Електронна передплата!

Доступ до улюблених видань
у будь-який час,
за будь-який період,
з будь-якого пристрою!

Оформити передплату

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Первые шаги будущих исследователей. Исследовательская деятельность младших школьников

А. В. Гречаник, учитель начальных классов, специалист высшей категории; Е. П. Федорова, учитель начальных классов, специалист высшей категории, учитель-методист, специализированная школа I–III ст. № 1 им. профессора Л. М. Лоповка, г. Луганск


У каждого ребенка есть задатки к способностям. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, действовать, узнавать новое. Как известно, именно младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
 
Для того чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умелое руководство взрослых. Если учитель желает научить чему-то своего ученика, он должен позволить идти ребенку медленно, дать возможность осмотреться, приглядеться, дотронуться, послушать, может быть, попробовать на вкус или понюхать. Кого-то что-то заинтересует, кто-то останется равнодушным. Кто-то спросит у взрослых, кто-то захочет узнать сам. Кто-то узнает, но сомневается, не берет на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления, он и может совершить открытие.
 
Как формировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры? Что нужно сделать, чтобы во время обучения ребенок не утратил главную черту исследовательского поведения — поисковую активность, не потерял любознательность, способность самостоятельно мыслить?
 
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска — важнейшая задача образования. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
 
Важно вовремя выявить и поддержать учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, познакомить с современными методами научно-исследовательской работы, создать условия, способствующие переходу из мира «почемучек» в мир «исследователей и первооткрывателей».
 
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, умения работать с литературой. Поэтому, уже с первых дней работы с первоклассниками, научить их не просто читать, а работать с книгой — задача одна из главных.
 
Важное умение — умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий обучать умению выделять главную мысль, — использование простых графических схем.
 
Не менее важное умение в подготовке учащихся к исследовательской деятельности — умение видеть проблемы, способность развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Упражнения для развития этих умений могут быть такими: «Посмотри на мир глазами любимого героя»; «Составь рассказ от имени другого человека (животного, предмета)»; «Составь рассказ по отдельной части»; «Представь, что ты летчик, ведущий самолет, водитель автомобиля, отправляющегося в дорогу, птица, сидящая на дереве и т. д. Придумай сюжет по заданной теме».
 
Обучая детей выдвигать гипотезы, нужно научить их предполагать, предвидеть; в словарный запас ребенка прочно войдут слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
 
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития этого умения целесообразны упражнения: задать вопросы по содержанию текста, от имени какогото персонажа, по картинке, придумать вопросы, чтобы угадать слово, предмет.
 
Пример организации исследовательской деятельности может выглядеть так.
 
  • «Самое сказочное число» А. С. Пушкина (по материалам работы учащихся 2-го класса)
Дети любят слушать, читать сказки. Обсуждая сказки, ребята заметили, что им не встретились в сказках числа 61 или 87, 19 или 23. Зато часто встречаются числа 3, 7, 9, 12, 33. Учащимся захотелось разобраться в этом подробнее. Группа учеников 2-го класса (4 человека) решила обратиться к знакомым, но очень любимым сказкам А. С. Пушкина. Ученики поставили цель: найти «самое сказочное число» А. С. Пушкина. Была определена сфера исследования — сказки А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке».
 
Учебное исследование младшего школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
 
Дети высказали ряд гипотез:
1) А. С. Пушкин в детстве часто слушал сказки своей няни, а значит, мог следовать народным традициям.
2) И спользование тех или иных чисел продиктовано исключительно ритмом, особенностями стихосложения.
3) Самые «любимые числа» А. С. Пушкина — 3, 30 и 33.
 
Учащиеся выбрали методы исследования: анализ содержания сказок; опрос учащихся; беседы с родителями; просмотр видеоматериалов. Была определена последовательность проведения исследования, определено время на сбор и обработку информации. С целью фиксации полученных данных группа подготовила сообщения по результатам исследования, выполнила графики, рисунки.
 
