Обобщение изученного по теме «Наречие». 7-й класс
И. А. Копина, учитель русского языка и зарубежной литературы ХООШ № 168, г. Харьков
Цели:
-обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме ?Наречие?; совершенствовать умения работать с текстом, находить в тексте наречия; содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы;
-развивающие: формировать умения находить в тексте фонетические омонимы, определять их написание; развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;
-воспитательные: на материале текстов создать условия для привития любви к родной природе; способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа.
Тип урока: урок систематизации и закрепления изученного материала.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, таблица "Правописание наречий".
- Расставьте ударения в словах.
- Какая часть речи называется наречием?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите основной морфологический признак наречия.
- Назовите смысловые группы наречий. Приведите примеры.
- Какой отличительный признак имеют наречия, образованные от прилагательных?
- Какие способы образования наречий вам известны?
- Какую синтаксическую роль выполняет наречие в предложении?
- Чьим помощником можно назвать наречие? (Наречие — активный помощник глагола, а также прилагательного и наречия, поясняет их, придаёт им чёткости.)
- Подчеркните все наречия в тексте как члены предложения.
- Прочитайте предложения, найдите фонетические омонимы. Можно ли, не применяя специальных приёмов, определить написание фонетических омонимов?
- Используйте уже известный вам способ проверки: 1) найдите словосочетание, в которое входит проверяемое на слитно-раздельное написание слово; 2) попробуйте это слово поставить в начальную форму или устранить проверяемую на слитно-раздельное написание часть: если проверяемая на слитно-раздельное написание часть устраняется — пишите раздельно, нет — слитно.
- Спишите предложения. Подчеркните фонетические омонимы (омофоны).
- Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия, объясните их правописание.
- Запишите наречия в две колонки: в первую с суффиксом А, во вторую — О.
- От чего зависит правописание суффиксов А/О на конце наречий?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните условия выбора орфограмм.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Озаглавьте его.
- Какова роль наречий в этом тексте?
- Что вы можете сказать о наречии?
- Какие правила надо знать, чтобы правильно писать наречия?
- Какую роль играют наречия в нашей речи?
- Какие виды работ вам понравились?
- Какие темы в разделе «Наречие» считаете необходимым ещё раз повторить самостоятельно?