Составление описательного рассказа по мнемотаблице по теме «Посуда». Старшая группа

Ю. О. Філічкіна, м. Запоріжжя
Продовження. Початок див. № 4 (64) 2016

Цель:
- учить составлять рассказ о посуде с использованием мнемотаблицы;
- связно, чётко, логично, последовательно высказывать свои мысли;
- развивать монологическую речь, коммуникативные навыки; самоконтроль за произносительной стороной речи;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; взаимовыручку и бережное отношение к предметам в быту.
Материал, оборудование: мнемодорожка (см. приложение); предметные картинки по теме «Посуда»; записка.
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
1 Организационный момент
 
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик обиды, злобу и огорчения!
 
— Ребята, у меня на площадке живёт мальчик Миша. Сегодня Миша дома один остался. Он уже взрослый — в этом году он пойдёт в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться. Мама у Миши — врач и сегодня у неё дежурство в больнице, поэтому она оставила Мише записку, в которой написала, как ему самому пообедать, но Миша разлил чай на записку и ничего прочитать не смог. (Показать записку)
 
«Миша, ты сегодня дома один. Я тебе приготовила обед, пообедаешь ты сам. На плите в ка… овощной суп...»
 
А как вы думаете, ребята, что это было за слово? В чём овощной суп? Он был в кас... Всё верно. (Открывать по одному угаданному предмету.) Самые важные слова в письме расплылись. «Налей суп в та..., возьми ложку, хлеб возьми из хлебницы и ешь. На плите в ск... — яичница. Налей себе в ча… с блю… чай из ча… Потом возьми сахар в са... и добавь молока из кув… Пей на здоровье!»
 
— «Что это за ча...?». Миша ничего не понял, одни загадки какието. Что же ему без обеда оставаться? Вы можете ему помочь? Восстановим записку, и я Мише передам.
 
 
2 Сообщение темы занятия
 
Дети хором повторяют правила поведения на занятии.
 
Внимательно слушай!
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай!
 
— Для чего нужна посуда?
 
 
Дидактическое упражнение «Для чего нужна посуда»
 
— Чайник нужен для того, чтобы заваривать чай.
 
Знакомство с мнемодорожкой.
1. Что это?
2. Какая посуда бывает? (Классификация предметов посуды: чайная, кофейная, столовая, кухонная, одноразовая)
3. Цвет.
4. Из какого материала сделана?
5. Части.
6. Для чего нужна?
 
 
Повторение плана детьми.
 
Логопед. Рассказ должен быть чётким, без пауз. Предложения должны быть длинными с красивыми словами. Нужно следить за звуками и придумать название рассказа. (Логопед читает записку, дети постепенно отгадывают слова и составляют рассказ.)
 
Рассказы детей. Анализ.
 
Примерный рассказ «Сковорода»
 
— Это сковорода. Сковорода — кухонная посуда. Она коричневого цвета. У сковороды есть: ручка, толстое дно, загнутые края. Сковорода металлическая. Сковорода нужна для того, чтобы жарить блинчики.
 
 
3 Физкультминутка
 
«Посуда»
 
Вот большой стеклянный чайник,
(Дети «надувают» живот, одна рука на по-
ясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Приседают, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
(«Стучат» кулачками.)
Вот серебряные ложки,
(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над
головой.)
Вот пластмассовый поднос —
(Делают большой круг.)
Он посуду нам принес.
(Хлопают в ладоши.)
 
Рассказы детей. Анализ.
 
 
4 Итог занятия
— Наше занятие подошло к концу, мы восстановили записку. Миша теперь не будет голодный. Как называлось занятие? Что мы учились делать? Чей рассказ был самый лучший?
 
 
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ (записка)
 
«Миша, ты сегодня дома один. Я тебе приготовила обед, пообедаешь ты сам. На плите в ка…
овощной суп...»
 
— А как вы думаете, ребята, что это было за слово? В чём овощной суп? Он был в кас... Все верно. (Открывать по одному угаданному предмету) Самые важные слова в письме расплылись. «Налей суп в та..., возьми ложку, хлеб возьми из хлебницы и ешь. На плите в ск... — яичница. Налей себе в ча… с блю…чай из ча…Потом возьми сахар в са... и добавь молока из кув…. Пей на здоровье!»
Dounload PDF

Відгуки читачів