Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная). 8-й класс


«Книга — чудо, а писатель — маг» — этими словами Максима Горького начинает разговор с восьмиклассниками об одном из самых важных и загадочных школьных предметов автор нового учебника «Интегрированный курс “Литература” (русская и зарубежная)» для школ с русским языком обучения Халабаджах Инна Михайловна.

 

Автор — учитель с большим опытом работы в школе, специалист высшей категории, учительметодист, Отличник образования Украины. Учитель, воспитавший квалифицированных читателей не одного поколения; взрастивший достойную смену — молодых коллег, успешно преподающих в школах и вузах; выпустивший целый ряд учебных и методических пособий; профессионал, известный как в Украине, так и далеко за её пределами.
 
Создание нового учебника автор объясняет не столько желанием выразить своё понимание его назначения, сколько возможностью организовать живой диалог между писателем и учеником-читателем, позволить прикоснуться к самому «сердцу мира» — литературе, по образному выражению того же Максима Горького.
 
В центре внимания автора данного учебника лежит требование времени, выраженное в Концепции литературного образования в 11-летней общеобразовательной школе»: «воспитание творческого читателя с самостоятельным критическим мышлением, формирование гуманистического мировоззрения, общей культуры, эстетических вкусов личности»*. Автор исходила из того, что современная учебная книга по литературе должна быть подчинена двуединой цели: знакомить школьников с программными художественными произведениями на основе знаний о литературе как науке, помогать глубоко постигать их как феномены искусства и одновременно воспитывать как духовную, нравственную личность. То есть эта учебная книга должна влиять и на интеллект, и на чувства учащихся, а также формировать их научное миропонимание и прививать общую культуру.
 
Основой концепции учебника является действующая программа по русской и мировой литературе для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения под редакцией Е. А. Исаевой**, в которой пропагандируется личностно ориентированная парадигма обучения, дана ориентация на формирование ценностного отношения к человеку и окружающему миру на основе прочитанных художественных произведений. То есть «в основу современного изучения литературы в школе положена не история литературы определённого периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся — читателем ХХI столетия».
 
Поэтому основной задачей было создать учебник, который выполнял бы функции лоции в определении индивидуальной образовательной траектории учащегося, стал бы навигатором в деятельности учителя на уроке литературы и позволил моделировать работу с художественными произведениями как с некими интертекстами в многочисленных взаимосвязях с другими художественными текстами, произведениями искусства, историческими эпохами.
 
И созданный учебник действительно будет интересен каждому учащемуся, увлечёт его, откроет перед ним новые литературные горизонты, пробудит творческие устремления. Он будет учить исподволь, не приказывая, а приглашая к сотрудничеству, давая возможность высказаться и услышать мнение другого о том, что прочитал, позволит осуществить самоконтроль и самооценку.
 
Для учителя же учебник станет надёжным методическим подспорьем в организации проблемного диалога (полилога) учащихся с художественным текстом, в обучении их правильному типу читательской деятельности, поможет в формировании квалифицированного читателя, «способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку».
 
Выполнению поставленной задачи призван служить оптимально полно представленный материал программных произведений, интересно поданные теоретические сведения, грамотно составленный методико-дидактический аппарат, портреты писателей, разнообразные фотографии, иллюстрации к произведениям.
 
Учебник прекрасно структурирован. Раздел «Введение» знакомит с понятием художественного образа. Главы, посвящённые отдельным писателям, открываются увлекательными статьями о них. Все они имеют неординарные заголовки, сразу привлекающие внимание учеников, и сопровождаются эпиграфами, раскрывающими самую суть творчества каждого из писателей. Рубрики «Узнаём о тайнах художественного слова», «Заглянем в виртуальный словарь» часто предваряют знакомство с произведением, тем самым позволяя ученику приступить к его изучению вооружённым нужными знаниями. К вдумчивому программному и внеклассному чтению подготавливают рубрики «Пришло время читать» и «Бросим мышку — возьмём книжку». Расширить свои знания, выйдя за пределы учебника, призывает рубрика «Обращаемся к интернету». Оказаться в тех местах, где жили и творили писатели, где установлены их памятники, приглашает рубрика «Путешествуем по литературным местам». Вопросы и задания, помещённые под рубриками «Обдумываем прочитанное, делимся впечатлениями» и «Поразмышляем и поговорим о прочитанном» позволят организовать продуктивную работу над текстом произведений. Тому же послужат рубрики «Работаем творчески», «Цитатная подсказка» и «Вам, любознательные!». Завершает каждый раздел рубрика «Тренируем память, развиваем мышление», под которой содержатся занимательные материалы в виде кроссвордов или дидактических игр.
 
Украиноведческий программный принцип обучения литературе, целью которого является представление русской и зарубежной литератур сквозь призму украинской культуры, воспитание гражданина Украины, познающего и исследующего традиции своей страны, её культуры, отражается практически во всех названных рубриках. Во многих вопросах и заданиях предусмотрена реализация компаративного принципа изучения литературы.
 
Каждый раздел учебника предваряет шмуцтитул с инфографикой, содержащей информацию об основных исторических фактах и событиях эпохи, в которую жил и творил тот или иной писатель. При этом удачно представлены соответствующие события украинской истории.
 
В художественном оформлении учебника предпочтение отдавалось тёплым, спокойным тонам, краскам достаточно ярким, но не вызывающим, создающим положительный настрой. Портреты писателей, иллюстрации, репродукции картин выдержаны в едином стиле. Ведущий мотив в художественном оформлении — глубокое уважение и любовь к книге.
 
Методический аппарат учебника соответствует современным требованиям технологичности, то есть одинаковой полезности и для ученика, и для учителя, он направлен не только на заинтересованность ученика, но и на предоставление учителю возможности применять приёмы и методы инновационных технологий обучения. Наряду с вопросами и заданиями репродуктивного и проблемно-дискуссионного характера, в него включены задания для организации групповой и проектной работы, творческие задания, вызывающие неподдельный интерес у учащихся, побуждающие школьников к поиску собственных решений, способствующие росту мотивации к вдумчивому прочтению произведений. Все задания развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение.
 
С той же целью предусматривается создание методического комплекта к учебнику: методического пособия для учителей «Мой конспект», тетради для контрольных работ и интернет-приложения для учащихся.
Dounload PDF

Відгуки читачів