Передплатну кампанію на 2019 рік розпочато!

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Урок мира

С. А. Роговская, учитель начальных классов, специалист высшей категории, учитель-методист, ООШ I–III ст. № 81, г. Одесса


Цели: обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как «мир», «дружба», «согласие»; активизировать словарь по этой теме; учить детей оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать нравственные чувства (сочувствие, доброжелательность, умение прощать); воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Оборудование: фонограммы песен о дружбе; «Цветик-семицветик»; «Дерево советов»; шаблоны голубей; белая бумага для голубей; зеленые листики для советов; рисунки детей.

 

Ход урока
 
І. Организационный момент
 
1. Целевая установка. Метод «Микрофон»
 
У ч и т е л ь. Сегодня, дети, мы поговорим об одном из самых дорогих богатств — о мире. Прочитайте тему нашего занятия: «Миру — мир!». Как вы думаете, что означает слово мир?
 
Ориентировочные ответы детей (методом «Микрофон»):
— Вселенная.
— Земной шар.
— Согласие.
— Спокойствие.
— Дружба.
— Правильно, слово мир имеет много значений. Сегодня мы поговорим о мире и дружбе. Есть ли у каждого из вас друг или подружка? (Ответы детей.)
 
 
2. Метод «Незаконченное предложение»
 
— Я рада за вас! Очень важно иметь настоящего друга. А всегда ли у вас с другом все в порядке? Попробуйте объяснить, что означает дружить? Свой ответ начинайте словами «Дружить — это значит...». (Ответы детей.)
 
 
3. Ролевая игра
 
— Молодцы, правильно вы рассуждаете о дружбе, о мире! Сегодня мы закрепим ваши знания. Рассмотрим разные ситуации и пополним вашу шкатулочку знаний правилами дружбы.
 
Вбегает Лесовичок. Видит детей и удивляется.
 
Л е с о в и ч о к. Вот чудо так чудо! Куда я попал? Чего только не видел в жизни, а столько детей вижу впервые! Дети, а что вы тут все делаете?
 
1 - я у ч е н и ц а. Лесовичок, ты попал в школу. А собрались мы все поговорить о мире, поучиться, как нужно жить в согласии.
 
Л е с о в и ч о к. О, я тоже люблю побаловаться, над кем-то посмеяться. Подножку поставить.
 
2 - й у ч е н и к. Да нет, ты нас не так понял. Мы не хотим над кем-то смеяться, а совсем наоборот, хотим научиться выручать, помогать, уважать.
 
Л е с о в и ч о к. Да, это что-то новенькое. Можно мне с вами этому поучиться? Дети, разрешите и мне?
 
Д е т и (вместе). Да, присоединяйся к нам!
 
 
ІІ . Основная часть
 
1. Составление «цветка мира»
 
У ч и т е л ь. Сегодня нас ждет много интересного. Вспомним наше главное желание — жить в мире, в дружбе. А исполнится наше желание, когда мы соберем цветик-семицветик. На доске вы видите только серединку этого цветочка. Она имеет название. Прочитайте!
 
Д е т и (читают хором). Мир.
 
У ч и т е л ь. Нам необходимо вернуть цветку лепестки. Сколько их? (Семь)
 
— Правильно. Все они — у меня. Только вернуть их можно с условием выполнения некоторых правил. Готовы? (Да)
 
— Сейчас вам предстоит угадать название детской песни.
 
Звучат фрагменты песен «Все мы делим пополам», «Песня о друге», «Песенка о дружбе». (Дети отгадывают.)
 
Л е с о в и ч о к. А теперь назовите одним словом первое правило мира.
 
Д е т и (вместе). Дружба!
 
У ч и т е л ь. Правильно! Лесовичок, можешь прикрепить лепесток. (Лесовичок прикрепляет лепесток.)
 
 
2. Игра «Закончи пословицу»
 
Л е с о в и ч о к. А второе правило?
 
3 - й у ч е н и к. Мудрость.
 
У ч и т е л ь. А что говорит народная мудрость о мире? Знаете ли вы пословицы о мире? Сейчас проверим!
 
  • В мире жить — ...
  • Дружно за мир стоять — ...
  • Мир строит, а...
  • Цветам нужно солнце, а...
  • людям — мир.
  • война разрушает.
  • с миром жить.
  • войне не бывать.
 
(Дети подбирают концовку пословицы, объясняют ее значение.)
 
— Правильно! А какие еще пословицы о мире вы знаете? (С миром везде простор, с бранью — теснота. Мир — дело великое.)
— Повторили второе правило — прикрепим второй лепесток! (Дети прикрепляют лепесток.)
 
 
3. Упражнение «Дерево советов» (работа в группах)
 
У ч и т е л ь. А теперь прочитаем третье правило.
 
Д е т и (читают хором). Взаимопомощь.
 
У ч и т е л ь. Люди должны помогать друг другу. Сейчас подумаем вместе, как помочь одной девочке. (Слушание стихотворения А. Барто «Требуется друг».)
 
