Первые шаги будущих исследователей. Исследовательская деятельность младших школьников

А. В. Гречаник, учитель начальных классов, специалист высшей категории; Е. П. Федорова, учитель начальных классов, специалист высшей категории, учитель-методист, специализированная школа I–III ст. № 1 им. профессора Л. М. Лоповка, г. Луганск


У каждого ребенка есть задатки к способностям. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, действовать, узнавать новое. Как известно, именно младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
 
Для того чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство взрослых. Если учитель желает научить чему-то своего ученика, он должен позволить идти ребенку медленно, дать возможность осмотреться, приглядеться, дотронуться, послушать, может быть, попробовать на вкус или понюхать. Кого-то что-то заинтересует, кто-то останется равнодушным. Кто-то спросит у взрослых, кто-то захочет узнать сам. Кто-то узнает, но сомневается, не берет на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления, он и может совершить открытие.
 
Как формировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры? Что нужно сделать, чтобы во время обучения ребенок не утратил главную черту исследовательского поведения — поисковую активность, не потерял любознательность, способность самостоятельно мыслить?
 
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска — важнейшая задача образования. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
 
Важно вовремя выявить и поддержать учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, познакомить с современными методами научно-исследовательской работы, создать условия, способствующие переходу из мира «почемучек» в мир «исследователей и первооткрывателей».
 
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, умения работать с литературой. Поэтому, уже с первых дней работы с первоклассниками, научить их не просто читать, а работать с книгой — задача одна из главных.
 
Важное умение — умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий обучать умению выделять главную мысль, — использование простых графических схем.
 
Не менее важное умение в подготовке учащихся к исследовательской деятельности — умение видеть проблемы, способность развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Упражнения для развития этих умений могут быть такими: «Посмотри на мир глазами любимого героя»; «Составь рассказ от имени другого человека (животного, предмета)»; «Составь рассказ по отдельной части»; «Представь, что ты летчик, ведущий самолет, водитель автомобиля, отправляющегося в дорогу, птица, сидящая на дереве и т. д. Придумай сюжет по заданной теме».
 
Обучая детей выдвигать гипотезы, нужно научить их предполагать, предвидеть; в словарный запас ребенка прочно войдут слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
 
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития этого умения целесообразны упражнения: задать вопросы по содержанию текста, от имени какогото персонажа, по картинке, придумать вопросы, чтобы угадать слово, предмет.
 
Пример организации исследовательской деятельности может выглядеть так.
 
  • «Самое сказочное число» А. С. Пушкина (по материалам работы учащихся 2-го класса)
Дети любят слушать, читать сказки. Обсуждая сказки, ребята заметили, что им не встретились в сказках числа 61 или 87, 19 или 23. Зато часто встречаются числа 3, 7, 9, 12, 33. Учащимся захотелось разобраться в этом подробнее. Группа учеников 2-го класса (4 человека) решила обратиться к знакомым, но очень любимым сказкам А. С. Пушкина. Ученики поставили цель: найти «самое сказочное число» А. С. Пушкина. Была определена сфера исследования — сказки А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке».
 
Учебное исследование младшего школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
 
Дети высказали ряд гипотез:
1) А. С. Пушкин в детстве часто слушал сказки своей няни, а значит, мог следовать народным традициям.
2) И спользование тех или иных чисел продиктовано исключительно ритмом, особенностями стихосложения.
3) Самые «любимые числа» А. С. Пушкина — 3, 30 и 33.
 
Учащиеся выбрали методы исследования: анализ содержания сказок; опрос учащихся; беседы с родителями; просмотр видеоматериалов. Была определена последовательность проведения исследования, определено время на сбор и обработку информации. С целью фиксации полученных данных группа подготовила сообщения по результатам исследования, выполнила графики, рисунки.
 
Дети увидели, что число 3 чаще других встречается в сказках А. С. Пушкина. Ученики пришли к выводу, что первая гипотеза наиболее правдоподобная.
 
