Правописание личных окончаний глаголов (закрепление изученного). 7-й класс

В. И. Макаренко, учитель русского языка и литературы высшей категории, учитель-методист Одесской частной специализированной школы І–ІІІ ст. «Гармония», г. Одесса


Цели: вырабатывать у учащихся навыки определения спряжения глаголов; совершенствовать навыки написания личных окончаний, правильного использования видовых форм глаголов; развивать мыслительную активность, творческие способности, умение анализировать языковой материал, делать выводы; прививать культуру речи, любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал (карточки с заданиями для практической работы), эпиграф (на доске), словарь С. И. Ожегова, учебник русского языка для 7-го класса школ с русским языком обучения, фото памятников Пушкину в Одессе.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний и умений.
 
Глагол — самая огнедышащая, самая живая часть речи.
А. К. Югов
 
 
Ход урока
 
I. Объявление темы урока (на проекторе). Постановка целей урока учащимися
 
 
У ч и т е л ь. К нам в гости пришёл король всех частей речи — Глагол. Он хотел бы отобрать группу знатоков для участия в международной конференции по проблемам русского языка.
 
(Обращается к Глаголу.)
 
Уважаемый Глагол! Наши ученики хотели бы выразить своё восхищение вашей уникальностью. Давайте послушаем их.
 
 
ІІ. Актуализация опорных знаний
 
1. Проверка домашнего задания (см. приложение к уроку)
 
Комментарий. На предыдущем уроке ученикам было дано домашнее задание по группам:
 
1-я группа — написать сочинение-описание «Какова обязанность глагола в речи»;
 
2-я группа — написать сочинение-рассуждение «Глагол — настоящий богач среди частей речи»;
 
3-я группа — сочинить сказку «Ах, какая ты непостоянная, гордая и очень странная, частица не».
 
У ч и т е л ь. А теперь сформулируйте одним предложением, о чём говорилось в ваших сочинениях (общее значение, морфологические признаки, правописание частицы не с глаголами).
 
2. Резюме Глагола (анализ сочинений)
 
 
ІІІ. Работа над темо й урока
 
1. Беседа
 
Г л а г о л. Я хотел бы, чтобы вы мне ответили, какое правило зашифровано здесь (на листе формата А1 — танцующие человечки, изображающие глаголы I и II спряжения и глаголы-исключения, разноспрягаемые глаголы).
  • ?? Что такое спряжение?
  • ?? Какое время не имеет спряжения?
  • ?? По чему мы определяем лицо глагола?
  • ?? Что нам помогает правильно написать окончания глаголов?
А теперь мне было бы интересно посмотреть, как вы применяете алгоритм на практике.
 
2. Практическая работа (в группах)
(Задание группам даёт Глагол.)
 
1-я группа: подберите видовые пары, определите спряжение, поставьте глаголы в 3-м лице, ед. ч., сделайте вывод.
 
(Группа получает карточку с заданием и одновременно задания высвечиваются на проекторе.) 
Обидеть. Устроить. Вообразить. Закалить.
 
 
Самопроверка (на проекторе)
 
II
 
обидит
устроит
вообразит
закалит
→ ит
 
Вывод: от правильного определения спряжения зависит выбор окончания глагола.
 
2-я группа: поставьте глаголы в 3-м лице, мн. ч., сделайте вывод.
 
(Группа получает карточку с заданием и одновременно задания высвечиваются на проекторе.)
 
Удерж() — Побре() —
Передума()— Напиш()
 
 
Самопроверка (на проекторе)
Удерж()II спр. (искл.)  ат
Побре()I спр. (искл.)ют
Передума()I спр.ют
Напиш()I спр. ут
 
 
Вывод: если приставка есть, её надо отбросить.
 
3-я группа: замените фразеологические обороты синонимами, поставьте глаголы во 2-е л., ед. ч.
 
Водить за нос —
Лететь во весь дух —
Болеть душой —
Брать себя в руки —
 
 
Самопроверка (на проекторе)
Водить за нос — обманываешь.
Лететь во весь дух — спешишь.
Болеть душой — переживаешь.
Брать себя в руки — успокаиваешься.
 
На проекторе — стихотворение А. С. Пушкина. У каждой группы его текст.
 
Я жил тогда в Одессе пыльной…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Там всё Европой дыш.. ве..
Всё блещ.. югом и пестре..
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звуч.. по улице весёлой
Где ход.. гордый славянин
Француз испанец армянин
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
 
Задания
 
1-я группа: напишите правильно окончания глаголов и объясните.
 
2-я группа: расставьте знаки препинания, объясните, составьте схему последнего предложения.
 
3-я группа: разберите по составу слово разнообразностью. Какое слово привлекло ваше внимание с точки зрения лексики? Кто написал эти строки? Где в нашем городе находится памятник этому человеку?
 
