Урок мира

С. А. Роговская, учитель начальных классов, специалист высшей категории, учитель-методист, ООШ I–III ст. № 81, г. Одесса


Цели: обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как «мир», «дружба», «согласие»; активизировать словарь по этой теме; учить детей оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать нравственные чувства (сочувствие, доброжелательность, умение прощать); воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Оборудование: фонограммы песен о дружбе; «Цветик-семицветик»; «Дерево советов»; шаблоны голубей; белая бумага для голубей; зеленые листики для советов; рисунки детей.

 

Ход урока
 
І. Организационный момент
 
1. Целевая установка. Метод «Микрофон»
 
У ч и т е л ь. Сегодня, дети, мы поговорим об одном из самых дорогих богатств — о мире. Прочитайте тему нашего занятия: «Миру — мир!». Как вы думаете, что означает слово мир?
 
Ориентировочные ответы детей (методом «Микрофон»):
— Вселенная.
— Земной шар.
— Согласие.
— Спокойствие.
— Дружба.
— Правильно, слово мир имеет много значений. Сегодня мы поговорим о мире и дружбе. Есть ли у каждого из вас друг или подружка? (Ответы детей.)
 
 
2. Метод «Незаконченное предложение»
 
— Я рада за вас! Очень важно иметь настоящего друга. А всегда ли у вас с другом все в порядке? Попробуйте объяснить, что означает дружить? Свой ответ начинайте словами «Дружить — это значит...». (Ответы детей.)
 
 
3. Ролевая игра
 
— Молодцы, правильно вы рассуждаете о дружбе, о мире! Сегодня мы закрепим ваши знания. Рассмотрим разные ситуации и пополним вашу шкатулочку знаний правилами дружбы.
 
Вбегает Лесовичок. Видит детей и удивляется.
 
Л е с о в и ч о к. Вот чудо так чудо! Куда я попал? Чего только не видел в жизни, а столько детей вижу впервые! Дети, а что вы тут все делаете?
 
1 - я у ч е н и ц а. Лесовичок, ты попал в школу. А собрались мы все поговорить о мире, поучиться, как нужно жить в согласии.
 
Л е с о в и ч о к. О, я тоже люблю побаловаться, над кем-то посмеяться. Подножку поставить.
 
2 - й у ч е н и к. Да нет, ты нас не так понял. Мы не хотим над кем-то смеяться, а совсем наоборот, хотим научиться выручать, помогать, уважать.
 
Л е с о в и ч о к. Да, это что-то новенькое. Можно мне с вами этому поучиться? Дети, разрешите и мне?
 
Д е т и (вместе). Да, присоединяйся к нам!
 
 
ІІ . Основная часть
 
1. Составление «цветка мира»
 
У ч и т е л ь. Сегодня нас ждет много интересного. Вспомним наше главное желание — жить в мире, в дружбе. А исполнится наше желание, когда мы соберем цветик-семицветик. На доске вы видите только серединку этого цветочка. Она имеет название. Прочитайте!
 
Д е т и (читают хором). Мир.
 
У ч и т е л ь. Нам необходимо вернуть цветку лепестки. Сколько их? (Семь)
 
— Правильно. Все они — у меня. Только вернуть их можно с условием выполнения некоторых правил. Готовы? (Да)
 
— Сейчас вам предстоит угадать название детской песни.
 
Звучат фрагменты песен «Все мы делим пополам», «Песня о друге», «Песенка о дружбе». (Дети отгадывают.)
 
Л е с о в и ч о к. А теперь назовите одним словом первое правило мира.
 
Д е т и (вместе). Дружба!
 
У ч и т е л ь. Правильно! Лесовичок, можешь прикрепить лепесток. (Лесовичок прикрепляет лепесток.)
 
 
2. Игра «Закончи пословицу»
 
Л е с о в и ч о к. А второе правило?
 
3 - й у ч е н и к. Мудрость.
 
У ч и т е л ь. А что говорит народная мудрость о мире? Знаете ли вы пословицы о мире? Сейчас проверим!
 
  • В мире жить — ...
  • Дружно за мир стоять — ...
  • Мир строит, а...
  • Цветам нужно солнце, а...
  • людям — мир.
  • война разрушает.
  • с миром жить.
  • войне не бывать.
 
(Дети подбирают концовку пословицы, объясняют ее значение.)
 
— Правильно! А какие еще пословицы о мире вы знаете? (С миром везде простор, с бранью — теснота. Мир — дело великое.)
— Повторили второе правило — прикрепим второй лепесток! (Дети прикрепляют лепесток.)
 
 
3. Упражнение «Дерево советов» (работа в группах)
 
У ч и т е л ь. А теперь прочитаем третье правило.
 
Д е т и (читают хором). Взаимопомощь.
 
У ч и т е л ь. Люди должны помогать друг другу. Сейчас подумаем вместе, как помочь одной девочке. (Слушание стихотворения А. Барто «Требуется друг».)
 
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: — Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички, мы почти,
Мы — как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
— Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у И льиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с И льиной —
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: — Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!
 
