А ви вже оформили передплату на 2019 рік?

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Правописание личных окончаний глаголов (закрепление изученного). 7-й класс

В. И. Макаренко, учитель русского языка и литературы высшей категории, учитель-методист Одесской частной специализированной школы І–ІІІ ст. «Гармония», г. Одесса


Цели: вырабатывать у учащихся навыки определения спряжения глаголов; совершенствовать навыки написания личных окончаний, правильного использования видовых форм глаголов; развивать мыслительную активность, творческие способности, умение анализировать языковой материал, делать выводы; прививать культуру речи, любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал (карточки с заданиями для практической работы), эпиграф (на доске), словарь С. И. Ожегова, учебник русского языка для 7-го класса школ с русским языком обучения, фото памятников Пушкину в Одессе.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний и умений.
 
Глагол — самая огнедышащая, самая живая часть речи.
А. К. Югов
 
 
Ход урока
 
I. Объявление темы урока (на проекторе). Постановка целей урока учащимися
 
 
У ч и т е л ь. К нам в гости пришёл король всех частей речи — Глагол. Он хотел бы отобрать группу знатоков для участия в международной конференции по проблемам русского языка.
 
(Обращается к Глаголу.)
 
Уважаемый Глагол! Наши ученики хотели бы выразить своё восхищение вашей уникальностью. Давайте послушаем их.
 
 
ІІ. Актуализация опорных знаний
 
1. Проверка домашнего задания (см. приложение к уроку)
 
Комментарий. На предыдущем уроке ученикам было дано домашнее задание по группам:
 
1-я группа — написать сочинение-описание «Какова обязанность глагола в речи»;
 
2-я группа — написать сочинение-рассуждение «Глагол — настоящий богач среди частей речи»;
 
3-я группа — сочинить сказку «Ах, какая ты непостоянная, гордая и очень странная, частица не».
 
У ч и т е л ь. А теперь сформулируйте одним предложением, о чём говорилось в ваших сочинениях (общее значение, морфологические признаки, правописание частицы не с глаголами).
 
2. Резюме Глагола (анализ сочинений)
 
 
ІІІ. Работа над темо й урока
 
1. Беседа
 
Г л а г о л. Я хотел бы, чтобы вы мне ответили, какое правило зашифровано здесь (на листе формата А1 — танцующие человечки, изображающие глаголы I и II спряжения и глаголы-исключения, разноспрягаемые глаголы).
  • ?? Что такое спряжение?
  • ?? Какое время не имеет спряжения?
  • ?? По чему мы определяем лицо глагола?
  • ?? Что нам помогает правильно написать окончания глаголов?
А теперь мне было бы интересно посмотреть, как вы применяете алгоритм на практике.
 
2. Практическая работа (в группах)
(Задание группам даёт Глагол.)
 
1-я группа: подберите видовые пары, определите спряжение, поставьте глаголы в 3-м лице, ед. ч., сделайте вывод.
 
(Группа получает карточку с заданием и одновременно задания высвечиваются на проекторе.) 
Обидеть. Устроить. Вообразить. Закалить.
 
 
Самопроверка (на проекторе)
 
II
 
обидит
устроит
вообразит
закалит
→ ит
 
Вывод: от правильного определения спряжения зависит выбор окончания глагола.
 
2-я группа: поставьте глаголы в 3-м лице, мн. ч., сделайте вывод.
 
(Группа получает карточку с заданием и одновременно задания высвечиваются на проекторе.)
 
Удерж() — Побре() —
Передума()— Напиш()
 
 
Самопроверка (на проекторе)
Удерж()II спр. (искл.)  ат
Побре()I спр. (искл.)ют
Передума()I спр.ют
Напиш()I спр. ут
 
 
Вывод: если приставка есть, её надо отбросить.
 
3-я группа: замените фразеологические обороты синонимами, поставьте глаголы во 2-е л., ед. ч.
 
Водить за нос —
Лететь во весь дух —
Болеть душой —
Брать себя в руки —
 
 
Самопроверка (на проекторе)
Водить за нос — обманываешь.
Лететь во весь дух — спешишь.
Болеть душой — переживаешь.
Брать себя в руки — успокаиваешься.
 
На проекторе — стихотворение А. С. Пушкина. У каждой группы его текст.
 
Я жил тогда в Одессе пыльной…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Там всё Европой дыш.. ве..
Всё блещ.. югом и пестре..
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звуч.. по улице весёлой
Где ход.. гордый славянин
Француз испанец армянин
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
 
Задания
 
1-я группа: напишите правильно окончания глаголов и объясните.
 
2-я группа: расставьте знаки препинания, объясните, составьте схему последнего предложения.
 
3-я группа: разберите по составу слово разнообразностью. Какое слово привлекло ваше внимание с точки зрения лексики? Кто написал эти строки? Где в нашем городе находится памятник этому человеку?
 
