Использование инновационных технологий при обучении русскому языку

Н. А. Ковальчук, учитель зарубежной литературы и русского языка Киселёвской ООШ І–ІІІ ст., Белозёрский районный совет, Херсонская обл.


Русский язык как учебный предмет при изучении формирует мышление, прививает чувство любвик языку, воспитывает личность,с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебныхдисциплин.

 

Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребностьв нёми его высокую ценность. Однако субъективная потребностьв языке может быть сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его примененияи из-за отсутствия интересак нему. Поэтому одна из серьёзнейших проблем современной школы — резкое падение интересау учащихсяк урокам русского языка и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить мысль.

 

Главнаяцель использования инновационных технологий обучения русскому языку —повышение качества знаний учащихся, развитие их интеллектуальныхи речевых способностей.

 

 

Понятийная база инновационной методики русского языка

 

1. Принципы инновационного обучения русскому языку:

1)принцип дидактической метафоризации лингвистических сведений;

2) принцип раскрытия творческих способностей — приобретать активным путём знанияв системе;

3) принцип взаимосвязи рациональногои эмоционального;

4) частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отбореи оценке текстового материала, вводимогов уроки.

 

2. Методы инновационного обучения русскому языку:

1)метод проблемной наглядности;

2)метод лингвистической аллюзии;

3)метод активизации ассоциативных связей.

 

3. Приёмы работы на уроках русского языка:

1)ассоциативный;

2) «немой» вопрос;

3)приём составления тематической сетки готового текстаи приём её вычисления при создании текста;

4) приём составления схемы развёртывания микротем будущего текстаи прием её вычленения из готового текстаи др.

 

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не простов деятельность,а в деятельность творческую. Это достигается:

1) использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, текстыс прозрачным ассоциативным рядом);

2)видом учебной деятельности (наблюдениеи практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его);

3) логикой познавательного процесса (индукция сопровождает дедукцию);

4) учётом психологии познавательного процесса, опирающегося на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативныйи эвристический, связь эмоциональногои рационального).

 

За понятием инновационная методика видится новая методика использования инновационного способа организации учебного материалаи инновационных дидактических средств, позволяющая предложить учебнуюи педагогическую технологию, направленную на воссозданиев условиях инновационной организации учебного процесса генезисаи развития креативных способностей личности.

 

Формирование учебной мотивациив рамках выполненного исследования возможно на уроке-исследованиии уроке — дидактической игре.

 

Урок-исследование —средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихсяс целью развития речи,построено на использовании текстовс прозрачнымассоциативным рядоми приёмов инновационного обучения.

 

В известном смысле исследованием являетсяи дидактическая игра — форма урока, построенного вокруги с использованием средств инновационной наглядности.

 

Особенность этих средств связанас правилами их конструирования,в результате соблюдения которых учащиеся не получают готовые знания,а идутк ним вместес учителем, причём процесс познания отличается единством усвоения знанийи умений.

 

Дидактическая игра —средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся, направленное на вовлечение каждого учащегося как субъекта деятельностив творческий коммуникативно-познавательный процесс,в котором происходят его интеллектуально-эмоциональное развитиеи реализация индивидуальных возможностейи способностей.

 

При осуществлении инновационного обучения особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связанос проблемой системностии заключаетсяв вовлечении субъекта деятельностив творческую работу путём создания положительного эмоционального фона,в преобразовании источника получения знанийв средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременнос умениями, усваивать добровольно, увлечённо, достаточно самостоятельно.

 

Для разных разделови этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинкив крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаясяв учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

 

Схема-опора —это модель изучаемого языкового материала, изображение его устройства,главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

 

Рисунок-опора —учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемоеи для изучения основ русского языка,и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающегои вводного повторенияв 5-м классе. При инновационном изучении русского языкас 5-го класса начинаяс 6-го класса может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает зрительнов системе увидеть содержание материала.В инновационном обучении схемы-опорыи рисунки-опорыприменяются для создания проблемной ситуации,в которой начальному моменту мышления помогают введённаяв такую наглядность новая информация, новый способ её подачи или новые условия её действия.

Шаг — послесловиек уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута «лингвистического путешествия»,проделанногов классеи восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознаниюи анализу учебного материалас помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркостии устной речи.

 

Компакт —производное от опоры сюжетной картинки, её интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналовс сохранением главного; графический«мини-портрет» изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учащимся составляющих пройденного лингвистического материала, нои понимание характера связейи отношений между ними.

 

Лингвистическая визитка — «визитная карточка» изучаемой части речи, например причастия,с «именем, отчеством, фамилией»(причастие =глагол + прилагательное), «местом работы»(предложение), «занимаемой должностью»(определение, сказуемое), «домашним адресом» (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита)и т.п.

 

Учебный клип —«склеивание»нескольких «кадров»в наглядныйлингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обученияи написанныев ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения — лингвистические сказки,а также опорный конспектс дополнениями учащегося.

 

Считаем допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учащимся основного содержания темы, изучаемойс применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.