— Дети, вы поняли, почему с девочкой никто не хочет дружить? Помогите ей. Что бы вы ей посоветовали? Напишите на листочках! Оживим ними дерево советов. Обдумайте свои советы в группах.
 
(Дети пишут советы, зачитывают вслух, прикрепляют свои советы к дереву.)
 
Дерево советов
  • Думай не только о себе, но и о других.
  • Цени друга, ничего не требуй взамен.
  • Одежда для дружбы — это не главное.
  • Не живи трудом друга, а попроси помощи.
  • Настоящий друг сам предложит помочь.
  • Дружба не бывает корыстной.
Л е с о в и ч о к. Какие полезные советы! Я тоже их запомню. А еще очень хорошо, что мы оживили дерево — сделали полезное дело.
 
(Дети крепят следующий лепесток «Взаимопомощь».)
 
— А как же быть девочке, если она поняла наши советы? Что же ей дальше делать?
 
У ч и т е л ь. А для этого, Лесовичок, нужно знать следующее правило: «Умей извиниться». Дети умеют это делать, с детства знают мирилки, без них не бывает дружбы, мира. А хочешь послушать?
 
Л е с о в и ч о к. Хочу!
 
У ч и т е л ь. Тогда спросим у детей, какие мирилки они знают. (Ответы детей.)
 
Л е с о в и ч о к. Как хорошо, когда друзья мирятся! Всем становится радостно.
 
У ч и т е л ь. Пополним наш цветик еще одним лепестком. (Дети прикрепляют лепесток.)
 
 
4. Игра «Добрые слова» (работа в парах)
 
— Кто умеет дружить, кто любит жить в мире, тот умеет прощать, умеет сказать доброе слово. А вы знаете добрые слова? Каждый из вас пусть скажет их своему соседу по парте. Раз, два, три — начали! (Дети выполняют задание.)
 
Лесовичок прикрепляет лепесток «Доброта».
 
Л е с о в и ч о к. А можно и я скажу всем добрые слова?
 
У ч и т е л ь. Конечно, говори!
 
Л е с о в и ч о к. Вы такие добрые, умные, веселые, мне с вами легко и радостно! И хочу поделиться с вами этой радостью. У меня в сумочке есть один голубь мира, а вместе мы сделаем целую стаю голубей...
 
Д е т и (хором). С радостью! Ведь голубь — это символ мира!
 
У ч и т е л ь. Молодец, Лесовичок! Ты отгадал следующее правило мира: «Радость». Можешь его прикрепить. (Лесовичок прикрепляет лепесток.) Дети получают шаблоны, обводят их и вырезают из белой бумаги голубей.
 
У ч и т е л ь. Пусть каждый из вас напишет на своем голубе добрые слова. (Дети крепят голубей на доску над «цветиком-семицветиком».)
 
Л е с о в и ч о к. А теперь я хочу пригласить всех на танец «Согласие». Ведь без согласия мира быть не может! Лесовичок и ученица в роли «Согласия» танцуют вальс.
 
« С о г л а с и е »
Спор закончен, можно петь!
Приготовились смотреть
На меня и видеть мир,
Видеть мир и видеть ширь,
Видеть море, видеть лес,
Видеть синий свод небес,
Видеть пробужденье дня,
Видеть трепетность огня,
Видеть бурю, видеть тишь —
Ты все голосом творишь!
Пой в созвучии прекрасном,
Человек над миром властен!
 
 
III. Заключительная часть
 
Д е т и (по очереди)
 
1. Буквы поют — слова говорят,
Мир создают для наших ребят.
 
2. Учатся дети слова говорить,
Чтоб на планете мир сохранить.
 
3. Будет созвучье в слове и в деле —
Мир будет сладко спать в колыбели.
 
4. Давайте учиться слова говорить,
Чтоб нам жить, счастливо жить.
 
5. Говорить, говорить, говорить, говорить,
О добре говорить
И добром говорить.
 
6. Слово может творить,
Все на свете творить,
Только нужно его от души говорить.
 
7. Только нужно, чтоб в сердце
вселилась душа
Старца, мужчины и малыша,
Чтоб матери сердце стучало в словах,
Тогда лишь наступит согласье в делах.
 
8. Только согласие силу имеет,
Значит, согласие страха сильнее,
Значит, согласие злобы сильнее.
Мир сохранить лишь согласье сумеет.
 
9. В полном согласии
Надо нам жить,
Чтоб мир сохранить!
На века сохранить!
Дети исполняют песню о мире.
 
Л е с о в и ч о к. Какие полезные советы! Я тоже их запомню. А еще очень хорошо, что мы оживили дерево — полезное дело сделали.
 
У ч и т е л ь. Как вы думаете, сможет ли теперь девочка найти друзей? (Ответы детей.)
 
Л е с о в и ч о к. Спасибо вам, ребята, за интересное общение! Надеюсь, вы надолго запомните мудрые советы и всегда будете жить в мире.
Dounload PDF

Відгуки читачів