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: — Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички, мы почти,
Мы — как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
— Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у И льиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с И льиной —
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: — Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!
 
— Дети, вы поняли, почему с девочкой никто не хочет дружить? Помогите ей. Что бы вы ей посоветовали? Напишите на листочках! Оживим ними дерево советов. Обдумайте свои советы в группах.
 
(Дети пишут советы, зачитывают вслух, прикрепляют свои советы к дереву.)
 
Дерево советов
  • Думай не только о себе, но и о других.
  • Цени друга, ничего не требуй взамен.
  • Одежда для дружбы — это не главное.
  • Не живи трудом друга, а попроси помощи.
  • Настоящий друг сам предложит помочь.
  • Дружба не бывает корыстной.
Л е с о в и ч о к. Какие полезные советы! Я тоже их запомню. А еще очень хорошо, что мы оживили дерево — сделали полезное дело.
 
(Дети крепят следующий лепесток «Взаимопомощь».)
 
— А как же быть девочке, если она поняла наши советы? Что же ей дальше делать?
 
У ч и т е л ь. А для этого, Лесовичок, нужно знать следующее правило: «Умей извиниться». Дети умеют это делать, с детства знают мирилки, без них не бывает дружбы, мира. А хочешь послушать?
 
Л е с о в и ч о к. Хочу!
 
У ч и т е л ь. Тогда спросим у детей, какие мирилки они знают. (Ответы детей.)
 
Л е с о в и ч о к. Как хорошо, когда друзья мирятся! Всем становится радостно.
 
У ч и т е л ь. Пополним наш цветик еще одним лепестком. (Дети прикрепляют лепесток.)
 
 
4. Игра «Добрые слова» (работа в парах)
 
— Кто умеет дружить, кто любит жить в мире, тот умеет прощать, умеет сказать доброе слово. А вы знаете добрые слова? Каждый из вас пусть скажет их своему соседу по парте. Раз, два, три — начали! (Дети выполняют задание.)
 
Лесовичок прикрепляет лепесток «Доброта».
 
Л е с о в и ч о к. А можно и я скажу всем добрые слова?
 
У ч и т е л ь. Конечно, говори!
 
Л е с о в и ч о к. Вы такие добрые, умные, веселые, мне с вами легко и радостно! И хочу поделиться с вами этой радостью. У меня в сумочке есть один голубь мира, а вместе мы сделаем целую стаю голубей...
 
Д е т и (хором). С радостью! Ведь голубь — это символ мира!
 
У ч и т е л ь. Молодец, Лесовичок! Ты отгадал следующее правило мира: «Радость». Можешь его прикрепить. (Лесовичок прикрепляет лепесток.) Дети получают шаблоны, обводят их и вырезают из белой бумаги голубей.
 
У ч и т е л ь. Пусть каждый из вас напишет на своем голубе добрые слова. (Дети крепят голубей на доску над «цветиком-семицветиком».)
 
Л е с о в и ч о к. А теперь я хочу пригласить всех на танец «Согласие». Ведь без согласия мира быть не может! Лесовичок и ученица в роли «Согласия» танцуют вальс.
 
« С о г л а с и е »
Спор закончен, можно петь!
Приготовились смотреть
На меня и видеть мир,
Видеть мир и видеть ширь,
Видеть море, видеть лес,
Видеть синий свод небес,
Видеть пробужденье дня,
Видеть трепетность огня,
Видеть бурю, видеть тишь —
Ты все голосом творишь!
Пой в созвучии прекрасном,
Человек над миром властен!
 
 
III. Заключительная часть
 
Д е т и (по очереди)
 
1. Буквы поют — слова говорят,
Мир создают для наших ребят.
 
2. Учатся дети слова говорить,
Чтоб на планете мир сохранить.
 
3. Будет созвучье в слове и в деле —
Мир будет сладко спать в колыбели.
 
4. Давайте учиться слова говорить,
Чтоб нам жить, счастливо жить.
 
5. Говорить, говорить, говорить, говорить,
О добре говорить
И добром говорить.
 
6. Слово может творить,
Все на свете творить,
Только нужно его от души говорить.
 
7. Только нужно, чтоб в сердце
вселилась душа
Старца, мужчины и малыша,
Чтоб матери сердце стучало в словах,
Тогда лишь наступит согласье в делах.
 
8. Только согласие силу имеет,
Значит, согласие страха сильнее,
Значит, согласие злобы сильнее.
Мир сохранить лишь согласье сумеет.
 
9. В полном согласии
Надо нам жить,
Чтоб мир сохранить!
На века сохранить!
Дети исполняют песню о мире.
 
Л е с о в и ч о к. Какие полезные советы! Я тоже их запомню. А еще очень хорошо, что мы оживили дерево — полезное дело сделали.
 
У ч и т е л ь. Как вы думаете, сможет ли теперь девочка найти друзей? (Ответы детей.)
 
Л е с о в и ч о к. Спасибо вам, ребята, за интересное общение! Надеюсь, вы надолго запомните мудрые советы и всегда будете жить в мире.
Dounload PDF

Відгуки читачів