Весёлая прогулка. Занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

О. В. Шульга, Харківська обл.


Программное содержание

-Познакомить детей со зрительным образом буквы [з]; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] — [з’] (изолированно, В слогах, в словах);

-учить долго и плавно, на одном выдохе произносить слова с этим звуком, давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам, определять позицию звука в слове;

-совершенствовать связную речь детей, составлять рассказ по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-продолжать развивать навык чтения, координацию речи с движением;

-развивать слуховое внимание, логическое мышление, фонематическое и зрительное восприятие;

-развивать творческое воображение, темп и ритм речи;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и индивидуально.

 

Оборудование: бумажные цветы; предметные картинки; игрушки «би-ба-бо» (коза, заяц, медведь); вата; камушки; плоскостные изображения пеньков со слогами; искусственные деревья; колокольчик; конверт; письмо; мольберт; карта-схема; средства ИКТ.
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
Учитель-логопед. Ребята, к нам в группу сегодня почтальон принёс письмо. От кого же оно? Хотите узнать? (Читает письмо.)
 
«Здравствуйте, мои друзья! Сегодня прекрасный, солнечный день, и я приглашаю вас на прогулку.
 
Ваш друг Весёлый Язычок».
 
— Ребята, вы хотите погулять с ним? В путь!
 
 
Презентация «Прогулка в зоопарк» (артикуляционная гимнастика)
 
Учитель-логопед. Погуляли по зоопарку и отправляемся дальше.
 
Дети встают.
 
Учитель-логопед. Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки)
 
Покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок, и закачались цветы, запели свои песенки.
 
 
Дети показывают цветы.
 
Учитель-логопед. Но вдруг прилетел комарик и запел! Дети, послушайте эту песенку: «З-з-з-з-з!».
 
— Чья это песенка? Правильно, это песенка комара. Изобразим с помощью пальчиков комарика.
 
Загляделся на ромашку,
Зазвенел комар протяжно:
«З-з-з-з-з-з».
И зовёт его ромашка:
«Залезай ко мне, бедняжка».
«З-з-з-з-з-з».
Дети-комарики за папой летят,
Тоненьким голосом протяжно звенят:
«Зь-зь-зь-зь-зь-зь».
 
  • Ребята, как поёт комар-папа? (З-з-з)
  • Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий)
  • А как поют маленькие комарики? (Зь-зь-зь)
  • Какой это звук? (Согласный, мягкий)
  • Дети изображают комарика и звенят.
 
Учитель-логопед. Комарики покружились и сели на ромашки. Язычок решил сорвать несколько ромашек для своей мамы.
 
Чтоб ромашки здесь сорвать,
Нужно нам загадки отгадать.
 
 
1
Под кустом таится
И лисы боится. (Заяц)
 
— Есть ли в слове «заяц» звук [з]? Произнесём: «з-з-з-заяц».
 
— Какой он? Определите место звука в слове.
 
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (Белка)
 
— Есть ли в слове «белка» звук [з]? (Нет)
 
С бородой, а не старик
С рогами, а не бык.
С хвостом, а не корова. (Козёл)
 
— Есть ли в слове «козёл» звук [зь]? Произнесём: «козь-зь-зёл».
 
— Охарактеризируйте звук и определите его место в слове.
 
— Мы сорвали несколько ромашек, больше рвать не будем. Пусть поляна будет красивой и нарядной.
 
— Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза (игрушка), зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру.
 
 
Дидактическая игра «Повтори за мной» (с элементами театрализации)
 
За-за-за, за-за-за,
Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за,
Уходи домой, коза!
 
Дети повторяют за воспитателем хором и индивидуально.
 
Учитель-логопед. Поиграли мы с козой, и пора идти дальше. Пойдём по тропинке и попадём в лес.
 
А на пути пенёчки, да не простые — на них слоги озорные.
 
Перед тем как на пенёчек стать, нужно буквы прочитать!
 
— Ребята, а чем отличается звук от буквы? (Звук — слышим и говорим, а букву видим и пишем.)
 
— Молодцы, пора в путь! Идите осторожно, не уколитесь о веточки.
 
Чтение слогов: ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗИ АЗ-ОЗ-УЗ-ЫЗ-ИЗ
 
Учитель-логопед. Ребята, под ёлочкой кто-то спит. (Зайка-игрушка) Разбудим его, а то он проспит до обеда и не успеет сделать все свои дела. Тихо позовём: «З-з-з-зайка». Не слышит. Позовём громче: «З-з-з-зайка».
 
Зайка просыпается и здоровается с детьми.
 
Учитель-логопед. Если Зайка проснулся, то ему нужно сделать зарядку, а мы поможем.
 
 
Физкультминутка
 
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это — заячья зарядка.
А зайчата, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Серым хвостиком вильнуть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись!
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
Прыгать заинька горазд:
Он подпрыгнул десять раз.
А кому зарядки мало,
Начинайте всё сначала. (2 раза)
 
Учитель-логопед. А пока мы делали зарядку, Зайка приготовил для нас задание.
 
Необходимо составить рассказ о Зайке по схеме (2–3 чел.).
— До свиданья, Заинька, нам пора идти дальше!
— Мы идём по тропинке и приходим в лесную школу. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, а учительница Медведица (игрушка) ещё здесь.
 
Медведица. Здравствуйте, дети, вы зашли ко мне в школу. Хотите позаниматься? Я могу провести для вас урок. Вы согласны? Тогда садитесь за столы.
 
Звенит звонок,
Начинается урок.
 
 
Игра «Камень — вата»
 
Задание: на столах лежат картинки с изображением разных предметов, коробочки с ватой и камушками. Необходимо выбрать те картинки, в названии которых есть звуки [з] — [зь], и выложить на картинку соответствующий предмет.
 
Учитель-логопед. Нам пора возвращаться в детский сад, так как приближается время обеда. Да и Язычку пора домой. А чтобы быстро вернуться, мы превратимся в комариков. Я произнесу волшебное заклинание.
 
Хлоп-хлоп, топ-топ,
Вокруг себя повернись,
В комарика превратись!
 
— Вот мы и вернулись в детский сад, превратимся снова в детей.
 
Хлоп-хлоп, топ-топ,
Вокруг себя повернись,
И в детишек превратись!
 
— Дети, понравилась ли вам прогулка? Кого встретили?
— Кого понравилось изображать?
— Какой звук повторили?
— Какое задание было для вас сложным?
— Давайте попрощаемся с Язычком, ему пора бежать домой. Наше занятие окончено.
Dounload PDF

Відгуки читачів