 
Задание для всех групп
  • Найдите ошибки в определении личных форм разноспрягаемых глаголов. (Демонстрируются фото памятников А. С. Пушкину на Приморском бульваре и около музея поэта.)
  • ??Обратите внимание, сколько в тексте глаголов. Вообще в произведениях Пушкина каждое третье слово — глагол. Какую роль он играет здесь? (Он делает предложение живым, стремительным. Без него предложение не было бы полнокровным.)
  • ??А теперь посмотрите на эпиграф. Какой вывод вы можете сделать? (Глагол обогащает речь, делает предложение динамичным, чётким. Глаголы точно и верно отражают потребность мысли и речи.)
 
3. Творческое задание (по группам)
 
1-я группа: составьте вопросы для интервью по теме «Памятники Пушкину в Одессе».
 
2-я группа: создайте рекламу любого памятника Пушкину.
 
3-я группа: напишите репортаж об открытии памятника Пушкину около музея.
 
4. Проверка работ
 
 
IV. Подведение итогов (подводит Глагол )
 
 
V. Рефлексия
  • Сегодня на уроке я повторил(а)…
  • Особенно мне понравилось…
  • Я легко справился (-лась) с заданием…
 
 
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Что мог бы рассказать о себе глагол».
 
 
Приложение
 
1-я группа
 
Уважаемый Глагол!
 
Мы очень любим вас. Без вашего присутствия невозможно было бы составить связный текст, написать сочинение. Как бы ни было красиво сочетание прилагательного и существительного, без глагола всё равно нет действия, а значит, нет и развития сюжета. Чудесно словосочетание «нежные ромашки», а что же дальше? Нет глагола — нет движения мысли. Попробовал бы Н. В. Гоголь без глаголов написать «Тараса Бульбу»! Нет, уважаемый Глагол, без вас ни одно произведение живым не будет!
 
А как здорово вы можете чувства человека показать! У вас в запасе есть много-много глагольчиков, которые помогают нам восторгаться, восхищаться, улыбаться, плакать и смеяться. Только с вашей помощью можно красивые стихи написать и состояние природы показать. Как у Пушкина, помните:
 
Буря мглой небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
 
С помощью ваших умных помощников «Что делать», «Что сделать» вы можете управлять окончаниями глаголов. В общем, вы — настоящий волшебник, нам без вас никак не обойтись!
 
 
2-я группа
 
Уважаемый Глагол!
 
Вы — самая богатая часть речи. Почему? Да потому, что, во-первых, у вас единственного есть ещё 2 формы: причастие и деепричастие. Ни одна часть речи этим похвастаться не может.
 
Во-вторых, вы обладаете не только двумя спряжениями, но ещё у вас в запасе есть удивительные 2 глагола: хотеть и бежать. Они у вас отличаются от остальных глаголов тем, что могут быть сразу в двух спряжениях.
 
В-третьих, у вас имеется великолепная возможность различать своих детей по виду (ведь у вас их целых два). И от этого, заметьте, меняется окончание глагола. Имена этих детей — совершенный и несовершенный вид.
 
В-четвёртых, вы носите в своих кармашках удивительную способность управлять существительным или местоимением. Если рядом с вами стоит красавица в В. п. без предлога, значит, вы смело можете переходить улицу, так как вы — переходный глагол. А если её нет рядом — не рискуйте! Лучше не переходите дорогу!
 
В-пятых, вы можете перемещаться во времени, и не в одном, а в целых трёх. Как мы вам завидуем! Ведь вы можете телепортироваться в прошлое, оставаться в настоящем или улетать в будущее. Вот бы нам такую возможность!
 
Ещё вы умеете повелевать, ставить условия, действовать, ведь у вас есть целых 3 наклонения для этого!
 
И наконец, у вас есть возвратность, число, лицо и даже в отдельных случаях род. Вот поэтому-то вы, уважаемый Глагол, настоящий богач! И мы преклоняемся перед вами.
 
 
3-я группа
 
Сказка
 
Жила-была красавица принцесса. Ох, какая она капризная была! Сколько к ней женихов сваталось — а всё без толку! Никого видеть не хотела, никого не жаловала она своим вниманием.
 
Особенно не понравился ей Глагол. Уж он ей и цветы дарил (говорят, миллион роз даже рассыпал перед её ногами), и стихи читал. А она — ни в какую. «Ах, какой противный! Не хочу, не выйду замуж за него!»
 
Решил Глагол пойти по белу свету поискать волшебный орех Кракатук. Долго-долго шёл он горами высокими, плыл морями широкими. Наконец нашёл волшебника, который его пожалел и дал этот орех.
 
Пришёл Глагол к красавице и подарил ей плод. Закричала она: «Не нужен он мне, не хочу этот противный орех». Но он был так красив, что она всё-таки его съела. А как только она закричала: «Негодую, ненавижу»! — и вдруг — о чудо! — остановилась, подошла к Глаголу и обняла его. «Я недоумеваю,— сказала она,— что со мной случилось, я согласна быть с тобою рядом, но только иногда». С тех пор принцесса эта то одаривает Глагол своей любовью, то убегает от него. А он и этому рад.
Dounload PDF

Відгуки читачів