Большие права маленького человека. Час общения в 1-м классе

Г. Н. Влах, учитель начальных классов, специалист высшей категории, старший учитель, ООШ I–III ст. № 52, г. Одесса


Цель: ознакомить детей с личными правами (на семью, образование, защиту, жизнь); развивать логическое мышление, речь; воспитывать любовь и уважение к родителям, окружающим, Родине.

Оборудование: Жар-птица; перья с правами; макеты домиков для семьи (гнездышко, подсолнух, кораблик, домик); пословицы-пазлы; сигнальные карточки; художественная литература; таблицы; компьютер; презентация.

 

Ход занятия
 
I. Организация класса
 
Под музыку входят дети, здороваются и рассаживаются по группам.
 
 
1. Организация по группам. Распределение обязанностей (ролей)
 
У ч и т е л ь. Ребята, у нас сегодня необычное занятие! Поэтому и работать мы будем необычно. Вам предстоит работать в группах. 
 
Для этого нужно распределить между собой роли: лидер, оратор, каллиграф, чтец, секундант, интеллектуалы. Когда обязанности будут распределены, объединитесь в группы. На задание отводится 1 минута. Время пошло.
 
 
2. О знакомление с правилами работы в группах (памятка — на каждом столе)
 
— Вспомним правила учебного сотрудничества.
 
У вас на партах — памятка. (Дети знакомятся с памяткой.)
 
Правила работы в группах
1. Р аспределить роли для работы.
2. Внимательно читать (слушать) задание.
3. Говорить по очереди, а не одновременно.
4. Не перебивать того, кто говорит.
5. Способствовать участию в разговоре всего коллектива.
6. Уважать все произнесенные мысли.
7. Р аботать так, чтобы не мешать другим.
8. Придерживаться правила «поднятой руки».
9. Придерживаться отведенного времени.
10. Презентовать выполненную работу.
 
 
II . Вступительное слово учителя
 
— Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?
 
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди, должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.
 
А заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенцию о правах ребенка».
 
И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, необходимо знать свои права.
 
В народе символом счастья всегда была Жар-птица — волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в класс.
 
 
III . Знакомство с правами ребенка
 
1. Право на жизнь
 
— На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый молодец.
 
(Учитель предлагает одному из мальчиков принести первое перо и читает текст на его обороте.)
 
— Важнейшее право, которое имеют все дети на планете,— право на жизнь.
 
— Благодаря кому вы появились на свет? (Благодаря родителям)
 
— А ваши родители благодаря кому появились на свет? (Благодаря своим родителям, то есть нашим бабушкам и дедушкам.)
 
— Ваше домашнее задание — исследование своих корней. С этим заданием вы справились.
 
И подтверждением этого — это ваши родословные древа. По ним видно, что вы знаете своих предков, уважаете и чтите память о них.
 
Один представитель из группы защищает свой проект.
 
Ребенок рассказывает о своих родных, называя их по имени и отчеству. Учитель объясняет, что семейное древо отражает связь поколений в семье.
 
2. Право на охрану здоровья
 
— А кто еще заботился о вас после рождения? (Ответы детей.)
 
— Правильно, медицинские работники. Здесь, на перышке, написано, что дети имеют право на охрану здоровья, а дети-инвалиды — на особую защиту и помощь.
 
 
3. Право на имя и гражданство
 
Другой ребенок приносит третье перо Жар-птицы.
 
— Р ебенок имеет право на имя и гражданство. (Показывает свидетельство о рождении.)
 
— После рождения вы получили первый в своей жизни документ — свидетельство о рождении.
 
Это документ моего сына.
 
Задание на дом: попросите родных показать вам ваше свидетельство о рождении.
 
— Каким именем называют вас ваши близкие? (Дети отвечают по очереди.)
 
— Обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, но имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку — это нарушение его права на имя.
 
 
4. Право на семью
 
— С кем вы живете? (С родителями)
 
— А как одним словом назвать вас и ваших родителей? (Семья)
 
— Возьмем четвертое перышко. (Читает.) В книге прав ребенка записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи».
 
  • Выбор модели дома
— Пофантазируем: вы — уже взрослые люди. Какую семью вы хотели бы иметь?
 
— Я раздам модели домов-семей: семья-«кораблик», семья-«подсолнух», семья-«гнездышко», семья-«домик». Команда сообща должна решить, какую модель для семьи она выбирает. Защищает один представитель команды.
 
Обсуждение проходит под аудиозапись песни «Родительский дом» (муз. В. Шаинского. сл. М. Рябинина).
 
Дети объясняют, почему они выбрали именно эту модель, кем хотели бы заселить дом.
 
  • Собирание пословиц
— Жар-птица прилетела к нам из сказочной страны. Она преодолела моря и реки, горы и равнины, поля и леса. В своем клюве она несла нам подарок — зерна народной мудрости (пословицы, поговорки о семье, доме, Родине, маме). Путешествие было сложным. Колоски рассыпались, зернышки перемешались.
 
Ребята, мы не будем огорчаться. Зернышки нужно расположить в нужном порядке и прочитать пословицы. О выполнении задания капитан сигнализирует зеленым цветом светофора. Но если вам нужна помощь, капитан сигнализирует красным цветом. Не забывайте о правилах работы в группах.
 
1-я группа собирает пословицу «Человек без Родины — что соловей без песни».
2-я группа — «Вся семья вместе, так и душа на месте».
3-я группа — «Коли есть отец и мать, так ребенку благодать».
4-я группа — «Жалей отца с матерью — других не найдешь».
5-я группа — «Если дружба велика, будет родина крепка».
 
 
5. Право на образование
 
Ребенок по просьбе учителя приносит пятое перо.
 
У ч и т е л ь (читает). «Дети имеют право на образование». В школе вас не только обучают и воспитывают. Вы имеете право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.
 
— Кто из вас занимается спортом? (Ответы детей.)
— Ходите ли вы в изостудию? (Ответы детей.)
— Занимаетесь ли танцами? (Ответы детей.)
 
 
6. Право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения
 
Учитель предлагает достать шестое перо.
 
У ч и т е л ь (читает). «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого, бесчеловечного обращения».
 
  • Просмотр фрагмента мультфильма «Волк и семеро козлят»
??Задание перед просмотром. Посмотрите фрагмент мультфильма. Как нарушались права героев? Какие права?
 
Дети отвечают методом «Микрофон».
 
— Какие еще примеры мультфильмов, в которых нарушаются права, вы могли бы привести? («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Сивка-Бурка»)
 
— В каких сказках не заботились о детях? («Золушка», «Хаврошечка», «Морозко», «Госпожа Метелица»)
 
— В каких сказках есть примеры любви к родителям? («Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Золушка», «Царевна-лягушка» и т. д.)
 
— Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей. И об этом мы еще будем говорить. Жар-птица научит нас многому, она остается у нас в классе.
 
Сегодня мы ознакомились с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода, нищеты — они несчастны. Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.
 
Уважаемые гости, ученики нашего класса подготовили вам на память изготовленные своими руками сувениры. Пускай они принесут всем нам радость и мир!
 
Дети дарят гостям изготовленные своими руками сувениры (птичек), водят хоровод.
 
Звучит песня «Большой хоровод» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).
Dounload PDF

Відгуки читачів