Лингвистический и литературный анализ стихотворения «Последний шмель» и рассказа «Холодная осень» И. А. Бунина. 11-й класс

С. Ф. Луговая, учитель русского языка и литературы, учитель-методист КП «Харьковский физико-математический лицей № 27», г. Харьков


Цели:

  • обучающие: ознакомить учащихсяс фактами биографии И.А.Бунина;учить выразительномуи внимательному чтению произведений;обучать литературному,лингвистическомуи сравнительному анализу произведений;
  • развивающие:формировать читательские интересы;
  • воспитательные:воспитывать уважениек творчеству русского писателя,к русской культуре;учить наблюдательности, умению сопереживать героям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, тексты стихотворения «Последний шмель»и рассказа «Холодная осень», репродукции картин об осени.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

II. Объявление темыи цели урока

 

III. Работа над темой урока

1. Слово учителя

— Открыв однажды томик стихотворений Ивана Алексеевича Бунина,а затем его рассказы,я была поражена тем, насколько простои ярко всё описываемое автором, живои реалистично. Всё из окружающего нас мира попалов поле зрения этого удивительного человека, мастера слова: жёлтый лист, золотистый шмель, «лапка лучистая» птицы, мир бесцветныйи красочный, непонятныйи прекрасный.

Иван Алексеевич Бунин — замечательный мастер изобразительного слова.И это слово хотелось бы донести до вас.

В наше время, когда молодые люди потеряли интереск чтению, они одновременнос этим утерялии способность полноценно сочувствоватьи сопереживать, желание думатьи мыслить, умение любитьи жертвовать.

Поэзияи проза Бунина —одно из тех явлений отечественнойи мировой культуры, которое способно вдохнуть жизньв омертвевшие души, сделать их молодымии чуткими. Ибо его произведения — о «вечной, вовеки одинаковой любви мужчиныи женщины, ребёнкаи матери, вечной печалии радости человека,о тайне его рождения, жизнии смерти…» (И.АБунин).

Лингволитературный анализ произведений И.А. Бунина даст нам представление об эпохе,о времени,в которые жил автор; покажет его отношениек событиям этого времени; объяснит значение некоторых слови понятий; углубит знания по теории литературы; даст возможность прочитать подтекст произведений.

Читатель станет зрителем через Слово.

Д. С. Лихачёв писал, что «над всеми смыслами отдельных словв тексте, над самим текстом всегда витает ещё некий сверхсмысл».

Текст — это дух эпохи. Перед нами — свидетельство художника И.А. Бунинао земле, на которой он жил,и о времени,к которому принадлежал.

 

2. Выразительноечтение стихотворения «Последний шмель»

3. Комплексный анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

 

1. Опережающие задания

1. Событияв Россиии в жизни И.А. Бунинав 1916 г.

2. Лексическое значение словоплечье, татарка, бурьян.

 

2. Работа над текстом стихотворения

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешьв жильё человечье

И как будто тоскуешь со мной?


 

За окном свети зной, подоконники ярки,

Безмятежныи жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.


 

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоров бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

 

Учитель. И. А. Бунин был певцом русской природы, её неповторимой красоты. Об этом его даре Корней Иванович Чуковский писал: «Его степной деревенский глаз так хваток, остёри зорок, что мы перед ним — как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луной зелёные,а глазау них фиолетовые,а чернозём — синий,а жнивья — лимонные? Там, где мы видим лишь синююи красную краску, он видит десятки полутонов».

Мир природы И.А. Бунина наполнен не только красками, нои звукамии запахами.С темой природы связана философскаяи любовная темыв его творчестве. Хрупкий мир уходящей осенней красоты природыи хрупкий мир вокруг человека предстаётв стихотворении «Последний шмель» (1916).

  • Какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение И.А. Бунина? Выразите одним словом. (Варианты ответов: печаль, грусть, растерянность, тоска, восторг)
  • Какие цвета доминируютв стихотворении?(Золотистый, чёрный, жёлтый, красный, серыйи др.)
  • Какие звуки вы услышали?(Жужжание шмеля,звучание струны, шелест сухой травы)
  • О чём говорит год написаниястихотворения — 1916?
  • Что происходилов Россиив 1916 г.? (См. опережающее задание.)
  • Какие события происходилив жизни Бунинав 1916 г.? (См. опережающее задание.)

(В 1914 г. разразилась Первая мировая война. Писатель понимал весь ужаси бесмысленность этой войны, развязанной олигархическими группировками различных великих держав ради собственного обогащения. Бунин был возмущён ура-патриотическими заявлениями тех писателей, которые выступали за «войну до победного конца».В России война вызвала колоссальные бедствия, разрухуи голод.К 1916 г. царское правительство вынуждено было ввести продовольственную развёрстку крестьянских хозяйств для снабжения продовольствием армиии промышленных городов, производство фактически остановилось, деньги обесценилисьв сотни раз. Царское правительство полностью скомпрометировало себя дажев глазах высшей аристократии,а население крупных городови полуголодные солдаты многомиллионной армии уже почти не скрывали своих революционных настроений.

В отличие от многих просоциалистически настроенных интеллигентов того времени, И.А. Бунин не верилв разуми творчество народных масс. Он считал, что лишь дворянствос его высокой культурой способно управлять Россией. Не поняв смысла революциии не признав Россию советскую, Бунин создал повествование-дневник «Окаянные дни».И в 1918 г. покинул Россию навсегда. Живя за рубежом, он страдал, ощущая глубину потери.

Но всё это будет позже.А пока что тоска, порой беспричинная, заставляет Бунина выплёскивать своё «я»в «Последнем шмеле», которому грозит забвение. Но скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину. Это предчувствие эмиграции, предчувствие того, что рушится старый привычный мир вокруг поэтаи в самом поэте.)

  • Объясните смысл названия стихотворения «Последний шмель».

(Словопоследний — одно из любимыхв творчестве Бунина («Последняя осень», «Последняя весна»). Это объясняет особый интерес писателяк теме осении смерти.Словопоследний употребляетсяв стихотворении три разаи имеет различные оттенки:связанный со смертью, связанныйс осенью, дорогой, уходящий, исчезающий.

Словошмель — символ уходящегов небытие мира.И если объединить значение двух слов, то можно сказать, что название обретает философское звучание: смертьи забвениев «окаянные дни», гибель хрупкого мира.)

  • Выпишите из каждой строфы опорные слова. Прокомментируйте свой выбор.

(І строфа: чёрный, шмель; золотое, оплечье; ты, залетишь, зачем.

Чёрный бархатный шмельнастолько живо запечатлён, что возникает ощущение, будто он здесь,в нашей комнате, заунывно гудит, ударяясьв стекло. Точное словозаунывно, то есть тоскливо, печально, передаёт звучание одной струны, наводящее тоскуи уныние, напоминаето том, что последние жаркие дни скоро сменятся холодоми пронизывающим ветром.

Эпитет чёрныйсимволизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление поэтического эпитета золотоепридаёт описанию шмеля особую торжественность — перед нами царственный, величественный образ.

Слово оплечьеобозначает часть одежды, покрывающую плечи.В данной строфе оно имеет переносный смысл.

Второй стих (строка) несколько разрушает праздничность первой, рисуя тему осени,увядания,грусти. Используется метафора певучей струной. Мы слышим жужжание шмеля благодаря звукам [ч], [ш], [з],[с] (ассонанс). Таким образом автор создаёт иллюзию звонкого, яркого мира.

Лирический герой ведёт со шмелём диалог, герой не уверенв долговременном единении человекаи природы, ведь шмель залетаетв жильё человечье. И мы понимаем, что там их общение будет недолгим.

ІІ строфа: свет, зной; последние дни; полетай, погуди, усни; засохшая татарка.

Лексическое значение словататарка — род сорняка, татарник.

