Плоды, их распространение. 6 класс

С. В. Крутина, учитель биологии и химии высшей категории Харьковского частного учебно-воспитательного комплекса «Благовест», г. Харьков


Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения плода, его распространением и разнообразием, а также распространением плодов в природе,определить биологическое значение приспособленияк распространению плодов и семян; сформулироватьпонятие о взаимосвязи организмов с природными условиями; развивать умение самостоятельно исследоватьлабораторные объекты; воспитывать бережное отношение к плодам и семенам в природе, любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: фотографии, схемы,плакаты, образцы сухих и сочных семян, презентации.

Базовые понятия и термины: плод, плоды сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся.

Концепция урока: опираясь на знания учеников, рассказать о плодах, о разнообразии и способах распространения семян и плодов.
 
Содержание урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Изучение нового материала
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
VІ. Рефлексия
VIІ. Домашнее задание
 
 
Ход урока
 
I. Организационный этап (приветствие, проверка готовности к уроку)
 
 
II. Актуализация опорных знаний
 
Беседа по вопросам
1. Из чего формируется семя?
2. Где находятся питательные вещества в семени?
3. Где образуется семя?
4. Какие типы семян вам известны?
5. Что такое околоплодник?
 
 
Игра в слова
  • Верхняя тонкая кожица части околоплодника (внешний слой)
  • ??Внутренняя мясистая или одеревеневшая часть плода (внутренний слой)
  • ??Какой еще есть слой в околоплоднике?
 
 
III. Мотивация учебной деятельности
 
Беседа
  • ??Как вы думаете, есть ли что-то общее между сухим семечком и сочным яблоком?
 
IV. Изучение нового материала
 
Рассказ учителя с элементами беседы
 
Строение плода:
  • семя (из семязачатков);
  • околоплодник (из стенки завязи): 3 слоя — внешний, внутренний (косточка), средний (мякоть).
Иногда в образовании плода участвуют цвето-ложе, чашелистики, лепестки.
 
Значение плода: защищают семена от вредных воздействий и участвуют в их распространении.
 
Односемянные и многосемянные сухие плоды
 
Примеры:
  • орех;
  • боб;
  • зерновка;
  • стручок;
  • семянка;
  • коробочка.
 
Рассмотрите предложенные сухие плоды. Определите их названия. Какие из них односемянные, а какие многосемянные? Определите, какие из них раскрывающиеся, а какие нераскрывающиеся.
 
Сухие и сочные плоды (ягода, костянка)
Рассмотрите предложенные сочные плоды (помидор, малина, слива).
Разрежьте и найдите на нем кожицу, средний и внутренний слои, семя, определите количество семян.
 
Распространение плодов и семян
 
Рассказ с элементами беседы.
 
Демонстрация гербарных образцов
Способы распространения плодов и семян (самостоятельно, ветром, водой, птицами, животными). 
Приспособления к распространению плодов и семян.
 
Это интересно!
 
Человек, давно наблюдая за распространением плодов, начал использовать формы их приспособления в своей жизни.
 
Например, известный итальянский художник Леонардо да Винчи по строению семянки одуванчика составил схему первого парашюта.
 
В народе о плодах складывали загадки, по народным приметам определяли, каким будет год, зима, лето и т. д.
 
Например: в лесу много плодов рябины — осень будет дождливой.
 
 
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
 
1. Заполнение таблицы «Разнообразие плодов»
 
2. Игра «Подбери пару»
Условия игры: один ученик называет растение, другой — его плод, или наоборот: один — плод, другой — растение.
 
3. Тест (карточки)
 
1. Укажите, какие из приведенных плодов — сочные:
а) ягода, земляника, коробочка;
б) ягода, стручок, боб;
в) яблоко, костянка, сборная костянка;
г) яблоко, семянка, зерновка.
 
2. Плод, раскрывающийся двумя створками,
к которым прикреплены семена:
а) стручок; б) боб;
в) семянка; г) зерновка.
 
3. Плод, у которого кожистый околоплодник
прочно срастается с семенем:
а) орех; б) семянка;
в) зерновка; г) коробочка.
 
4. Плод зерновку имеют такие растения:
а) овес, рожь, пшеница;
б) вишня, кукуруза, подсолнух;
в) костянка, бамбук, просо;
г) яблоня, мак, огурец.
 
5. Укажите многосемянный плод с сочным околоплодником:
а) боб;
б) ягода;
в) орех;
г) костянка.
 
6. Сочный многосемянный плод, мякоть которого образована разросшимся цветоложем:
а) тыквина;
б) яблоко;
в) ягода;
г) костянка.
 
 
4. Биологи-математики (задача биологического содержания)
Известно, что для образования одного плода на дереве необходимо 70 листьев. Сколько листьев на яблоне, если урожайность дерева — 137 плодов?
 
5. Какие продукты из плодов и семян вы видите в течение дня?
 
 
VI. Рефлексия
Нужны ли полученные на уроке знания для нашей жизни?
Определите уровень своей работы на разных этапах урока.
 
 
VII. Домашнее задание
1. Проработать параграф; выполнить задание в тетради на печатной основе.
2. Подготовить сообщения:
  • «Использование человеком плодов и семян».
  • «Роль человека в распространении растений».
  • «Целебные свойства плодов».
3. Дополнительные задания: составить сказку «Без билета по белу свету», кроссворды, викторины (о распространении плодов и семян).
Dounload PDF

Відгуки читачів