 

Такой опорный конспект —это:

1) перенос лингвистического содержания темыв новые наглядные условия, дополнение или частичное изменение заданных условий;

2)вниманиек орфографическим трудностям, преодолеваемымс помощью знания изученной теориии зафиксированным на опоре;

3)рассказ по ней.

 

И конспект-опора,и учебный клип —своеобразная индивидуализированная информация, основа творческого освоения знаний одновременнос умениями, продукт познавательной мотивациии интеллектуальных эмоций, результат воображенияи продуктивного мышления при разработке инновационных дидактических средств, предусматривающих путь от чувственного восприятияк восприятию логическому.

 

Современный урок требует использования инновационных технологий. Компьютеризация процесса образования — этореальность,с которой необходимо считаться. Преимущества внедрения информационных технологий неоспоримы; этои оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени при проверке контрольныхи самостоятельных работ,и элемент занимательности, повышающий интерес учащихсяк обучению,и создание условий для индивидуальной работы.

 

Использование информационных технологий не заменяет привычные дидактические средства,а лишь дополняет ихв процессе традиционно проводимого урока.

 

Применение компьютерных программ позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность, мышлениеи творческие способности учащихся.

 

В ходе апробации различных инновационных технологий обнаружены не только высокая результативность знанийи умений школьников, нои развивающие возможности. При умелом использовании способов, приёмов развивающей технологии обучения русскому языку можно обеспечить прочноеи осознанное усвоение учебного материала, успешнее реализовать весь комплекс образовательно-воспитательных задач,а главное — приобщить детейк изучению русского языка, развить глубокий интереск предмету.

 

Применяя алгоритмы по орфографиии пунктуации, добиваюсь быстрогои качественного овладения учащимися знаниями по русскому языку. Изменение способа освоения норм правописания, во-первых, снимает проблему интерференции орфографическихи пунктуационных навыков. Во-вторых, появляется возможность представить орфографиюи пунктуациюв виде стройной, обозримой, управляемой системы, где изучаются орфограммыи пунктограммы одной природы, то есть преодолеваются дробность, мозаичность знаний норм правописания.

 

Процесс обучения — это не только усвоение определённой суммы знаний, уменийи навыков, нои процесс общения учителеми учащихся, а также внутри коллектива учащихся. Нельзя забыватьи о том, что современный школьный урок должен быть воспитывающим.

 

Межличностные отношения, складывающиеся во время работы на уроках, являются одним из основных факторов воспитанияи определяютсяв первую очередь характером педагогического общения, выраженногов манере поведения учителя, его отношениик школьникам. Учитель становится помощникомв работе ученикаи организаторомв добывании знаний,а также сотрудникомв решении орфографическихи пунктуационных задач.

 

В таких условияху учащихся исчезает страх учебной неудачи, возрастает уверенностьв своих силах, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

 

Главная цель использования мною инновационных технологий обучения русскому языку —повышение качества знаний учащихся, развитие их интеллектуальныхи речевых способностей.

 

Орфографическиеи пунктуационные навыки приобретаются годами, из урокав урок. Поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует методыи приёмы, способствующие выработке устойчивых навыков.А чтобы чувствовалось «биение пульса жизни» на уроке, чтобы ребята были увлечены этим предметом, подбираю дидактический материал, показывающий жизненную необходимость работы, которая ведётся на занятии, создаю творческую обстановку, способствующую мыслительной деятельности учащихся, строю свои уроки на основе научности, занимательности, стремлюсь пробудить способность чувствовать красоту языка, наслаждаться им.

 

Уроки не только вооружают учащихся необходимыми знаниями, нои повышают любознательность, активность, интереск предмету.

 

Поэтапное членение учебного занятия можно представить следующим образом.

 

Первым этапом урока является особая организация проверки домашнего задания. «Дежурные по домашнему заданию» не только наносят на доску порученное каждому слово (предложение) для того или иного лингвистического разбора, нои представляют подготовленный разбор как образец устного речевого произведенияв научном стиле. Это способствует формированиюу учащихся навыков свободного владения всеми видами разборов.

 

Одна из главнейших задач урока —непрерывная заботао сохранениив рабочем состояний всех необходимых теоретическихи практических знанийи умений.

 

Ежеурочная разминка (второй этап урока) как рази способствует решению данной задачи, обеспечивает никогда не прекращающееся повторение пройденного.

 

В процессе разминки проводится работас лексическим минимумом, определяется начальная форма разных частей речи, предлагаются задания пофонетике, словообразованию. Упражнения «Диагностика», «Решение связного текста», «Решение орфографических задач» помогают учащимся увидеть языковую проблемуи путём логических рассуждений определить написание той или иной орфограммы.

 

Неотъемлемой частью разминки является работа по синтаксису. Этои речёвки во время проведения физкультминутки по постановке знаков препинания при обобщающих словах, составление предложений по схемам, предложенияс «чужаками» (обращение, вводное слово), графический диктант, определение количества отражённыхв предложении ситуаций. Такие виды работ позволяют за несколько минут повторить объёмный материал, изученныйв течение нескольких лет.