Яркий свет скоро померкнет. Царственно-красивый шмель превратитсяв лёгкого, сухогошмеля.А угрюмый пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сбросит шмеляс красной подушечки засохшей татарки вниз,в бурьян,с царственного смертного ложа — в сорную траву. Такв природе властвуют, сменяя друг друга, то тёплая трепетная Жизнь, то сметающая всё на своём пути Смерть.И мы понимаем, что всё временнов этом стремительно изменяющемся мире.

А префикс по- (полетай, погуди) усиливает ощущение конца,гибели. Тематический ряд, связанный со смертью, пополняется новыми словами: последние дни, засохшей татарке, усни. Метафора на подушечке краснойпреображает увядший цветокв посмертное ложе шмеля. На наших глазах происходит разрыв двух миров: мира природыи мира человека.

ІІІ строфа: не дано знать; поля опустели;сдуетв бурьян;ветер угрюмый;шмель.

Категорическая конструкцияс инфинитивомне дано знатьподчёркивает отчуждение мира человека от мира природы. Стихотворение перестаёт быть простой пейзажной зарисовкой, обретая философское звучание.

Когда автор противопоставляет себяи шмеля:я и он, я и шмель, мы не вместе —ощущается его неприятие назревающих революционных событий.

Хорошо или плохо знатьо быстротечности времени,о собственной смерти,о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом бурьян?Чтов этом осознании: торжество над безумным миром шмеля,кружащегосяв неведении близкой смерти, или грусть из-за собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного?В смерти шмеля нет трагизма: шмель — и живой,и мёртвый — охарактеризован одним эпитетом золотой. И еслив первой строке автор подчёркивает цветовое значение (сложивший крылышки шмель не чёрный,а золотой), тов последней строке его качественное значение:прекрасный, дорогой, несущийв себе мир хрупкой, но нетленной красоты. Шмельу Бунина — этои собеседник автора,и выразитель его настроения.

Осень, которую так любил Пушкин,у Бунина вызывает грусть, потому что давно опустели поля, и скоро жизнь потеряет свою прелесть, начнутся холодаи ветер угрюмыйуничтожит все надежды.)

  • Определите функцию тире, вопросительногои восклицательного знаков.

Тире — композиционное: делит текст на две части: 1-я часть —жизнь, полёт, мечты; 2-я часть — сон, смерть.До — жизнь, после — смерть.Всё, что связанос жизнью,— прекрасно: чёрный, бархатный, золотое оплечье, за окном свет, подоконники ярки, жильё человечье.

Всё, что связано со смертью,—печально:заунывно гудящей, в засохшей татарке; опустели поля; в бурьян сдует ветер шмеля; сухой шмель.

Вопросительные предложения — это риторические вопросы, обращённыек каждому читателю.

Восклицательное предложение — это утверждение некой трагедии.

 

3. Для учащихсяс более высоким уровнем знаний (дополнительно)

  • Образ ветрав русской литературе (А.С. Пушкин, А.А. Блок, М.А. Булгаков).
  • Образ снав литературе (Н.А. Некрасов, А.И. Гончаров, Ф.М. Достоевский).

Подводя итог, можно сказатьо том, что стихотворение И.А. Бунина «Последний шмель» — одно из самых изысканныхв русской поэзии.

 

4. Комплексный анализ рассказа И. А. Бунина «Холодная осень» (1944, из сборника «Тёмные аллеи»)

  • К какому жанру можно отнести рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»?

(Рассказ «Холодная осень» был написан И. А. Бунинымв 1944 г., в эмиграции. Но большая часть рассказа посвящена воспоминаниям героинио своём прошлом (1914). Перед нами —рассказ-воспоминание, рассказ-элегия, рассказ-прошлое (для героини оно более значимо, чем настоящее).В рассказе прошлое осмысливается через настоящее,а настоящее —через прошлое.У героев нет имён: есть только он, она, они, мы.

Начало действия —осень 1914 г. Но назван рассказ «Холодная осень» не столько потому, что была осень,и даже не потому, что это цитата из стихотворения А. А. Фета, которое прозвучало из уст любимого:

Какая холодная осень!