Дети увидели, что число 3 чаще других встречается в сказках А. С. Пушкина. Ученики пришли к выводу, что первая гипотеза наиболее правдоподобная.
 
Очевидно, что такого рода исследования нельзя в полной мере отнести к научным. Однако, следует заметить, что проводя работу такого рода, учащиеся развивают в себе навыки исследовательского поведения. Работа вызвала много споров как в классе, так и внутри группы. Отдельные ученики, не работавшие в группе, решили перепроверить данные, они внимательно перечитали сказки А. С. Пушкина. Участникам группы в сказках встретились слова аршин, полверсты, тридевятое, тридесятое. Что обозначают эти слова? Дети узнали, что аршин — старинная мера длины (71,12 см). Возникло много других вопросов. А значит, ребенок не будет только повторять за взрослыми, а будет стремиться к самостоятельности.
 
Исследовательская работа, как показывает опыт, интересна всем ученикам начальной школы. Но ею могут заниматься не все дети. Самый сложный этап для малышей — это обработка материалов, оформление полученных результатов. Если учитель использует в своей работе приемы и методы исследовательского обучения, то возможно введение элементов исследовательской деятельности в структуру урока. На уроках возможно развивать умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, подбирать литературу по теме. Но научить собирать материал, анализировать его, оформлять творческую работу в урочное время практически невозможно. Такая деятельность реально выполнима в предметном кружке, детском научном клубе.
 
Многие дети пытаются самостоятельно проводить простейшие исследования. Начало любого исследования — это тема работы. Выбрать тему не сложно. Можно рекомендовать детям ответить на вопросы.
  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я занимаюсь в свободное время?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
 
Общие советы
  • Не бойся совершать ошибки.
  • Действуй уверенно.
 
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своем пути. Ученику нужно оказывать посильную помощь на всех этапах работы. Особенно сложно детям делать выводы и оформлять результаты проделанной работы. Нельзя подвергать работу ученика резкой критике, ведь это его первые шаги. Можно организовать игру, например, «Юный исследователь».
 
  • Из работы Юрьевой Марии (3-й класс)
Тема. В чем секрет полета гелиевого шарика?
 
Почему выбрана эта тема? Воздушный шар, яркий и легкий,— непременный спутник праздника.
 
Цель: узнать, в чем же секрет полета шарика?
 
Рабочие гипотезы
1) Все дело в длине веревочки, привязанной к шарику.
2) Шарик очень легкий, его уносит ветер.
3) Гелий играет важную роль во время полета шарика.
 
Методы исследования: беседы с очевидцами; изучение литературы; опыты; эксперименты; наблюдения.
 
Обобщение результатов. Выводы
 
Весь секрет — в выталкивающей силе. Еще древнегреческий ученый Архимед открыл эту тайну и доказал, что на тело, находящееся в однородной среде и полностью в нее погруженное, действует выталкивающая сила. Так как масса гелия, закачанного в шарик, в 7 раз меньше массы воздуха в таком же шарике, то окружающий воздух стремится вытолкнуть гелиевый шарик из себя вверх, выше и выше. И, чем больше объем шара, тем больше его подъемная сила, т. е. «летучесть».
 
Почему же шарик со временем падает?
 
Оказывается, стенки шарика пористые и со временем гелий выходит наружу, его масса в шарике снижается, падает подъемная сила, а вместе с ней — и шарик.
 
Ученица приготовила презентацию с рисунками и фотографиями.
 
 
Выступить перед одноклассниками учащиеся могут на уроках (по соответствующей теме), классном часе, факультативе или занятии кружка, секции. Главное — ученику обязательно нужно выделить время (2–3 мин) для презентации своей работы. Ребенок учится выступать перед другими детьми с сообщением. Это вовлекает в работу других детей.
 
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти этапы научного исследования, кажется сомнительной и пугающей. Эти страхи напрасны. Да, первые работы детей будут мало похожи на научные исследования. Но учить этому можно и нужно! И тогда учащиеся станут участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Dounload PDF

Відгуки читачів