Обобщение изученного по теме «Наречие». 7-й класс

И. А. Копина, учитель русского языка и зарубежной литературы ХООШ № 168, г. Харьков


Цели:

-обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме ?Наречие?; совершенствовать умения работать с текстом, находить в тексте наречия; содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы;

-развивающие: формировать умения находить в тексте фонетические омонимы, определять их написание; развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;

-воспитательные: на материале текстов создать условия для привития любви к родной природе; способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа.

Тип урока: урок систематизации и закрепления изученного материала.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, таблица "Правописание наречий".

 

Ход урока
 
I. Организационный момент
 
 
II. Объявление темы и целей урока
 
 
III. Актуализация опорных знаний
 
1. Проверка домашнего задания
 
2. Лингвистическая разминка
  • Расставьте ударения в словах.
Балуясь, добела, досыта, до смерти, досуха, мельком, начатый, по двое, подолгу, поднятый, по трое, смолоду, сослепа, сослепу, удобнее, ржавея.
 
3. Беседа
  • Какая часть речи называется наречием?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Назовите основной морфологический признак наречия.
  • Назовите смысловые группы наречий. Приведите примеры.
  • Какой отличительный признак имеют наречия, образованные от прилагательных?
  • Какие способы образования наречий вам известны?
  • Какую синтаксическую роль выполняет наречие в предложении?
 
 
IV. Работа над темой урока
 
1. Работа с текстом
 
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные наречия.
 
… ночью пошёл дождь. Он … стучал в окна, … шумел в густой листве деревьев, … журчал в водосточных трубах. … он затихал, а через минуту …, как бы набравшись сил, … начинал лить густыми потоками. Дождь шёл …, а утром вымытый город выглядел … красиво.
 
Слова для справок: поздно, потом, весело, иногда, снова, звонко, быстро, очень, долго.
 
  • Чьим помощником можно назвать наречие? (Наречие — активный помощник глагола, а также прилагательного и наречия, поясняет их, придаёт им чёткости.)
  • Подчеркните все наречия в тексте как члены предложения.
 
2. Практическая работа
  • Прочитайте предложения, найдите фонетические омонимы. Можно ли, не применяя специальных приёмов, определить написание фонетических омонимов?
  • Используйте уже известный вам способ проверки: 1) найдите словосочетание, в которое входит проверяемое на слитно-раздельное написание слово; 2) попробуйте это слово поставить в начальную форму или устранить проверяемую на слитно-раздельное написание часть: если проверяемая на слитно-раздельное написание часть устраняется — пишите раздельно, нет — слитно.
  • Спишите предложения. Подчеркните фонетические омонимы (омофоны).
 
1. Молния ударила в верх сосны. Стебли тянулись вверх. 2. В высь туманную ударили лучи прожектора. Самолёт уходит ввысь. 3. В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум мотора. 4. В начале лета шли дожди. Вначале разговор не клеился. 5. С начала весны установилась прекрасная погода. Сначала надо выучить правило.
 
 
3. Творческое задание
  • Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия, объясните их правописание.
 
1. Ум — одежда, которая … (никогда) не износится, знание — родник, который … (никогда) не исчерпаешь. 2. Языком и туда, и сюда, а делами не годится … (никуда). 3. Приходится вертеться, если … (некуда) деться. 4. Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было … (неоткуда).
 
 
4. Распределительный диктант
  • Запишите наречия в две колонки: в первую с суффиксом А, во вторую — О.
Справа, досуха, влево, издавна, докрасна, направо, изредка, насухо, добела, запросто, засветло, затемно, слева, накрепко, замертво, снова, искоса, задолго, издалека, сначала.
  • От чего зависит правописание суффиксов А/О на конце наречий?
 
 
V. Систематизация и обобщение изученного
 
Работа по развитию речи
  • Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните условия выбора орфограмм.
Ещ.. (не)давно казалось, что снег навечн.. заморозил и наглух.. ск..вал реки. Но чуть(чуть) пригрело солнышко — и пришла к нам настоящая весна. Радос..но, (по)весеннему чирикают воробьи. Вокруг царит ослепительная красота. Но красота эта (не)яркая, броская, а нежная, скрытая, словно спрятанная под волшебным покрывалом. Будеш.. наблюдательным — сделаеш.. массу открытий. Жизнь природы достойна того, чтобы о ней было ра..казано (по)человечески, благ..желательно, правдиво и вдумчиво.
 
  • Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  • Определите тему, основную мысль текста.
  • Озаглавьте его.
  • Какова роль наречий в этом тексте?
 
 
VІ. Подведение итогов урока
 
1. Беседа
  • Что вы можете сказать о наречии?
  • Какие правила надо знать, чтобы правильно писать наречия?
  • Какую роль играют наречия в нашей речи?
 
2. Рефлексия. Интерактивный приём «Микрофон»
  • Какие виды работ вам понравились?
  • Какие темы в разделе «Наречие» считаете необходимым ещё раз повторить самостоятельно?
 
 
VІI. Домашнее задание
 
Повторить правила, подготовиться к написанию тестовой контрольной работы. Написать сочинениеминиатюру на одну из тем («Зимний лес» или «Зимний пейзаж»), используя в тексте наречия, подчеркнуть все наречия как члены предложения и определить их разряд.
Dounload PDF

Відгуки читачів