Надень свою шальи капот…

А потому, что холодная осень —это ожидание смерти. Бунин имел обострённое чувство смерти. Он писал: «Когдая приобрёл верув Бога? Понятиео Боге? Ощущение Бога? Думаю, что вместес понятиемо Смерти». Нес понятием Жизни,а с понятием Смерти. Бунин был одержим проблемой жизнии смерти.)

  • Какой художественный приём использует авторв рассказе?

(Основной художественный приём, используемыйв рассказе,— контраст, противопоставление, антитеза, которым всё подчинено. Противопоставляется прошлое героинии настоящее: прошлое —это «только тот холодный осенний вечер —это всё, что былов жизни»; настоящее —всё пережитое за 30 лет,— «это ненужный сон».

«Несколько дней счастья — и вся остальная безвременная жизнь». Родина — и весь мир. Миг счастья — и забвение, смерть.

Первая часть рассказа больше по объёму, вторая —меньше. Жизнь героини разделилась на дои после: до смерти любимогои после его смерти.

До — это настоящая, истинная, счастливая жизнь. В тексте рассказываетсяо родном доме, о родных людях, о любимом.

До — это самовар, сад, чистые ледяные звёзды, поцелуй, стихи Фета, восход луны, милый друг, прогулкаи «я не переживу твоей смерти».

Первая часть —это я, он, мы. Это Жизнь. Это значимо для героини.

После — «Убили его через месяцв Галиции»… Смерть жениха, скитания по городами весям, смерть мужа, эмиграция, воспоминанияо прошлой жизни… Это —Смерть, духовная смерть.

Поэтому в конце жизни героиня рассказа думаето смертис радостью, потому что встретит там ЕГО («Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду»).)

  • Каков основной конфликтв рассказе?

(Основной конфликтв рассказе: несколько счастливых дней — и вся остальная жизнь (скитания, страдание, одиночество).)

  • Чем интересна концовка рассказа?

(Интересна концовка рассказа эффектом «обманутого ожидания». Такая концовка свойственна постмодернизму (В. О. Пелевин, П. В. Крусанови др.)

Героиня верит, что встретит своего любимого после смерти,в другом мире: «Ия верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня;с той же любовьюи молодостью, какв тот вечер».

Помогают раскрыть идейно-эмоциональное содержание текста исконнорусскиеи заимствованные словесные образы.)

  • Выпишите тематические группы слов —топонимы.

(Учащиеся работаютс текстомв тематических группах.)

1) Топонимы: Сараево, Германия, Россия, Галиция, Москва, Ницца, Сербия, Екатеринодар, Кубань, Константинополь, Париж. (Противопоставление: Россия, родина — заграница.)

2) Микротопонимы: Смоленский рынок, Арбат, церковь Мадлен.

3) Даты: июнь того года (1914),15 июня, 19 июля1914 г., 1912, 1918, 1944.

4) Имена известных людей: Фердинанд, Фет, Врангель.

5) Детали русского быта: газета, чайный, самовар, шаль, капот, пуховый платок, лапти, шинель, сад, балкон.

6) Религиозный культ: крестик, золотой образок, Петров день, душа моя, перекрестила, маленький мешочек.

7) Пейзаж: ранняя холодная осень; чёрное, светлеющее утро; чистые ледяные звёзды; восход луны как пожар; радостное солнечное утро.

8) Русские национальные традиции: объявить женихом, свататься, перекрестить, надеть на шею мешочек, склонитьсяк руке материи отца.

  • В чём смысл названия рассказа —«Холодная осень»?

(Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень» имеет сложную смысловуюи композиционную структуру. Рассказ многомерен. Это ещё раз доказывает: истинная настоящая жизнь, её восприятиеи оценка неоднозначны. Как писал Г. В. Адамович, «произведение, проникнутое благодарностьюк жизни,к миру,в котором при всех его несовершенствах счастье бывает».

