Урок — морское путешествие (обобщающее повторение по разделам курса русского языка). 5-й класс

Е. В. Никитуха, учитель русского языка ООШ № 2, г. Щорс, Черниговская обл.


Цели:

-обучающие: повторить и закрепить с учащимися орфограммы, изученные в 5-м классе и за курс начальной школы; привести в систему полученные знания;

-развивающие: развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, познавательный интерес школьников;

-воспитательные: прививать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, аудиозаписи, ИКТ.

Методы обучении: словесный, наглядный, практический, исследовательский, эвристический.

 

Ход урока
 
I. Организационный момент
 
II. Мотивация учебной деятельности
 
(Фонограмма — шум морского прибоя.)
 
Вступительное слово учителя
— Позади 5-й класс. Сколько непонятного, незнакомого встретило вас на уроках русского языка! Море знаний, в котором можно было утонуть. Но вы научились плавать!
 
Сегодня мы построим корабль из ваших прочных знаний, полученных в начальных классах, и отправимся покорять неизведанное.
 
Любой корабль начинают строить с судна-лодки, которая является основанием. У нас получится большая лодка с кормой, трюмом, палубой, каютами, рубкой, камбузом.
 
 
ІІІ. Актуализация опорных знаний
 
1. Словарная работа «Строим корабль по отсекам»
  • ??Объясните значение слов камбуз, рубка.
  • ??Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм.
(Учащиеся выполняют на классной доске задания и приклеивают карточку обратной стороной в соответствующее место лодки, нарисованной контуром на доске.)
 
Карточка 1
Ж..знь, щ..ка, ч..йка.
 
Карточка 2
Тон..т, плава..т, ду..т.
 
Карточка 3
Купат..ся, смеят..ся, (они) мчат..ся.
 
Карточка 4
(Не)навидит, (не)здоровится, (не)любит.
 
Карточка 5
Вес..ник, сер..це.
 
Карточка 6
М..ряк, в..лна.
 
Карточка 7
Тиш.., ноч.. .
 
 
2. Блиц-опрос
1) Имя существительное на Р. (Рубка, рейд, рифы)
2) Имя прилагательное на О. (Отличные, отважные)
3) Глагол на Б. (Бежать, бить)
4) Союз на И. (И, или)
5) Местоимение на Н. (Наш, нас)
6) Наречие на З. (Завтра)
7) Числительное на О. (Один)
8) Предлог на Н. (На, над)
 
??Соедините первые буквы слов. Что у вас получилось? (Слово Робинзон)
??Где вы встречались с этим словом? (Главный герой книги Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)
 
 
3. Словарный диктант 
 
  • ??А теперь закрепим на борту корабля иллюминаторы. Запишите слова. Выделите в них орфограммы.
Бе..туманный, со..нце, к..питан, ло..кие, к..юта.
 
??Соедините буквы-орфограммы в словах. Как будет называться наш корабль? (Слава)
 
4. Синтаксическая пятиминутка
??Нам осталось поднять паруса. Для этого нужно вспомнить раздел языкознания «Синтаксис».
 
(Работа у доски по карточкам-«парусам».
 
Когда работа завершена, «паруса» прикрепяют к доске, «корабль» готов к отплытию.)
 
 
IV. Работа над темой урока
 
1. Дидактическая игра «Крипотграмма»
 
??Расшифруйте криптограмму по ключу.
 
Ключ
П И А С Т Р Ы Ф Е Я К О ЛЕ Н О М  В Е Щ И
12, 16, 6, 13, 7, 8, 17 11, 10, 1 2, 3, 4, 10, 9, 3, 5 14, 10, 15, 16
5, 17 3, 7, 12, 8, 6, 14, 4, 1, 10, 5, 13, 1 9, 6 12, 3, 16, 13, 2, 16 13, 3, 2, 8, 3, 14, 16, 15 2, 6, 12, 16, 7, 6, 9, 6 11, 4, 16, 9, 7, 6
 
(Мы отправляемся на поиски сокровищ капитана Флинта.)
 
2. Орфографический практикум (работа по вариантам)
 
(На доске — карта путешествия по морю.)
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм.
 
 
І вариант
 
Штурман! Ознакомить с картой экипаж! 
 
Кора(лл, л)овые рифы, п..ющие скалы, в..доворот, м..рской бой с пиратами, акулы, сирены, кладбище погибших кораблей, остров безмолвия, штормовой центр, неизвестный остров.
 
 
IІ вариант
 
Боцман! Проверить съестные припасы, укомплектованность корабля, каюты, трюма!
 
М..шки с крупой, боч..ки с ромом и в..дой, м..сные консервы, к..ро..ки со спич..ками, материя для п..русов, акваланг.
 
 
ІІІ вариант
 
Матросы! Укрепить позиции, осмотреть борт корабля!
М..ряк, в..лна, фла.., рей.. .
 
(Звучит гонг.)
 
У ч и т е л ь. Мы отправляемся в плавание! Отдать швартовы! Держим путь на остров Безмолвия.
 
 
3. Физкультминутка
 
У ч и т е л ь. Остров Безмолвия. Здесь тихо-тихо. Здесь говорят жестами или пишут. Давайте покажем жестами слитное и раздельное написание частиц, предлогов и НЕ со словами. Я буду называть слова, а вы должны показать ладонями (без слов) слитное и раздельное написание.
 
В лесу, на опушке, на море, по небу, с тучами, направо, налево, вниз, слева, не видит, ненавидит, не любит, от ветра.
 
4. Катастрофа! Коралловые рифы
??Распределите слова в две колонки: в первую — глаголы І спряжения, во вторую — ІІ спряжения. 
 
Рисует, танцует, строишь, бегает, прыгает, бросает, ходит, тает, бродит, плавает, смотришь.
 
У ч и т е л ь. Корабль в опасности! Держитесь за канаты! Впереди водоворот. Компас отказывает!
 
5. Работа по развитию речи
Водоворот из плавающих слов
 
Из слов, записанных на карточках, составьте и запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.
 
К, корабли, уходят, от, подальше, нашей, дома, земли, от, горизонту.
 
Сохраните рифму. (Уходят к горизонту корабли подальше от дома, от нашей земли.)
 
 
6. Дидактическая игра «Шифровальщик»
 
Акулы! Корабль окружают страшные кровожадные акулы! (Учитель раздаёт карточки с изображением акул.) Прочитайте орфограммы по схемам, и атака будет отбита.
 
ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЩН, -Ь, КЛЮЧ, НОЧ(?), ТСЯ, Т(?)СЯ
 
(Звучит запись песни «Море» Ю. М. Антонова.)
 
Нас берут на абордаж! Пираты стреляют залпом из букв. Образуйте из них слова-«орудия».
 
  • Ё, Ь, П, О, К (копьё).
  • Ж, Н, О (нож).
  • Л, А, Ж, Н, К, И (кинжал).
  • Т, Ё, М, Е, Л, У, П (пулемёт).
 
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
 
VI. Домашнее задание
 
Составить рассказ о флоре и фауне неизвестного острова.
Dounload PDF

Відгуки читачів