Очевидно, что такого рода исследования нельзя в полной мере отнести к научным. Однако, следует заметить, что проводя работу такого рода, учащиеся развивают в себе навыки исследовательского поведения. Работа вызвала много споров как в классе, так и внутри группы. Отдельные ученики, не работавшие в группе, решили перепроверить данные, они внимательно перечитали сказки А. С. Пушкина. Участникам группы в сказках встретились слова аршин, полверсты, тридевятое, тридесятое. Что обозначают эти слова? Дети узнали, что аршин — старинная мера длины (71,12 см). Возникло много других вопросов. А значит, ребенок не будет только повторять за взрослыми, а будет стремиться к самостоятельности.
 
Исследовательская работа, как показывает опыт, интересна всем ученикам начальной школы. Но ею могут заниматься не все дети. Самый сложный этап для малышей — это обработка материалов, оформление полученных результатов. Если учитель использует в своей работе приемы и методы исследовательского обучения, то возможно введение элементов исследовательской деятельности в структуру урока. На уроках возможно развивать умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, подбирать литературу по теме. Но научить собирать материал, анализировать его, оформлять творческую работу в урочное время практически невозможно. Такая деятельность реально выполнима в предметном кружке, детском научном клубе.
 
Многие дети пытаются самостоятельно проводить простейшие исследования. Начало любого исследования — это тема работы. Выбрать тему не сложно. Можно рекомендовать детям ответить на вопросы.
  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я занимаюсь в свободное время?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
 
Общие советы
  • Не бойся совершать ошибки.
  • Действуй уверенно.
 
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своем пути. Ученику нужно оказывать посильную помощь на всех этапах работы. Особенно сложно детям делать выводы и оформлять результаты проделанной работы. Нельзя подвергать работу ученика резкой критике, ведь это его первые шаги. Можно организовать игру, например, «Юный исследователь».
 
  • Из работы Юрьевой Марии (3-й класс)
Тема. В чем секрет полета гелиевого шарика?
 
Почему выбрана эта тема? Воздушный шар, яркий и легкий,— непременный спутник праздника.
 
Цель: узнать, в чем же секрет полета шарика?
 
Рабочие гипотезы
1) Все дело в длине веревочки, привязанной к шарику.
2) Шарик очень легкий, его уносит ветер.
3) Гелий играет важную роль во время полета шарика.
 
Методы исследования: беседы с очевидцами; изучение литературы; опыты; эксперименты; наблюдения.
 
Обобщение результатов. Выводы
 
Весь секрет — в выталкивающей силе. Еще древнегреческий ученый Архимед открыл эту тайну и доказал, что на тело, находящееся в однородной среде и полностью в нее погруженное, действует выталкивающая сила. Так как масса гелия, закачанного в шарик, в 7 раз меньше массы воздуха в таком же шарике, то окружающий воздух стремится вытолкнуть гелиевый шарик из себя вверх, выше и выше. И, чем больше объем шара, тем больше его подъемная сила, т. е. «летучесть».
 
Почему же шарик со временем падает?
 
Оказывается, стенки шарика пористые и со временем гелий выходит наружу, его масса в шарике снижается, падает подъемная сила, а вместе с ней — и шарик.
 
Ученица приготовила презентацию с рисунками и фотографиями.
 
 
Выступить перед одноклассниками учащиеся могут на уроках (по соответствующей теме), классном часе, факультативе или занятии кружка, секции. Главное — ученику обязательно нужно выделить время (2–3 мин) для презентации своей работы. Ребенок учится выступать перед другими детьми с сообщением. Это вовлекает в работу других детей.
 
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти этапы научного исследования, кажется сомнительной и пугающей. Эти страхи напрасны. Да, первые работы детей будут мало похожи на научные исследования. Но учить этому можно и нужно! И тогда учащиеся станут участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 3536
 
Догори