Но счастье —это мгновение, один миг.А затем приходит Память, память об одном миге. Это оживляет душу, делает её молодойи чуткой. И. А. Бунин ещё раз доказывает, что любовь сильнее смерти.)

 

5. Сравнительный анализ двух художественных текстов

Учитель. Объединяет эти два произведения И.А. Бунина то, что они связаныс 1914 годом. «Последний шмель» написанв 1914 г.,и «Холодная осень» возвращает нас вместес героинейв тот же год. Для автора этот год знаменателен: гибнет, рушится мир вокруг Бунинаи в нём самом. Гибнут его герои: «чёрный бархатный шмель» превращаетсяв «золотого, сухого шмеля»; возлюбленный героини рассказа «Холодная осень» гибнетв октябре 1914 г.в Галиции.В рассказе не упоминается прямая дата: «в октябре того года…» Но читатель понимает,о каком годе идёт речь: началась Первая мировая война («В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!»)

И всё же различие этих двух текстовв том, чтов стихотворении «Последний шмель» звучат безысходность, забвение, смерть.А в рассказе «Холодная осень» есть жизнеутверждение: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

Всей своей долгой жизнью поэт И.А. Бунин доказал, что любовь сильнее смерти. Он писал: «Неужели вы не знаете, чтов 17 и в 70 лет любят одинаково!»

 

 

IV. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Опасения И. А. Бунина по поводу забвения тоже оказались напрасными.В 1933 г. ему присудили Нобелевскую премию. На родине Бунина во второй половине ХХ в.его книги издавали огромными тиражами, вплоть до миллионных, его творчество получило признание широчайшей читательской аудитории. Творчество Бунина возвратилось на родину писателя, потому что предметом его, говоря словами самого автора, является «вечная, вовеки одинаковая любовь мужчиныи женщины, ребёнкаи матери, вечные печалии радости человека, тайна его рождения, существованияи смерти».

 

Литература

1. Ачатова А.А. Из наблюдений над лирической поэзией И.А. Бунина//Учёные записки Томского ун-та. — 1973. — №83.

2. Бунин И.А. Холодная осень //Рачкова Е.Г., Дымарский М.Я., Ильинова А.И.и др. Худож. текст: Структура. Язык. Стиль: Кн.для преподавателей. — СПб, 1993.

3. Вантенков И.П. Бунин —повествователь. Рассказы 1890–1916 гг. — Минск: Изд-во БГУ, 1974.

4. Герман М. Эхо «Тёмных аллей». Бунини Монпарнас//«Нева», 2006. — № 11.

5. Кузнецова Г. Н.Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. Стихотворения//Вступ. ст., коммент. ак. Баборенко А. К. — М. : «Московский рабочий», 1995.

6. Лавров В.В. Холодная осень. Иван Бунинв эмиграции (1920–1953). Роман-хроника. — М. : «Молодая гвардия», 1989.

7. Нефёдов В.В. Поэзия И. Бунина. Этюды/ В.В. Нефёдов — Минск: «Высшая школа», 1975.

8. Рафеенко В.В. Феномен смерти как способ завершения мира. И.А. Бунин. Тёмные аллеи. Кавказ// Литературовед. сб. — Донецк, 2001. — Вып.5/6.

9. Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин — М.: «Молодая гвардия», 1991.

10. Сливицкая О.В. Чувство смертив мире И.Бунина// «Русская литература». — 2002. — №1.

11. Смаль Е.Ю. Какая сладость всё, что прежде ценил так мало// Русская словесностьв школах Украины. — 2007. — №5.

12. Смирнова Л.А. И. Бунин. Жизньи творчество : Книга для учителя / Л. А. Смирнова. — М.: «Просвещение», 1991.

13. Приходько В. «Ты, сердце, полное огня» (о поэзии Бунина)// «Литературная учёба». — 1997. — №2.

14. Ясенский С.Ю. Пессимизм Бунина как эстетическая проблема// «Русская литература». — 1996. —№4.

Dounload PDF

Відгуки читачів