Урок обобщения изученного материала по теме «Имя прилагательное как часть речи». 6-й класс

Л. И. Ярошенко, учитель русского языка и зарубежной литературы Сильченковской СОШ, Талалаевский р-н, Черниговская обл.


Цели:

- обучающие: повторить и обобщить изученный школьниками материал по теме «Имя прилагательное как часть речи»;

- развивающие: развивать умение распознавать прилагательные, объяснять изученные орфограммы, совершенствовать культуру речи;

- воспитательные: прививать культуру поведения.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Оборудование: презентация по теме «Имя прилагательное», карточки с заданиями, учебник.

Опережающее домашнее задание: инсценировка фрагмента комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

 

Ход урока
 
І. Организационный момент
 
 
II. Объявление темы и целей урока .
Мотивация учебной деятельности
 
 
ІІІ. Актуализация опорных знаний
 
1. Инсценировка фрагмента из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
 
Посмотрите фрагмент из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Оцените знания героя комедии.
 
Действующие лица
П р а в д и н.
М и т р о ф а н у ш к а.
С т а р о д у м.
 
 
П р а в д и н (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
М и т р о ф а н. Много. Существительна да прилагательна…
П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
М и т р о ф а н. Дверь, котора дверь?
П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.
М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.
П р а в д и н. Почему же?
М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
С т а р о д у м. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
М и т р о ф а н. И ведомо.
 
??Прокомментируйте ответ Недоросля.
 
 
2. Беседа
??По перечисленным признакам определите, о каких предметах идёт речь.
1) Серый, злой, худой, жадный, хищный … (волк).
2) Маленькая, круглая, сочная, тёмно-красная, кисло-сладкая … (вишня).
3) Сладкий, душистый, тягучий, светло-жёлтый … (мёд).
4) Проворный, шарообразный, коротконогий, колючий … (ёж).
 
?Слова какой части речи помогли вам определить загаданный предмет?
??Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?
 
 
3. Дидактическая игра «Неоконченное предложение»
 
Закончите предложения:
1) Имя прилагательное — это…
2) Изменяется по…
3) Имеет степени сравнения…
4) Простая сравнительная степень образуется…
5) Составная степень сравнения образуется…
6) Простая превосходная степень сравнения образуется…
7) Составная превосходная степень сравнения образуется…
8) Имя прилагательное имеет разряды…
 
 
IV. Работа над темой урока
 
1. Выполнение тренировочных упражнений
 
1) Распределительный диктант
??
Распределите прилагательные в три колонки: в первую запишите качественные имена прилагательные, во вторую — относительные, в третью — притяжательные.
 
Дремучий, папин, маленький, широкий, зимний, яблочный, верблюжий, еловый, внучкин, высокий, верхний, чистый, заячий, песчаный, аккуратный.
 
 
2) Дидактическая игра «Лови ошибку»
 
Комментарий. Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. Если допущена ошибка в образовании формы имени прилагательного, учащиеся поднимают руку и называют правильное слово.
 
Строгий — строгайший (строжайший), добрый — добрейший, тихий — тихайший (самый тихий, тишайший), храбрый — храбрейший, глубокий — глубочайший, богатый — богачейший (богатейший), высокий — высочайший, скучный — скучнейший, редкий — редкейший (редчайший), древний — древнейший, вечерний — вечернейший (относительное прилагательное), верблюжий — верблюжайший (притяжательное прилагательное).
 
?Прилагательные какого разряда имеют степени сравнения?
 
 
3) Дидактическая игра «Стоп!» (работа в группах)
 
Комментарий. Учитель произносит прилагательные, а учащиеся должны правильно назвать формы их сравнительной степени. Если допущена ошибка в образовании формы имени прилагательного, группа теряет право ответа; продолжает отвечать та группа, которая отреагировала на ошибку, ответив «стоп!».
 
Сладкий — слаще, далёкий — дальше, дорогой — дороже, жёсткий — жёстче, страшный — страшнее, светлый — светлее, сильный — сильнее, хороший — лучше.
 
 
4) Работа над развитием культуры речи
 
Подберите имена прилагательные к приведённым существительным, правильно согласуя их в роде и числе.
 
Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), шинель (солдатская), рояль (концертный), тушь (чёрная).
 
 
2. Работа над развитием связной речи
 
1) К предложенным прилагательным подберите по два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
 
Тяжёлый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твёрдый (земля, решение).
 
2) От прилагательных красивый, удобный, сладкий, старый образуйте все возможные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения.
 
3) В парах составьте портрет знакомого человека, используя опорные слова-прилагательные.
  • Лицо: бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное…
  • Глаза: голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые…
  • Лоб: высокий, низкий, открытый, выпуклый…
  • Нос: прямой, курносый, длинный…
  • Волосы: прямые, густые, тёмные, седые, волнистые…
  • Взгляд: открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый…
  • Улыбка: радостная, приветливая, грустная, счастливая…
 
 
V. Систематизация и обобщение изученного
 
1. Осложнённое списывание
?Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. Определите роль прилагательных в предложении.
 
1) С лукав..м другом не переезжай реки.
2) Полноводн..я река спокойна, умн..й человек не заносчив.
3) Человек с коротк..м умом обзаводится длинным языком.
4) Учись добр..му — худое на ум не пойдёт. 5) От хорош..го слова миру светло.
 
2. Самостоятельная работа (по вариантам)
 
  • Карточка 1
??Запишите пословицу. Сделайте морфологический разбор одного из прилагательных.
 
Доброе слово лучше мягкого пирога.
 
Мягкого (пирога) — прилаг., н. ф.— мягкий,
качеств., р. п., ед. ч., м. р., определение.
 
  • Карточка 2
Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с именами прилагательными.
 
1. (Не)верный друг — опасный враг. 2. Добрая слава злому (не)навистна. 3. (Не)доброе слово больше огня жжёт. 4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая. 5. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём. 6. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить.
 
  • Карточка 3
Распределите прилагательные в две колонки: в первую выпишите прилагательные, у которых в суффиксах одна Н, а во вторую — прилагательные с двумя Н. Обозначьте условия выбора букв Н и НН в суффиксах прилагательных.
 
Орлиный, овсяный, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, костяной, багряный, румяный.
 
3. Работа с учебником (по выбору учителя)
 
 
VI. Подведение итогов урока . Рефлексия
 
1. Дидактический приём «Микрофон»
??Продолжите фразу: «Урок был для меня полезен…»
 
2. Выставление оценок
 
 
VII. Домашнее задание (дифференцированное)
 
Высокий уровень. Составить обобщающую таблицу «Морфологические признаки прилагательного».
 
Достаточный уровень. Повторить орфограммы по теме «Имя прилагательное».
 
Для всех. Выполнить упражнение (по выбору учителя).
 
 
Интернет-ресурсы
1. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk / library/2013/09/28/zanimatelnyy-material-poleksike-i-morfologii
2. http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-4791
3. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014 /03/19/interesnaya-chast-rechi-prilagatelnoe
Dounload PDF

Відгуки читачів