 
Задание для всех групп
  • Найдите ошибки в определении личных форм разноспрягаемых глаголов. (Демонстрируются фото памятников А. С. Пушкину на Приморском бульваре и около музея поэта.)
  • ??Обратите внимание, сколько в тексте глаголов. Вообще в произведениях Пушкина каждое третье слово — глагол. Какую роль он играет здесь? (Он делает предложение живым, стремительным. Без него предложение не было бы полнокровным.)
  • ??А теперь посмотрите на эпиграф. Какой вывод вы можете сделать? (Глагол обогащает речь, делает предложение динамичным, чётким. Глаголы точно и верно отражают потребность мысли и речи.)
 
3. Творческое задание (по группам)
 
1-я группа: составьте вопросы для интервью по теме «Памятники Пушкину в Одессе».
 
2-я группа: создайте рекламу любого памятника Пушкину.
 
3-я группа: напишите репортаж об открытии памятника Пушкину около музея.
 
4. Проверка работ
 
 
IV. Подведение итогов (подводит Глагол )
 
 
V. Рефлексия
  • Сегодня на уроке я повторил(а)…
  • Особенно мне понравилось…
  • Я легко справился (-лась) с заданием…
 
 
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Что мог бы рассказать о себе глагол».
 
 
Приложение
 
1-я группа
 
Уважаемый Глагол!
 
Мы очень любим вас. Без вашего присутствия невозможно было бы составить связный текст, написать сочинение. Как бы ни было красиво сочетание прилагательного и существительного, без глагола всё равно нет действия, а значит, нет и развития сюжета. Чудесно словосочетание «нежные ромашки», а что же дальше? Нет глагола — нет движения мысли. Попробовал бы Н. В. Гоголь без глаголов написать «Тараса Бульбу»! Нет, уважаемый Глагол, без вас ни одно произведение живым не будет!
 
А как здорово вы можете чувства человека показать! У вас в запасе есть много-много глагольчиков, которые помогают нам восторгаться, восхищаться, улыбаться, плакать и смеяться. Только с вашей помощью можно красивые стихи написать и состояние природы показать. Как у Пушкина, помните:
 
Буря мглой небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
 
С помощью ваших умных помощников «Что делать», «Что сделать» вы можете управлять окончаниями глаголов. В общем, вы — настоящий волшебник, нам без вас никак не обойтись!
 
 
2-я группа
 
Уважаемый Глагол!
 
Вы — самая богатая часть речи. Почему? Да потому, что, во-первых, у вас единственного есть ещё 2 формы: причастие и деепричастие. Ни одна часть речи этим похвастаться не может.
 
Во-вторых, вы обладаете не только двумя спряжениями, но ещё у вас в запасе есть удивительные 2 глагола: хотеть и бежать. Они у вас отличаются от остальных глаголов тем, что могут быть сразу в двух спряжениях.
 
В-третьих, у вас имеется великолепная возможность различать своих детей по виду (ведь у вас их целых два). И от этого, заметьте, меняется окончание глагола. Имена этих детей — совершенный и несовершенный вид.
 
В-четвёртых, вы носите в своих кармашках удивительную способность управлять существительным или местоимением. Если рядом с вами стоит красавица в В. п. без предлога, значит, вы смело можете переходить улицу, так как вы — переходный глагол. А если её нет рядом — не рискуйте! Лучше не переходите дорогу!
 
В-пятых, вы можете перемещаться во времени, и не в одном, а в целых трёх. Как мы вам завидуем! Ведь вы можете телепортироваться в прошлое, оставаться в настоящем или улетать в будущее. Вот бы нам такую возможность!
 
Ещё вы умеете повелевать, ставить условия, действовать, ведь у вас есть целых 3 наклонения для этого!
 
И наконец, у вас есть возвратность, число, лицо и даже в отдельных случаях род. Вот поэтому-то вы, уважаемый Глагол, настоящий богач! И мы преклоняемся перед вами.
 
 
3-я группа
 
Сказка
 
Жила-была красавица принцесса. Ох, какая она капризная была! Сколько к ней женихов сваталось — а всё без толку! Никого видеть не хотела, никого не жаловала она своим вниманием.
 
Особенно не понравился ей Глагол. Уж он ей и цветы дарил (говорят, миллион роз даже рассыпал перед её ногами), и стихи читал. А она — ни в какую. «Ах, какой противный! Не хочу, не выйду замуж за него!»
 
Решил Глагол пойти по белу свету поискать волшебный орех Кракатук. Долго-долго шёл он горами высокими, плыл морями широкими. Наконец нашёл волшебника, который его пожалел и дал этот орех.
 
Пришёл Глагол к красавице и подарил ей плод. Закричала она: «Не нужен он мне, не хочу этот противный орех». Но он был так красив, что она всё-таки его съела. А как только она закричала: «Негодую, ненавижу»! — и вдруг — о чудо! — остановилась, подошла к Глаголу и обняла его. «Я недоумеваю,— сказала она,— что со мной случилось, я согласна быть с тобою рядом, но только иногда». С тех пор принцесса эта то одаривает Глагол своей любовью, то убегает от него. А он и этому рад.
Dounload PDF

Відгуки читачів