Викторина «Выучи русский язык». 7–8-е классы

Л. И. Волянская, учитель русского языка и литературы высшей категории, учитель-методист Цюрупинской специализированной школы № 4 І–ІІІ ступеней, г. Цюрупинск, Херсонская обл.


Цели: расширять словарный запас учащихся; прививать бережное отношение к русскому языку, способствовать развитию творческой личности. (Участвуют две команды по 7–10 человек.)

 

Вступительное слово учителя
 
— «Живой как жизнь» — так назвал русский язык Николай Васильевич Гоголь. Он писал: «В нём [в русском языке] все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и ярких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…»
 
Могучему, великому языку посвящено наше шоу. Чем больше знает человек языков, тем он богаче.
 
(Представление членов жюри.)
 
 
1-й конкурс. Приветствие команд
 
У ч и т е л ь. Сегодня вам предстоит показать
свои знания русского языка. Желаю удачи!
 
 
2-й конкурс «Отгадай слово»
 
1)
Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я материя
И на пальто гожусь.
(Сукно)
 
2)
Первая цифра стоит в середине.
Буква Р с начала и буква А с конца.
В целом — леса, города и равнины.
Целым полны сердца.
(Родина)
 
3) Назовите неопределённые формы глаголов, один из которых имеет значение промывать после стирки, погружаться в чистую воду, а другой — некоторое время ласкать. Объясните правописание этих слов. (Полоскать — поласкать)
 
4) Назовите существительные мужского рода ІІ склонения, первое обозначает орган зрения человека или животного, второе — звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле, это слово чаще употребляется в поэтической речи. Какой фонетический принцип связан с этими словами? (Глаз — глас)
 
(Жюри оценивает ответы. Каждый правильный ответ — 1 балл.)
 
 
3-й конку рс. Ре шение лингвистических задач
 
1) Определите, о враче-мужчине или о врачеженщине идёт речь в предложении.
а) Врач И. С. Олейник проверила санитарное состояние столовой.
б) Учитель выставил оценки в журнал.
 
2) Какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?
Яр, лог, люк, лёд.
Ответы: рай, гол, куль, доль.
 
3) Подчеркните слова, в которых находятся рядом два гласных звука.
Дуэт, театр, боец, заяц, какая, оазис, шпион, союз, Маями.
Ответы: дуэт, театр, оазис, шпион.
 
4) Слова решето, решётка, прореха были когда-то родственными. Найдите старый корень в этих словах.
(Оценка жюри. Каждый правильный ответ — 3 балла.)
 
 
4-й конкурс. Загадки-шутки
 
1) Какая соль не имеет вкуса? (Нота)
2) На какой плитке не сваришь обеда? (Плитка шоколада)
3) Какой наряд нельзя примерить? (Распоряжение о выполнении какой-либо работы)
4) На какой ладье нельзя переплыть реку? (На шахматной)
5) Какой ячмень нельзя посеять? (Острое воспаление века)
6) Из какой шкурки нельзя сшить шапку? (Из наждачной)
7) В названии какого европейского государства три я? (Авс-три-я)
 
(Оценка жюри. Каждый правильный ответ — 1 балл.)
 
 
5-й конкурс «Сколько правил?»
 
Сосчитайте, сколько нужно знать правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имён прилагательных.
 
Исландский, веснушчатый, дощатый, высококвалифицированный, дискуссионный, куцый, французский.
 
(Оценка жюри. Каждый правильный ответ — 1 балл.)
 
 
6-й конкурс «Прямое и переносное»
 
К данному прилагательному подберите два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
 
Тяжёлый, горячая, тесная, острый, сладкий, твёрдый, золотые, свежий, больной, весёлый. (Оценка жюри. Каждый правильный ответ — 1 балл.)
 
 
7-й конкурс «Полиглот »
 
1) Расставьте знаки препинания в предложении в зависимости от того, был ли один остров или их было два.
 
Неподалёку от острова Веры был другой безымянный остров.
 
2) Слова базар и рынок, несмотря на близость значения, отличаются друг от друга. Что обозначают выражения птичий базар и птичий рынок?
 
3) Подберите как можно больше эпитетов к словам утро, солнце.
 
4) Найдите четвёртое лишнее в каждом ряду слов, объясните своё решение.
а) Носок, мозоль, георгин, помидор.
б) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
в) Магистраль, вестибюль, гвоздь, рояль.
 
5) Назовите русский вариант пословицы.
а) Вьетнамская. Тот, кто не учился, ходит в потёмках. (Ученье — свет, неученье — тьма.)
б) Корейская. Рис рассыплешь — собрать можно, слово скажешь — назад не вернёшь. (Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.)
в) Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт.)
г) Аварская. Речь лучше короткая, верёвка — длинная. (Слов иной раз перебор, а дел нехватка.)
 
6) Отгадайте загадку. Её вешают, когда приходят в унынье, дают на отсечение, кружат и ломают, посыпают пеплом, иногда теряют. (Голову)
 
7) О чём идёт речь?
а) Белая ворона.
б) Зелёная улица.
 
Составьте предложения с этими устойчивыми словосочетаниями.
 
(Оценка жюри. Каждый правильный ответ — 3 балла.)
 
 
8-й конкурс «Рифмоплёт»
 
1) Составьте сенкан с приведёнными словами.
1-я команда: школа, весна.
2-я команда: зима, дружба.
 
2) Составьте мини-сочинение на тему «Школьные каникулы» (5–6 предложений).
 
(Оценка жюри. Каждый правильный ответ — 5 баллов.)
 
 
Подведение ито гов викто рины
Dounload PDF

Відгуки читачів