Моральные ценности рассказа С. Г. Мохова «Пёс Никто». 6-й класс

Л. П. Ермолина, учитель-методист, учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы СОШ І–ІІІ ст. № 32, г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.


Цели:

- обучающие: ознакомить учащихся с рассказом С. Г. Мохова «Пёс Никто»;

- развивающие: развивать умения и навыки выразительного чтения, оценки событий и поступков героев произведения; стимулировать интерес учащихся к внеклассному чтению;

- воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Оборудование: выставка произведений криворожских писателей, портрет С. Г. Мохова, рисунки учащихся, выставка фотографий животных, макет волшебного окна в мир книги, аудиозапись песни «Собака бывает кусачей» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании», 1979, реж. Ю. А. Калишер), ТСО.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Всем хорошим во мне я обязан книгам.
А. М. Горький
 
 
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. де Сент-Экзюпери
 
 
 
Ход урока
 
I. Организационный момент
 
 
ІІ. Мотивация учебной деятельности
 
1. Вступительное слово учителя
 
— Ребята, я с чувством гордости хочу вам сообщить, что наш город богат талантливыми поэтами и писателями, которых знают и читают не только в Кривом Роге, но и за его пределами. Надеюсь, что вы ими тоже заинтересуетесь.
 
Какая же она, литература родного края?
 
Ответить на этот вопрос мы попросим нашего библиотекаря.
 
2. Выступление библиотекаря: ознакомление с книжной выставкой
 
 
IІI. Объявление темы и целей урока
 
У ч и т е л ь. Друзья, давайте мы с вами откроем волшебное окно в мир книги Сергея Мохова «Пёс Никто». Я очень хочу, чтоб она вас заинтересовала и вы приняли активное участие в её обсуждении, задумались о судьбах братьев наших меньших. Ведь «мы в ответе за тех, кого приручили» (обращение к эпиграфу).
 
 
IV. Восприятие учащимися учебного материала
 
1. Сообщение ученика-«биографа» об авторе рассказа
 
— Сергей Григорьевич Мохов родился в 1953 г. в Кривом Роге. Окончил среднюю школу № 1, а затем Днепропетровский государственный университет. После окончания университета работал учителем. Писал стихи, прозу, сочинял музыку. Всё у него было впереди. Но в 1982 г. Сергей Мохов трагически погиб в автокатастрофе на шоссе Днепропетровск — Кривой Рог.
 
Жаль, что так рано оборвалась жизнь этого талантливого человека, но остались его замечательные произведения. В том числе — рассказ «Пёс Никто».
 
 
2. Постановка проблемы
  • В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Почему рассказ называется «Пёс Никто»?
 
 
3. Работа над теорией литературы
  • ??Что такое рассказ? (Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни героя.)
 
 
4. Работа с текстом рассказа
 
  • ?Прочитайте начало рассказа и подумайте, где автор нашёл материал для портрета пса.
 
 
5. Ознакомление с фотовыставкой учащихся «Братья наши меньшие»
 
У ч и т е л ь. Проблемой братьев наших меньших заинтересовались фотокорреспонденты, которые работали вместе и сейчас покажут, что у них получилось.
 
1 - й у ч а щ и й с я. Моя фотовыставка проходит под девизом «Жизнь прекрасна». Я очень люблю всяких зверей и хочу, чтоб их никто не обижал. Ведь они такие красивые!
 
2 - й у ч а щ и й с я. А я, как и писатель С. Г. Мохов, хочу привлечь ваше внимание к бездомным животным. Вот они — «псы Никто», тощие, голодные и несчастные.
 
 

6. Продолжение работы с текстом 

  • ??Найдите в тексте и прочитайте, какие беды случились с псом Никто. (Его сбила машина. Над ним поиздевались пьяные бездельники.)
  • ??Что особенно поразило ваше воображение в этих сценах? (Люди хуже собак.)
 
1) Прослушивание аудиозаписи песни «Собака бывает кусачей»
  • ?Какой лучик осветил, наконец, жизнь несчастного пса?
  • ??Перескажите отрывок «Год сытой жизни».
  • ??Какое чувство у вас вызвала перемена в жизни пса Никто? (Порадовались за него. Появившийся хозяин заботился о нём.)
  • ??Какая новая беда поджидала Рекса через год, когда он вместе с обретёнными хозяевами безмятежно отдыхал на море? (Его снова предали.)
2) Сценка «Диалог хозяина и хозяйки»
 
— Привет, дорогой! Наш сын забрал машину, и мне пришлось купить билеты на самолёт.
— А как же собака?
— Собаку на самолёт не возьмут. (Обнимает пса и гладит по голове.) Собака не пропадёт. Она прошла суровую жизненную школу. Рекс должен быть благодарен и за тот год обеспеченной жизни, который ты ему подарил. 
(Хозяин молча отталкивает хозяйку.)
— В чём проблема? Через неделю ты сядешь в машину и привезёшь близкое тебе существо домой. Я не пойму, в чём проблема?
— Ну что ж, если билеты куплены, придётся лететь.
  • Как вы считаете, кто более бездушен по отношению к псу: хозяин или хозяйка?
 
 
7. Чтение заключения рассказа
  • ??Зачитайте, как пёс проявил свою преданность хозяевам, хотя они его бросили.
 
Вывод. Иногда животные бывают лучше людей, хотя и часто от этих людей страдают.
 
 
8. Решение проблемного вопроса
  • ??Почему рассказ называется «Пёс Никто»?
 
1 - й у ч а щ и й с я. У пса судьба в начале и в конце рассказа одинаково грустная. Во вступлении автор пишет: «Он слушал, как внутри у него напряжённо работает сердце», а в конце сказано: «Его бившееся о грудь сердце было наполнено ужасом». То есть он был ничьим, ничьим и остался.
 
2 - й у ч а щ и й с я. В начале рассказа мы встретились с бездомным псом без клички, и в конце рассказа автор показывает, что пёс уже не Рекс, которым он был всего год, а опять бездомный пёс Никто.
 
 
V. Подведение итогов урока
 
1. Размышления учащихся о прочитанном
  • ??Какие мысли пробудил у вас рассказ С. Г. Мохова «Пёс Никто»?
 
2. Чтение учащимся стихотворения собственного сочинения
 
 
Четвероно гому другу
 
Как же ты одинок, пёс Никто!
О тебе позаботится кто?
На лице моём грусть и печаль.
Очень мне тебя жаль.
Сколько будешь обиды терпеть?
Как хочу я тебя обогреть!
Ты настоящий герой,
Я восхищаюсь тобой!
(А. Алексеенко)
 
3. Заключительное слово учителя
 
— Вот и подошёл к концу наш урок, но сказочное окно в волшебный мир книг мы закрывать не будем. Я хочу, чтоб вы поспешили в библиотеку за новыми произведениями.
 
 
VІ. Домашне задание
 
Составить план рассказа С. Г. Мохова «Пёс Никто».
 
Написать характеристику пса, используя только имена прилагательные.
Dounload PDF

Відгуки читачів