой различной информации, в том числе, и по качеству. Кроме того, работа с информацией многоаспектна — надо находить её, добывать, обрабатывать, критически осмыслять, использовать, создавать новую и т. д. В таком случае, особенно при организации самостоятельной работы обучающихся, полезно иметь научно-обоснованные методические указания, рекомендации, пособия.

Одним из таких источников является учебное пособие для учащихся Л. В. Вознюк «Русский язык: морфология». Это весьма содержательная, объёмная, логично структурированная, интересная работа. С нашей точки зрения, единственная в таком роде.

 
Каждая часть речи представлена с глубоким лингводидактическим вкусом. При этом, во-первых, соблюдена закономерная традиционная система рассмотрения частей речи (значение, грамматические признаки, классификация отдельных морфологических явлений, орфография, стилистическая роль), во-вторых, убедительно показаны особенности каждой из них — как самостоятельных, так и служебных и междометия.
 
Интерес вызывает теоретическая часть: лингвистические сведения о значениях каждой части речи — основном и дополнительных со многими оттенками; назначение их, дефиниции; толкование терминов; критерии (смысловые, словообразовательные, грамматические) и пояснение установления разрядов внутри каждой лексикограмматической группы слов; образование грамматических объединений слов; сопоставление различных морфологических явлений; мотивированная орфография; рациональное употребление конкретной части речи и её форм; синонимия, антонимия, омонимия в морфологии, фразеологические сочетания; органическая взаимосвязь частей речи и на этой основе их переход из одной в другую; своей основательностью привлекают внимание и схемы (порядок) морфологического
разбора.
 
Понять и усвоить все эти морфологические тонкости помогает богатая и выразительная иллюстративная база упомянутого пособия — слова, словосочетания, предложения (в том числе фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые выражения, цитаты, литературные тексты разных стилей и жанров).
 
Особо положительной оценки заслуживает психологически и педагогически обусловленный методический инструментарий организации познавательного процесса учащихся с помощью данного пособия. Здесь представлены и наблюдения над языковым материалом, и последовательность вопросов при этом, и выводы, комментарии, примечания, названы соответствующие в разных случаях приёмы работы, алгоритмы рассуждений, размышления, опорные справки, вертикальные и горизонтальные записи склонения частей речи, приведены примеры, образцы, словарные статьи, разъяснения, анализ и доказательства сложных для учащихся морфологических, словообразовательных и других языковых явлений, сформулированы причины отдельных морфологических процессов, учтена работа с компьютером. Обстоятельно и доступно составлены схемы (порядок) морфологического разбора каждой части речи. Уместно использованы таблицы. Отражены перспективы изучения частей речи (синтаксис).
 
Такое пособие поможет учащимся глубже усвоить все оттенки природных богатств русского языка, что положительно повлияет на их учебную и в будущем профессиональную деятельность, осуществление полноценного общения.
 
Работа достойна посвящения её известному учёному-лингвисту и педагогу Александру Николаевичу Тихонову.
 
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 4974
 
Догори