Дифференциация звуков [с] — [з]

Занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе

Н. Л. Викулина, г. Донецк


Задачи: развивать фонематический слух; учить различать и чётко произносить звуки; продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закреплять навыки звукового и слогового анализа; развивать память, внимание, логическое мышление; развивать навыки чтения, выкладывания слов; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других.

Оборудование: разрезная азбука; наборы для составления схем; загадки; предметные картинки на звуки [с], [з]; наглядные пособия для определения места звука в слове; наборы для слогового анализа; карандаши; задание-ксерокопия; ёлка с бумажными шарами (с загадками); снежок; кукла Бабы Яги; игрушки — снеговик и зайчик.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ
 
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (НА КОВРЕ)
 
Учитель-логопед. Ребята, сегодня утром со мной произошёл странный случай. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то предмет, похожий на мешочек. Как только я подошла поближе, ворона каркнула и что-то упало передо мной. Вот этот предмет (показывает мешочек). Посмотрим, что же в нём. Тут записка! Посмотрите! Ничего не пойму.
 
Дети рассматривают рисунок с несколькими контурами: снеговик, зайчик, дерево, листья, мяч, чайник...
 
Учитель-логопед. Здесь можно увидеть зайчика и снеговика. Что это значит? Наверное, они нуждаются в нашей помощи, с ними что-то случилось! Но как же им помочь? В мешочке что-
то ещё есть (вытаскивает снежок). Он прямо выпрыгивает у меня из рук. Идёмте скорее за ним! Он нас куда-то зовёт. Снежок покатился под ёлку.
 
Дети подходят к ёлочке, а под ней — конверт.
 
Учитель-логопед. Прочитаем его.
 
«Вы сможете найти своих друзей, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, как хорошо вы знаете буквы, звуки, умеете ли читать, составлять схемы предложений... Поспешите! Баба Яга».
 
— Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Зайкой и Снеговиком может случиться беда. Вы готовы помочь им? Что это за задания?
 
 
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
Упражнение «Назови буквы»
 
Учитель-логопед. Нам поможет волшебная пчёлка. А почему она волшебная? Потому что в это время года она не спит. А какое сейчас время года? (Ответы детей.) Все пчёлы спят, а наша пчёлка волшебная.
 
«Пчёлка подлетает» к букве, а дети по очереди называют.
 
Игра со снежком «Продолжи слово»
 
Учитель-логопед. Я называю слог, а вы составляете слово.
  • СА (сани, сад, сачок, самолёт, сабля, садовник, сажать, салат, сапоги, саранча, салют, салфетка, сахар, сандалии...)
  • ЗА (закат, зайка, запад, завод, завтрак, загадка, заноза, записка, заколка, задание, заварка, задача, запах, забота....)
  • СО (Соня, сон, сок, соты, сотня, сокол...)
  • ЗО (Зоя, золото, зона, Золушка...)

Отгадывание загадок.

 
Учитель-логопед. Поищем наших друзей в зимнем лесу. Какой праздник отмечали звери?(Новый год — ёлочка наряжена.)
 
— Какие интересные игрушки есть на ёлке? На ёлочных игрушках есть загадки. Нужно по очереди взять игрушку-загадку, я вам прочитаю её, а вы найдёте отгадку — картинку на доске и поселите её в домик. Если в отгадке есть звук [с] — то в первый домик, если звук [з] — во второй.
 
Дети садятся за стол.
 
Фонетическое упражнение
 
Учитель-логопед. Чтобы справиться со сле дующими заданиями, вспомните:
  • песенку насоса... (с-с-с-с-с);
  • песенку комарика... (з-з-з-з).
 
Артикуляционная гимнастика
  • «Почистим зубки»
  • «Заборчик»
  • «Улыбка»
  • «Лошадка»
  • «Часики»
Физкультминутка
 
Учитель-логопед
 
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так. Вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть:
Лапки вверх — лапки вниз,
На носочки поднимись.
 
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
 
Зайка так развеселился,
Поплясал и покружился!
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг. И ускакал.
 
Упражнение «Отправим поезд» (слоговой анализ)
 
Учитель-логопед. Нужно расселить картинки по вагончикам. В первом вагончике (с 1 окошком) едут слова, в которых есть один слог, во втором (с 2 окошками) — два слога, в третьем (с 3 окошками) — три слога.
 
 
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
 
Учитель-логопед
Скачет зайка косой
(Фигура «Зайчик».)
Под высокой сосной,
(Ладонь правой руки вверх. Пальцы разведены.)
Под другой сосной
(Ладонь левой руки вверх. Пальцы разведены.)
Скачет зайка другой.
(Фигурка «Зайчик».)
 
Звуковой анализ
— Прочитайте слово и сделайте звуковой анализ слов: оса, зима.
 
Упражнение «Выложи из букв слова»
Учитель-логопед. Возьмите разрезную азбуку и выложите слова: коса — коза.
 
— Выполните задание на листочке. Определите первый согласный звук в названии картинок и соедините каждую с символом.
 
 
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
 
Учитель-логопед. Мы выполнили все задания Бабы Яги. (Появляется игрушка — Баба Яга.)
 
Баба Яга. Вы выполнили все мои задания! Молодцы! Я отпущу Снеговика и Зайчика. (Появляются Снеговик и Зайчик — игрушки.)
 
Снеговик. Спасибо вам! Вы спасли нас. Вы так дружно и хорошо поработали и нам помогли. Нам пора в лес. Но мы вас не забудем и ещё придём к вам в гости. До свидания, ребята!
 
 
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
1. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Маханеева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. Обучение грамоте детей 5–7 лет : методическое пособие. — М. : ТВ Сфера, 2010.
3. http://www.logolife.ru
4. http://www.maaam.ru/
Dounload PDF

Відгуки читачів