Передплатну кампанію на 2019 рік розпочато!

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Моральные ценности рассказа С. Г. Мохова «Пёс Никто». 6-й класс

Л. П. Ермолина, учитель-методист, учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы СОШ І–ІІІ ст. № 32, г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.


Цели:

- обучающие: ознакомить учащихся с рассказом С. Г. Мохова «Пёс Никто»;

- развивающие: развивать умения и навыки выразительного чтения, оценки событий и поступков героев произведения; стимулировать интерес учащихся к внеклассному чтению;

- воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Оборудование: выставка произведений криворожских писателей, портрет С. Г. Мохова, рисунки учащихся, выставка фотографий животных, макет волшебного окна в мир книги, аудиозапись песни «Собака бывает кусачей» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании», 1979, реж. Ю. А. Калишер), ТСО.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Всем хорошим во мне я обязан книгам.
А. М. Горький
 
 
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. де Сент-Экзюпери
 
 
 
Ход урока
 
I. Организационный момент
 
 
ІІ. Мотивация учебной деятельности
 
1. Вступительное слово учителя
 
— Ребята, я с чувством гордости хочу вам сообщить, что наш город богат талантливыми поэтами и писателями, которых знают и читают не только в Кривом Роге, но и за его пределами. Надеюсь, что вы ими тоже заинтересуетесь.
 
Какая же она, литература родного края?
 
Ответить на этот вопрос мы попросим нашего библиотекаря.
 
2. Выступление библиотекаря: ознакомление с книжной выставкой
 
 
IІI. Объявление темы и целей урока
 
У ч и т е л ь. Друзья, давайте мы с вами откроем волшебное окно в мир книги Сергея Мохова «Пёс Никто». Я очень хочу, чтоб она вас заинтересовала и вы приняли активное участие в её обсуждении, задумались о судьбах братьев наших меньших. Ведь «мы в ответе за тех, кого приручили» (обращение к эпиграфу).
 
 
IV. Восприятие учащимися учебного материала
 
1. Сообщение ученика-«биографа» об авторе рассказа
 
— Сергей Григорьевич Мохов родился в 1953 г. в Кривом Роге. Окончил среднюю школу № 1, а затем Днепропетровский государственный университет. После окончания университета работал учителем. Писал стихи, прозу, сочинял музыку. Всё у него было впереди. Но в 1982 г. Сергей Мохов трагически погиб в автокатастрофе на шоссе Днепропетровск — Кривой Рог.
 
Жаль, что так рано оборвалась жизнь этого талантливого человека, но остались его замечательные произведения. В том числе — рассказ «Пёс Никто».
 
 
2. Постановка проблемы
  • В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Почему рассказ называется «Пёс Никто»?
 
 
3. Работа над теорией литературы
  • ??Что такое рассказ? (Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни героя.)
 
 
4. Работа с текстом рассказа
 
  • ?Прочитайте начало рассказа и подумайте, где автор нашёл материал для портрета пса.
 
 
5. Ознакомление с фотовыставкой учащихся «Братья наши меньшие»
 
У ч и т е л ь. Проблемой братьев наших меньших заинтересовались фотокорреспонденты, которые работали вместе и сейчас покажут, что у них получилось.
 
1 - й у ч а щ и й с я. Моя фотовыставка проходит под девизом «Жизнь прекрасна». Я очень люблю всяких зверей и хочу, чтоб их никто не обижал. Ведь они такие красивые!
 
2 - й у ч а щ и й с я. А я, как и писатель С. Г. Мохов, хочу привлечь ваше внимание к бездомным животным. Вот они — «псы Никто», тощие, голодные и несчастные.
 
 

6. Продолжение работы с текстом 

  • ??Найдите в тексте и прочитайте, какие беды случились с псом Никто. (Его сбила машина. Над ним поиздевались пьяные бездельники.)
  • ??Что особенно поразило ваше воображение в этих сценах? (Люди хуже собак.)
 
1) Прослушивание аудиозаписи песни «Собака бывает кусачей»
  • ?Какой лучик осветил, наконец, жизнь несчастного пса?
  • ??Перескажите отрывок «Год сытой жизни».
  • ??Какое чувство у вас вызвала перемена в жизни пса Никто? (Порадовались за него. Появившийся хозяин заботился о нём.)
  • ??Какая новая беда поджидала Рекса через год, когда он вместе с обретёнными хозяевами безмятежно отдыхал на море? (Его снова предали.)
2) Сценка «Диалог хозяина и хозяйки»
 
— Привет, дорогой! Наш сын забрал машину, и мне пришлось купить билеты на самолёт.
— А как же собака?
— Собаку на самолёт не возьмут. (Обнимает пса и гладит по голове.) Собака не пропадёт. Она прошла суровую жизненную школу. Рекс должен быть благодарен и за тот год обеспеченной жизни, который ты ему подарил. 
(Хозяин молча отталкивает хозяйку.)
— В чём проблема? Через неделю ты сядешь в машину и привезёшь близкое тебе существо домой. Я не пойму, в чём проблема?
— Ну что ж, если билеты куплены, придётся лететь.
  • Как вы считаете, кто более бездушен по отношению к псу: хозяин или хозяйка?
 
 
7. Чтение заключения рассказа
  • ??Зачитайте, как пёс проявил свою преданность хозяевам, хотя они его бросили.
 
Вывод. Иногда животные бывают лучше людей, хотя и часто от этих людей страдают.
 
 
8. Решение проблемного вопроса
  • ??Почему рассказ называется «Пёс Никто»?
 
1 - й у ч а щ и й с я. У пса судьба в начале и в конце рассказа одинаково грустная. Во вступлении автор пишет: «Он слушал, как внутри у него напряжённо работает сердце», а в конце сказано: «Его бившееся о грудь сердце было наполнено ужасом». То есть он был ничьим, ничьим и остался.
 
2 - й у ч а щ и й с я. В начале рассказа мы встретились с бездомным псом без клички, и в конце рассказа автор показывает, что пёс уже не Рекс, которым он был всего год, а опять бездомный пёс Никто.
 
 
V. Подведение итогов урока
 
1. Размышления учащихся о прочитанном
  • ??Какие мысли пробудил у вас рассказ С. Г. Мохова «Пёс Никто»?
 
2. Чтение учащимся стихотворения собственного сочинения
 
 
Четвероно гому другу
 
Как же ты одинок, пёс Никто!
О тебе позаботится кто?
На лице моём грусть и печаль.
Очень мне тебя жаль.
Сколько будешь обиды терпеть?
Как хочу я тебя обогреть!
Ты настоящий герой,
Я восхищаюсь тобой!
(А. Алексеенко)
 
3. Заключительное слово учителя
 
— Вот и подошёл к концу наш урок, но сказочное окно в волшебный мир книг мы закрывать не будем. Я хочу, чтоб вы поспешили в библиотеку за новыми произведениями.
 
 
VІ. Домашне задание
 
Составить план рассказа С. Г. Мохова «Пёс Никто».
 
Написать характеристику пса, используя только имена прилагательные.
Dounload PDF

Відгуки читачів