А ви вже оформили передплату на 2019 рік?

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Весёлая прогулка. Занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

О. В. Шульга, Харківська обл.


Программное содержание

-Познакомить детей со зрительным образом буквы [з]; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] — [з’] (изолированно, В слогах, в словах);

-учить долго и плавно, на одном выдохе произносить слова с этим звуком, давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам, определять позицию звука в слове;

-совершенствовать связную речь детей, составлять рассказ по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-продолжать развивать навык чтения, координацию речи с движением;

-развивать слуховое внимание, логическое мышление, фонематическое и зрительное восприятие;

-развивать творческое воображение, темп и ритм речи;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и индивидуально.

 

Оборудование: бумажные цветы; предметные картинки; игрушки «би-ба-бо» (коза, заяц, медведь); вата; камушки; плоскостные изображения пеньков со слогами; искусственные деревья; колокольчик; конверт; письмо; мольберт; карта-схема; средства ИКТ.
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
Учитель-логопед. Ребята, к нам в группу сегодня почтальон принёс письмо. От кого же оно? Хотите узнать? (Читает письмо.)
 
«Здравствуйте, мои друзья! Сегодня прекрасный, солнечный день, и я приглашаю вас на прогулку.
 
Ваш друг Весёлый Язычок».
 
— Ребята, вы хотите погулять с ним? В путь!
 
 
Презентация «Прогулка в зоопарк» (артикуляционная гимнастика)
 
Учитель-логопед. Погуляли по зоопарку и отправляемся дальше.
 
Дети встают.
 
Учитель-логопед. Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки)
 
Покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок, и закачались цветы, запели свои песенки.
 
 
Дети показывают цветы.
 
Учитель-логопед. Но вдруг прилетел комарик и запел! Дети, послушайте эту песенку: «З-з-з-з-з!».
 
— Чья это песенка? Правильно, это песенка комара. Изобразим с помощью пальчиков комарика.
 
Загляделся на ромашку,
Зазвенел комар протяжно:
«З-з-з-з-з-з».
И зовёт его ромашка:
«Залезай ко мне, бедняжка».
«З-з-з-з-з-з».
Дети-комарики за папой летят,
Тоненьким голосом протяжно звенят:
«Зь-зь-зь-зь-зь-зь».
 
  • Ребята, как поёт комар-папа? (З-з-з)
  • Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий)
  • А как поют маленькие комарики? (Зь-зь-зь)
  • Какой это звук? (Согласный, мягкий)
  • Дети изображают комарика и звенят.
 
Учитель-логопед. Комарики покружились и сели на ромашки. Язычок решил сорвать несколько ромашек для своей мамы.
 
Чтоб ромашки здесь сорвать,
Нужно нам загадки отгадать.
 
 
1
Под кустом таится
И лисы боится. (Заяц)
 
— Есть ли в слове «заяц» звук [з]? Произнесём: «з-з-з-заяц».
 
— Какой он? Определите место звука в слове.
 
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (Белка)
 
— Есть ли в слове «белка» звук [з]? (Нет)
 
С бородой, а не старик
С рогами, а не бык.
С хвостом, а не корова. (Козёл)
 
— Есть ли в слове «козёл» звук [зь]? Произнесём: «козь-зь-зёл».
 
— Охарактеризируйте звук и определите его место в слове.
 
— Мы сорвали несколько ромашек, больше рвать не будем. Пусть поляна будет красивой и нарядной.
 
— Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза (игрушка), зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру.
 
 
Дидактическая игра «Повтори за мной» (с элементами театрализации)
 
За-за-за, за-за-за,
Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за,
Уходи домой, коза!
 
Дети повторяют за воспитателем хором и индивидуально.
 
Учитель-логопед. Поиграли мы с козой, и пора идти дальше. Пойдём по тропинке и попадём в лес.
 
А на пути пенёчки, да не простые — на них слоги озорные.
 
Перед тем как на пенёчек стать, нужно буквы прочитать!
 
— Ребята, а чем отличается звук от буквы? (Звук — слышим и говорим, а букву видим и пишем.)
 
— Молодцы, пора в путь! Идите осторожно, не уколитесь о веточки.
 
Чтение слогов: ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗИ АЗ-ОЗ-УЗ-ЫЗ-ИЗ
 
Учитель-логопед. Ребята, под ёлочкой кто-то спит. (Зайка-игрушка) Разбудим его, а то он проспит до обеда и не успеет сделать все свои дела. Тихо позовём: «З-з-з-зайка». Не слышит. Позовём громче: «З-з-з-зайка».
 
Зайка просыпается и здоровается с детьми.
 
Учитель-логопед. Если Зайка проснулся, то ему нужно сделать зарядку, а мы поможем.
 
 
Физкультминутка
 
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это — заячья зарядка.
А зайчата, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Серым хвостиком вильнуть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись!
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
Прыгать заинька горазд:
Он подпрыгнул десять раз.
А кому зарядки мало,
Начинайте всё сначала. (2 раза)
 
Учитель-логопед. А пока мы делали зарядку, Зайка приготовил для нас задание.
 
Необходимо составить рассказ о Зайке по схеме (2–3 чел.).
— До свиданья, Заинька, нам пора идти дальше!
— Мы идём по тропинке и приходим в лесную школу. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, а учительница Медведица (игрушка) ещё здесь.
 
Медведица. Здравствуйте, дети, вы зашли ко мне в школу. Хотите позаниматься? Я могу провести для вас урок. Вы согласны? Тогда садитесь за столы.
 
Звенит звонок,
Начинается урок.
 
 
Игра «Камень — вата»
 
Задание: на столах лежат картинки с изображением разных предметов, коробочки с ватой и камушками. Необходимо выбрать те картинки, в названии которых есть звуки [з] — [зь], и выложить на картинку соответствующий предмет.
 
Учитель-логопед. Нам пора возвращаться в детский сад, так как приближается время обеда. Да и Язычку пора домой. А чтобы быстро вернуться, мы превратимся в комариков. Я произнесу волшебное заклинание.
 
Хлоп-хлоп, топ-топ,
Вокруг себя повернись,
В комарика превратись!
 
— Вот мы и вернулись в детский сад, превратимся снова в детей.
 
Хлоп-хлоп, топ-топ,
Вокруг себя повернись,
И в детишек превратись!
 
— Дети, понравилась ли вам прогулка? Кого встретили?
— Кого понравилось изображать?
— Какой звук повторили?
— Какое задание было для вас сложным?
— Давайте попрощаемся с Язычком, ему пора бежать домой. Наше занятие окончено.
Dounload PDF

Відгуки читачів