Передплатна кампанія з січня 2019 закінчино! Що робити далі?

Подробиці...

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Урок мужества в 4 классе

Е. Ю. Чекина, учитель высшей категории, учитель-методист, СОШ 143,

г. Харьков

Тема. Освобождению Харьковщины посвящается...

Цели: ознакомить детей с историческим периодом Великой Отечественной войныоккупацией и освобождением Харькова; формировать навыки работы с картой; воспитывать уважительное отношение к ветеранам; развивать устную речь, внимание, намять.


Урок мужества в 4 классе

Е. Ю. Чекина, учитель высшей категории, учитель-методист, СОШ 143,

г. Харьков

Тема. Освобождению Харьковщины посвящается...

Цели: ознакомить детей с историческим периодом Великой Отечественной войныоккупацией и освобождением Харькова; формировать навыки работы с картой; воспитывать уважительное отношение к ветеранам; развивать устную речь, внимание, намять.

Оборудование: карта Харькова времён Великой Отечественной войны; выставка рисунков «Они сражались за Родину»; подборка иллюстраций по тематике урока; магнитофон; фонограммы песен, которые используются во время урока.

Уроку предшествует следующая подготовительная работа.

1. Дети подбирают иллюстрации из журналов и газет по тематике урока.

2. На уроке изобразительного искусства учащиеся рисуют рисунки для организации выставки «Они сражались за Родину».

3. Во внеурочное время дети знакомятся с картой города Харькова времён Великой Отечественной войны. Учитель объясняет правила работы с картой. Учащиеся, которые во время урока рассказывают об определённой местности Харьковщины, должны уметь правильно показать эту улицу, площадь на карте.

4. На урок дети приглашают ветеранов.

На доскезапись:

Пусть город мой не назван средь героев,

Но истекая кровью, весь в огне,

В тылу врага он не покинул строя,

А как солдат сражался на войне.

Ход урока

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР

Учитель. Снова дралась во дворе?..

Ученица

Ага! Мама, но я не плакала!..

Вырастувыучусь на моряка.

Я уже в ванне плавала!..

Учитель

Боже, не девочка, а беда!

Сил моих больше нету...

Ученица. Мама, а вырасту я когда?

Учитель. Вырастешь! Ешь котлету...

Ученица. Мама, купим живого коня?..

Учитель. Коня?! Да что ж это делается?..

Ученица. Мама, а в летчики примут меня?..

Учитель

Примут. Куда они денутся?!

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!..

Ученица

Мама, а правда, что будет война,

И я не успею вырасти?..

(Р. Рождественский)

Звучит запись песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).

1-й ученик

Война сотрясла поля Харьковщины,

Был серым от дыма простор голубой.

Со школьной скамьи молодые мужчины

Уходили в священный бой.

2-й ученик

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатомсолдат...

До свидания, мальчики... Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад...

3-й ученик

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, и всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

4-й ученик

Ах, война, что ты, подлая, сделала?

Вместо свадебразлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад...

До свиданья, девочки... Девочки!

Постарайтесь вернуться назад...

(Б. Окуджава)

Звучит запись песни В. Высоцкого «Так случилосьмужчины ушли...»

5-й ученик. Наши земляки-харьковчане, не щадя жизни на всех фронтах, мужественно сражались
с фашизмом. А над родным Харьковом, будто свинцовые тучи, опустились черные дни оккупации. Не работала ни одна электростанция, ни одна котельная, ни один магазин. На харьковчан, не успевших выехать из города, обрушились холод, голод и фашистский террор.

Учитель

Мёртвый старик в лопухах под забором.

Трупик ребёнка придавлен доской.

Всем их пытали: и газом, и мором,

Жгучим стыдом, и холодной тоской.

6-й  ученик. На оккупированной территории враг свирепствовал и бесчинствовал. В первый же день своего пребывания в городе фашисты повесили на балконах домов на улицах Пушкинской и Свердлова (сейчасПолтавский Шлях) 116 граждан.

7-й ученик. Но оккупированный Харьков сражался. В условиях жесточайшего террора бойцы незримого фронта громили врага. Деятельность 30 подпольных организаций не давала покоя оккупантам ни днём, ни ночью.

8-й ученик. В ноябре 1941 года был взорван немецкий эшелон с боевой техникой и солдатами.

9-й ученик. В ночь на 23 ноября взлетел в воздух гитлеровский штаб вместе с комендантом города фон Брауном. В тот же день было взорвано помещение бывшего штаба военного округа на площади Руднева. Через три дня перестал существовать мост на Холодную гору. Подобных терактов были десятки. По свидетельству старожилов, немцы боялись даже слова партизан.

Учитель. Руководители харьковского подполья, выданные предателями, не дожили до светлых дней освобождения. Они были расстреляны в начале 1942 года. Это Бакулин Иван Иванович и Зубарев Александр Гордеевич. Запомним их имена.

Звучит запись песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

10-й ученик. Если бы улицы и площади могли говорить! Если бы только они могли говорить! Они рассказали бы нам об ужасах немецкой оккупации и героизме харьковчан, боровшихся с врагом.

11-й ученик. Площадь Тевелева. Сейчас это площадь Конституции. Здесь в феврале 1942 года после расстрела молодого подпольщика к фашистскому генералу, садившемуся в машину, подошла девушка и выстрелом в упор убила его. Героиню замучили, но имя её так не узнали.

