Мир профессий. Занятие с учащимися 9 класса

Т. Л. Аушева, Островская ОШ, Марьинский р-н, Донецкая обл.


Цели: ознакомить учащихся с классификацией профессий, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности.
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
  • Приветствие
Психолог. Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Тема нашего сегодняшнего занятия — «Мир профессий».
 
Как известно, на жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на многие вопросы. В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии и выбрать среди них ту, с которой начнется профессиональный путь?
 
  • Информационное сообщение
Давайте задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
 
Профессия — род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
 
Существует классификация профессий.
 
Классификация профессий:
  • по предмету труда — на что направлен труд;
  • по целям труда — какова конечная цель труда;
  • по орудиям труда — что использует, какой инструмент (например, компьютер);
  • по условиям труда — где работает, в каких условиях.
 
Все виды профессиональной деятельности можно разделить на пять основных типов. Такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог, академик Е. А. Климов.
 
Профессии типа «человек — природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе.
 
В профессиях «человек — техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов.
 
К профессиям типа «человек — знаковая система» смело можно отнести разнообразные формы обработки информации.
 
Основное содержание профессий типа «человек — художественный образ» — искусство, художественная культура, изобразительное творчество.
 
Основным содержанием профессий «человек — человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
 
Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента.
 
  • Упражнение «Формула профессий»
Класс делится на 4 группы. Участникам дают карточки с профессиями: одна карточка — на группу. Необходимо составить формулы профессий.
 
Пример:
1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.
2 карточка: водитель, адвокат, маляр, теннисист.
3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.
4 карточка: агроном, крановщик, столяр, ювелир.
 
  • Игра «Чемодан профессий»
Класс делится на три команды.
 
Задача участников — назвать как можно больше профессий, относящихся к определенному типу (по классификации Климова). Названия профессий каждая команда называет по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше всех профессий.
  • Тестирование
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е. А. Климов).
 
Психолог. Все профессии предъявляют свои требования к человеку. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемыми ему профессией.
 
  • ????Игра «Кто есть кто»
Психолог. Сейчас я буду называть профессии. Каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).
 
До начала игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны, после чего предложит выписать эти профессии (примерно 10–15) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может, даже и неприятна.
 
Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
 
  • Заключение
Психолог
 
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
 
Ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам. Каждый из вас имеет право на труд, на свободный выбор работы. Желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. — М., 2001.
2. Резапкина Г.В. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов // Психология и выбор профессии. — М., 2005.
Dounload PDF

Відгуки читачів