Устное изложение текста повествовательного характера «Деревьям тоже больно». 8-й класс

Л. М. Коломийченко, учитель русского языка Прилукской СОШ І–ІІІ ст. № 7 им. Т. Г. Шевченко, г. Прилуки, Черниговская обл.


Цели:
  • обучающие: формировать умения пересказывать текст в соответствии с замыслом автора, основной мыслью, использовать при передавании содержания текста изученные синтаксические единицы;
  • развивающие: развивать речевые и орфоэпические навыки; умение пересказывать текст по совместно составленному плану;  
  • воспитательные: прививать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

 

Тип урока: урок развития связной речи.
 
Оборудование: карточки с текстом изложения.
 
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
III. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
IV. Работа над темой урока.
 
1. Ознакомление с текстом изложения
 
Деревьям тоже больно
 
Степной человек, я никогда не пил берёзового сока. Наслышанный о его неповторимом вкусе, о его чудодейственной силе, способной пробуждать молодость, я мечтал при первом же случае попить берёзового соку.
 
Случай представился. Мы шли с приятелем по весеннему лесу. День был пасмурный, серый. Вокруг сосны, ели, орешник. В их зарослях ещё темнее, чем на полянах.
 
Вдруг как будто солнце выглянуло из облаков и впереди стало светло. Берёзы! Они стояли высокие, в нежной зелени листьев, и прямые, как свечи, стволы разливали вокруг ровный белый свет.
 
Вот когда я напьюсь соку! Подходим к одному дереву. Шершавая кора берёзы до самой древесины изрублена топором, и стоит она мокрая, захлюстанная. Дрогнуло сердце. Я почувствовал острую жалость к раненой берёзе. Сколько можно истязать её? Пошли искать другое дерево…
 
Мы сидели у костра около молодых берёзок. Под берёзками стояли два стакана, и тонкими ручейками стекал в них сок. Попробовал — сладкая водица.
 
Вот и сбылась мечта. Мне больше не надо соку, а он всё течёт и течёт из надрезов, и нет никакой возможности его остановить. Вкусный берёзовый сок, но добывать его больше не буду. Жаль деревья, уж больно по-человечьи они проливают слёзы.
(Н. И. Терехов)
 
2. Беседа
  • О чём мечтал автор?
  • При каких обстоятельствах он оказался в берёзовой роще?
  • Какое чувство испытал рассказчик при виде раненого дерева?
  • Удалось ли писателю отведать берёзового соку?
  • Каким он оказался на вкус?
  • Что заставило автора отказаться от других попыток напиться целебного напитка?
  • Что хотел сказать писатель своим рассказом?
  • Сформулируйте основную мысль текста. Докажите правильность вашего суждения цитатой.
  • Определите тип и стиль речи. Докажите примерами из текста.
  • Найдите известные вам средства связи между предложениями.

 

3. Словарная работа
  • Какими словами можно заменить слово автор?
  • Как вы понимаете смысл выражения захлюстанная берёза?
  • Какое сравнение использует писатель, описывая берёзы?
  • Как он передаёт своё восхищение от увиденного?

 

4. Коллективное составление подробного плана к тексту. 
Образец плана 
1) Мечта рассказчика.
2) В весеннем лесу.
3) Берёзы.
4) Раненое дерево.
5) Сладкая водица.
6) «Жаль деревья, уж больно по-человечьи они проливают слёзы».
 
5. Коллективный пересказ текста по плану
 
6. Устное изложение текста учащимися
 
V. Систематизация и обобщение изученного
Беседа
  • Как вы относитесь к событиям, о которых идёт речь в тексте?
  • Как бы вы поступили на месте рассказчика?
  • Как можно добывать берёзовый сок, не уничтожая при этом деревьев?

 

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
 
VII. Домашнее задание
Повторить типы и стили речи. 
Подготовить устное изложение текста «Деревьям тоже больно».
Dounload PDF

Відгуки читачів