12-й ученик. Улица Чернышевского! У дома 36 — застывшие в карауле немецкие солдаты и флаг с черной свастикой в белом кругу,— это гестапо. Попавшие сюда редко возвращались назад. Судьбы многих из них до сих пор не известны.

13-й ученик. Улица Свердлова. Здесь располагался концлагерь 354. Газовые печи были заменены душегубками, в которых по пути к загородным оврагам люди задыхались от удушливых газов. Сердца погибших перестали стучать, но ни на секунду не умолкает до сих пор серд­це каменной женщины на могиле в Лесопарке, навсегда увековечившей память о партизанах, подпольщиках, военных, мирных жителях.

В лагере смерти на улице Свердлова погибло около 30 тысяч человек.

14-й ученик. Лагерь военнопленных на Холодной горе. Здесь томилось более 20 тысяч солдат и офицеров Советской Армии. Смертность от голода была ужасающей! Ежедневно умирало 90–100 человек. Всего на Холодной горе погибло более 10 тысяч военнопленных.

15-й ученик. Еврейское гетто на ХТЗ! Сюда, в бараки строителей, немцы согнали более 30 тысяч евреевженщин, детей, стариков, мужчин. Приказав брать с собой всё самое ценное, они постепенно партиями увозили людей за пределы лагеря, грабили, а затем расстреливали. Только немногим удалось спастись самим или уберечь детей, прикрыв их своими телами.

Учитель. Всего же в период оккупации гитлеровцы убили 100 тысяч жителей нашего города.

Почтим погибших минутой молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания.

Звучит запись песни «В парке у Мамаева Кургана» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля).

16-й ученик. Но близился час освобождения. С каждым днём линия фронта приближалась к Харькову. Для освобождения нашего города от фашистской оккупации войска Советской Армии осуществили несколько наступательных операций. И вот 23 августа 1943 года в 7 часов утра войска-освободители вошли на площадь Дзержинского (сейчасплощадь Свободы).

17-й ученик. Перед глазами воинов предстала страшная картина разрушений: город лежал в руинах. Писатель Алексей Толстой, приехавший в Харьков, рассказывал: «Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров,— огромное кладбище».

Учитель. Харьковчане начали восстановление своего родного города. Их труд принёс замечательные плоды.

18-й ученик

Мы любим свой Харьков, родной и красивый:

Заводов гудки, что встречают зарю.

Площадь Свободылучшую в мире

И памятник славный певцу-Кобзарю.

19-й ученик

Мы Руднева любим бронзовый профиль,

Аллею героев, Шевченковский сад,

Ветвистых проспектов широкую поступь,

Прозрачной зеркальной струи водопад.

Учитель. Война не даёт о себе забыть. До сих пор находят осколки, мины, склады оружия.

20-й ученик

Если бы все пули, что во мгле земли,

Совершили чудовзяли и взошли,

Ржавчиной тогдабы, на ветру пыля,

Жестяной травою заросли поля.

21-й ученик

Если б все осколки бомб, снарядов, мин

Проросли под солнцем дружно,как один,—

Рощи из металла встали там и тут,

Где ручьи не плещут, птицы гнёзд не вьют.

22-й ученик

Но молчит железо, сеявшее смерть,

Хоть и не успело ещё поржаветь.

И порою где-то охнет черный взрыв,

И заплачет эхо гулкое навзрыд.

Отзовутся снова в теле у бойца

Огневые капли старого свинца.

И в бои былые память позовут:

Пули и осколки в них ещё живут.

Учитель. Мир начинается не только тишиной утра и ласковым рассветом. Мир начинается с каждого из нас. И если в душах людских не будет злобы и ненависти, то никогда не повторятся ужасы смертей и разрушений.

Дети вместе с учителем исполняют песню А. Богословского «Рисуют мальчики войну».

Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков «Они сражались за Родину».

Учитель. Вот уже больше 60 лет нет войны. Проходят года, но мы не должны забывать о тех, кто боролся за правое дело, кто отстаивал ценой своей жизни каждый клочок земли. Благодаря им наше поколение знает о войне только из книг.

1-я ученица

Воспитана я в облаках тишины.

Не рвутся снаряды, зубрим мы науки.

Но страшно подумать:

Мальчишки военной поры

Остались детьми,

А у них уже были бы внуки

2-я ученица

Они погибали под русским Орлом.

Их смерть настигала под Прагой и Веной.

С тобою, товарищ,

Мы в мире сегодня живем.

Спасибо военным, военным мальчишками за это!

3-я ученица

От света костра вдаль мерцают огни.

И дремлют рисунки в потертых альбомах.

Рисуют мальчишки ребят из войны,

Совсем незнакомых, совсем незнакомых

4-я ученица

Воспитана я в облаках тишины.

Меня окружают друзья и подруги.

Но страшно подумать:

Мальчишки военной поры

Остались детьми,

А у них уже были бы внуки

(Л. Якимова)

Выступление ветеранов.

Учитель. Приближается 9 мая. Поздравьте своих близких с этим великим праздником. Пожелайте им здоровья, долгих лет жизни и хорошего весеннего настроения.

Звучит запись песни «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

 

Відгуки читачів