 

Изучение нового материала строю на основе логико-структурных схем,в добывании информации из которыхи выстраивании её участвует сам учащийся. Это достигаетсяс помощью пропуска слов или фраз, сокращений, символов, при этом объяснение сопровождается системой вопросов нерепродуктивного характера, рассчитанных на проверку степени понимания. Такой принцип работы актуален, так как детей уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Поэтому они ждут новых форм работыс учебным материалом, где могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тягак поиску действий.

 

Как раз алгоритми является упражнением для развития мыслительных способностей —главного двигателя письменной речи, произвольного вниманияи осознанной устной речи.

 

Практически каждый алгоритм «прячет» несколько привычных школьных правил, систематизированныхи обобщённых. Алгоритм помогает выбрать нужную букву или знак препинания, служит тренировкой интеллектуальных способностей, повышает успешность обучения, закрепляет уверенностьв себе.

 

При закреплении изученного материала орфографическиеи пунктуационные задачиу доски решают сами учащиеся, комментируя каждый свой шаг. На данном этапе дети работают по цепочке, то есть каждый ученик сможет побыватьу доски. Это сплачиваети дисциплинирует, вынуждает работать самого ленивого, развивает внимание учащихся, способствует тому, что дети перестают бояться ошибок,а учатся на них.

 

Для детей, быстро справляющихсяс письменной работой, предлагаю карточкис дифференцированным, индивидуальным заданием, беседы по новому материалу.

 

Таким образом, комплексная регулярная тренировка обеспечиваети поддерживает высокий уровень владения изученным материалом, ускоряет повседневную работув классеи дома, даёт возможность не расходовать время на восстановление забытого материалаи утраченных навыков. Освоение норм правописания на основе алгоритмов позволяет не только изменить количество изучаемых правил, нои выйти на более высокий качественный уровень образования.

 

Осуществить идею личностно-ориентированного обучения помогает комплексное использование различных форм обучения —индивидуальных, парныхи групповых. Достичь цели помогает дифференциация заданий по степени сложности, по степени самостоятельности работы учащихся при выполнении упражнений. Работу организую так, чтобы самостоятельность учащихся возрастала,а помощь учителя снижалась. Сильным ученикам предлагаю задания повышенной сложности, которые позволяют максимально развитьи реализовать учебные возможности каждого.

 

Задания различных уровней дают учащимся возможность справитьсяс ними, поверитьв свои силы. Но это вовсе не означает, что ученик не имеет право выполнить упражнение другой группы.В дальнейшем школьник выбирает задание самостоятельно, реализуя своё право свободы выбора, самрешает, стоит ему переходитьк выполнению заданий следующего уровня или же работать на прежнем.

 

Такой подход позволяет каждому учащемуся работатьв своём оптимальном темпе, даёт возможность справитьсяс работой, формируетположительные мотивы учения.

 

В ходе обучения использую программу поэтапного формирования основных орфографических уменийи навыков:

1)формирование орфографической зоркости;

2)умение правильно квалифицировать орфограмму;

3)осознанный выбор правильного написания;

4)проверка правильности решения орфографической задачи.

 

В тренировочном режиме предлагаю упражнения,в ходе выполнения которыху школьников формируются навыки обнаружения, поиска решенияи разрешения пунктуационной задачи. Именнов данном режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

 

 

Литература

1. Герцена А. И. Инновационное обучение русскому языку (Учебное пособиек спецкурсу) / А. И. Герцена. — Л., 1989.

2. Канарская О. В. Инновационное обучение на уроках русского языка / Рукопись депонированав ОЦНИ АПН РСФСР «Школаи педагогика» 11 февраля 1991 года. Регистрационный №32–91.

3. Канарская О. В. Метафоризация языка как способ его инновационного изучения: Методическое пособие для учителей/ О. В.Канарская. —Л. : ЛГИУУ, 1991.

4. Канарская О. В.,Кепанова Ж. Ж. Методические рекомендациик проведению уроков раздела «Стилистикаи культура речи» (Для учителей школи ПТУ)/ О. В.Канарская, Ж. Ж. Кепанова. —Л. : ЛГПИ, 1978.

5. Канарская О. В.,Кепанова Ж. Ж. Методические рекомендациик организациии проведению уроков обобщающего повторенияв формедидактической игры на материале морфологии/ О. В.Канарская, Ж. Ж. Кепанова. —Л. : ЛГПИ, 1985.

6. Канарская О. В., Пушкова О. Н. Методические рекомендации по использованию игрв обучении лексикев школеи вузе/ О. В.Канарская, О. Н.Пушкова. —Семипалатинск, 1992.

7. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Инновационноеобучение: методика, технология, школьная практика/ В. И.Капинос, Н. Н.Сергеева, М. С.Соловейчик. —СПб, 1997.

8. Потебня А.А. Методические рекомендациик организациии проведению факультативных занятий по русскому языкув педагогических классах средней школы (в соавторстве) / А. А. Потебня. — Л.: ЛГПИ, 1987.

9. Фролова Л. А. Уроки по инновационной технологии. (Опыт школы № 147) / Л. А. Фролова. —СПб, 1994.

10. Фролова Л. А. Уроки русского языкав форме дидактической игры (инновационный подход): Кн. для учителя / Л. А. Фролова. — СПб, 1994.

Dounload PDF

Відгуки читачів