Обучение и воспитание успехом — шаг к развитию творческой личности. Деловая игра с элементами тренинга для педагогов

И. В. Кандаурова, СОШ № 71, г. Кривой Рог.


Цель: ознакомление педагогов с методами и приёмами создания ситуации успеха в урочной деятельности.
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
 
Вступление
 
Психолог. Одним из условий сохранения психического здоровья ребёнка является создание ситуации успеха в школе. Приглашаю вас принять активное участие в деловой игре, которая посвящена данной теме. Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приёмы и методы создания ситуации успеха на уроке и в школе, а также создать педагогический «банк данных ситуации успеха».
 
  • Упражнение «Ожидания»
Оформление ожиданий с помощью стикеров, которые наклеивают на «Песочные часы».
 
  • Мозговой штурм «Успех — это…»
Объединение в 4 группы: кафедра начальных классов, кафедра иностранных языков, кафедра филологии, кафедра естественно-математического цикла. Каждая группа выбирает спикера, который после 15 минут обсуждения предоставит результаты работы своей группы над проблемой: «Предложите приёмы создания ситуации успеха на уроке». Предложенные варианты создания ситуации успеха каждая группа оформляет в виде информационного листа.
 
 
ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА
 
Похвала. Ребёнок часто слышит из уст учителя «лентяй», «разгильдяй» и другие нелицеприятные определения. Они ложатся на душу ребёнка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему своё сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
 
Авансирование. Учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе. Этот приём можно обозначить как упреждающий контроль. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что ребёнок должен будет сделать: посмотреть план сочинения, подобрать литературу к выступлению и т. д. Это как бы репетиция предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создаёт психологическую установку на успех, придаёт уверенности в собственных силах.
 
«Холодный душ». У способных учеников периоды эмоционального подъёма могут сменяться расслаблением. Такие ученики активно реагируют на успехи и поражения. Оценки переживают бурно. Они пользуются симпатией одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих ребят — быстрое привыкание к успеху, обесценивание радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учащихся весьма полезен приём «Холодный душ».
 
Эврика. Суть приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно раскрыл свои недюжинные потенциальные возможности. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы всячески поддержать ребёнка, вдохновить его на решение более сложных задач.
 
  • Экспресс-тест «Оценка профессиональной направленности личности учителя»
Вам предлагается выбрать из групп афоризмов один, который наиболее полно отражает ваше профессиональное кредо.
  1. Капля точит камень не силой, а временем. Дайте детству дозреть в детстве. Понимание — начало согласия.
  2. Чем больше у меня работы, тем больше я учусь. Лучше выучить что-то дополнительное, нежели ничего. Делай своё дело и познай самого себя.
  3. Один алмаз шлифует другой. Иди к цели через опыт и учись на ошибках. Час работы научит больше, чем день объяснений.
  4. Не заучивать готовые истины, а учиться размышлять самому. Дари свет, и темнота исчезнет сама. Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник.
Ключи: 1 — коммуникатор, 2 — предметник, 3 — организатор, 4 — интеллигент.
 
Коммуникатору свойственна общительность, низкая конфликтность, способность к эмпатии, любовь к детям.
 
Предметник направлен сугубо на изучение своего предмета. Он твёрдо уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни.
 
Интеллигент отличается принципиальностью, моральностью, реализует себя с помощью просветительской деятельности. 
 
Организатор является лидером не только для детей, а и для всего педагогического коллектива, раскрывает свои наиболее сильные черты во внеклассной деятельности, деловом сотрудничестве.
 
  • Ознакомление с результатами социального опроса учащихся
Анкета
- Если я получаю хорошую оценку, это значит, что ...
- Плохая оценка для меня — это значит, что ...
- Мне всегда приятно, когда взрослые в школе ...
- Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что ...
- Я чувствую себя уверенно, когда в школе ...
 
  • Игра «Ситуации»
Каждой группе будут предложены ситуации из жизни школы. Применив свои знания и практический опыт, вы постараетесь конструктивно разрешить их.
Обсуждение
 
  • Рефлексия
Подведение итогов занятия.
Психолог. Успех в учёбе — завтрашний успех в жизни! Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.
 
 
ПОСОВЕТУЙТЕ СЕБЕ
  • ????Каждый день с ребёнком начинайте радостью и заканчивайте миром.
  • ????Всякое повышение требований начинайте с похвалы.
  • ????Проявляйте проницательность, последовательность и терпение в решении воспитательных задач.
  • Умейте владеть собой, не идите к детям в плохом расположении духа.
  • ????Научитесь приносить извинения ученику, если вы в чём-то неправы.
  • ????Помните, что ребёнок — импульсивное существо, ему трудно понять взрослых. Это мы, педагоги, обязаны понять ребёнка, учитывая движения его души.
  • ????Не воображайте худшего.
  • ????Умейте наблюдать за детьми, воспринимать выражение их глаз, мимику, экспрессию.
  • ????Обращайте внимание на все детали в поведении ребят, их настроение.
  • ????Вами должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь.
  • ????Будьте пластичными и оперативными в своих реакциях на поведение класса.
 
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Абульханова-Славская К. А . Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл; общ. ред. и вступ. ст. М. В. Кларина. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  3. Атюнина В. С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности / В. С. Атюнина. Монография. — Хабаровск, 2007. — 196 с.
  4. Батурин Н. А., И. Н. Мартель. Эмоциональные составляющие успеха и неудачи / Н.А. Батурин // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сб. науч. тр. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. — Т. 1.— С. 98–106.
  5. Мольц М. Я — это я, или как стать счастливым: Пер. с англ. — СПб.: Лениздат, 1992.
  6. Панкратов В. Н. Психология успеха.: практическое руководство для деловых людей / В. Н. Панкратов, А. Н. Панкратов, Вл. Н. Панкратов. — М. : Роспедагентство, 1997.
Dounload PDF

Відгуки читачів