А ви вже оформили передплату на 2019 рік?

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Профилактика профессионального выгорания педагогов

Т. Б. Гнедая, г. Харьков


Социально-экономические события в Украине спровоцировали целый комплекс негативных явлений в общественной среде, что в свою очередь отразилось на психоэмоциональном состоянии граждан. Дополнительные нагрузки такого характера особенно негативно отражаются на деятельности в системе «человек — человек», «взрослый — ребёнок».
 
Работа педагога становится психоэмоционально напряжённой, приводя к нежеланию заниматься профессиональной деятельностью, эмоциональному истощению, профессиональному выгоранию. Педагогическая деятельность относится к тем профессиям, которые способны вызвать деформацию личности.
 
Для успешного выполнения профессиональной деятельности необходимо учитывать факторы, которые влияют на сохранение психологического, психического здоровья педагогов, ощущение удовлетворённости процессом и результатом своего труда.
 
Всё это связано с постоянно возрастающими требованиями к профессии учителя и недостаточным вниманием к сохранению его здоровья. Поэтому вопрос профилактики профессионального выгорания как фактор сохранения общего, и особенно психического, здоровья стоит очень остро.
 
Работа с педагогами по профилактике профессионального выгорания может проводиться в нескольких направлениях:
  • информирование педагогов о причинах и признаках профессионального выгорания, определение факторов профессиональной деятельности, приводящих к возникновению синдрома и ухудшению здоровья;
  • ознакомление с общепринятыми методами сохранения профессионального здоровья;
  • тренировка практических умений и навыков по профилактике стрессового состояния, организации эффективной межличностной коммуникации, правил поведения в конфликтной ситуации;
  • углубление умения самоанализа профессиональной деятельности, развитие навыка саморефлексии, планирования.
 
Впервые синдром «эмоционального выгорания» (burnout) был описан Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. как контраст с начальным «эмоциональным горением» у работников помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы).
 
В последующем синдром определяли как:
  • состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений (К. Кондо);
  • эмоциональную перегрузку из-за взаимоотношений между профессионалом и его клиентом (К. Maслач);
  • эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (Р. Кочюнас);
  • выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (В. Бойко).
 
Такой функциональный стереотип позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, но при этом может нарушаться профессиональная деятельность, сама личность профессионала и его общение.
 
Итак, профессиональное выгорание способно повлечь за собой личную деформацию в связи со стойкими негативными эмоциональными переживаниями и установками относительно своей работы и субъектов делового общения (профессиональные стрессы).
 
Как утверждают В. Бойко, Н. Водопьянова, К. Маслач, В. Орёл, Б. Перлман, Е. Старченкова, Х. Фрейденбергер, Е. Хартман, выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно.
 
 
Составляющие психического выгорания
 
1 этап — эмоциональная истощённость — чувство эмоциональной опустошённости и усталости, вызванное собственной работой, ослабление физических ресурсов, снижение сопротивляемости организма стрессовым агентам;
 
2 этап — деперсонализация — личностная отстранённость, циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, негуманное отношение);
 
3 этап — редукция профессиональных достижений — возникновение у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, ослабление мотивации, переживание утраты профессионального мастерства, прекращение творческого развития средствами профессии.
 
На каждом из этапов проявления (симптомы) профессионального выгорания хорошо диагностируются, а сам феномен психического выгорания рассматривается как синдром — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» (рубрика Z73 Международной классификации болезней (МКБ-Х)).
 
Синдром «выгорания» берёт своё начало в хроническом повседневном напряжении, эмоционально-мотивационном переутомлении, эмоциональная неустойчивость может привести к хроническому переутомлению, сниженному тонусу, физическому недомоганию, злоупотреблению лекарственными препаратами (успокаивающими/возбуждающими), болезни.
 
Существуют такие личностные характеристики, которые В. Кожевникова, В. Орёл, Н. Осухова называют провокаторами выгорания («катализаторы»): тревожность, чувствительность, эмпатия, склонность к интроверсии, гуманистическая жизненная установка, склонность отождествляться с другими и т. п.
 
Также существуют личностные особенности, тормозящие этот процесс («ингибиторы»): хорошее здоровье и сознательная забота о нем; конфликтоустойчивость, оптимизм, высокая самооценка, уверенность в себе и своих возможностях, увлечённость, проницательность, целеустремлённость; опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряжённых условиях; общительность; высокая мобильность и способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
 
Работа учителя относится к помогающим профессиям, поскольку его деятельность связана с тесным общением с людьми, принятием их индивидуальных особенностей, эмоциональным перенапряжением, гуманным отношением к людям, толерантностью, активным личным участием, демократичностью, доверительностью и др. Такая деятельность требует больших психологических и физиологических затрат, приводя к эмоциональному, физическому и умственному истощению. У таких педагогов появляется отрицательная психологическая установка в общении с учащимися, коллегами, руководством, членами семьи и друзьями. Это приводит к конфликтам и утрате веры в свои возможности как профессионала и может стать причиной смены жизненного сценария и полного отказа от профессиональной деятельности в избранной сфере.
 
Профессиональное выгорание педагогов обуславливается не отдельным фактором профессии, а целым её комплексом, совокупным влиянием профессии, её социального статуса, престижа в обществе и особенностями профессиональной ситуации:
  • монотонность работы;
  • большие затраты личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, вознаграждения за работу;
  • строгая регламентация времени работы;
  • работа с «немотивированными» учениками, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
  • напряжённость и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и руководства;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешённые личностные конфликты педагога;
  • неудовлетворённость профессией, которая основана на осознании неправильности её выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии и т. п.
 
Таким образом, можно утверждать, что синдром профессионального выгорания есть результат сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится.
 
Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:
  • не оставаться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, обращаться за помощью, советом к коллегам, психологу, психотерапевту;
  • создавать общую дружескую атмосферу поддержки и взаимопонимания в коллективе;
  • участвовать в супервизиях для своевременной корректировки отношения к работе;
  • постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом, общаться в профессиональной сфере;
  • осознавать процесс работы, своё участие в нем, наращивать профессиональные качества, осуществлять рефлексию своего опыта переживаний, связанных с общением с учениками и родителями;
  • посещать обучающие проекты по преодолению выгорания и развивающие программы, направленные на осознание и раскрытие своего творческого потенциала, повышения ощущения самоэффективности.
 
Для профилактики синдрома профессионального выгорания и поддержания психического здоровья важна деятельность самого педагога:
  • использование «технических перерывов» для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • освоение путей управления профессиональным стрессом — изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;
  • освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;
  • стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива через общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
  • изменение установки по отношению к жизни, к её смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать её более продуктивной для себя;
  • поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).
 
Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у сотрудника жизненных ресурсов. Несмотря на то, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического, эмоционального самочувствия, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов» способны оказать существенное корректирующее воздействие.
 
 
Как избежать синдрома профессионального выгорания
 
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
 
 
Что делать при появлении симптомов профессионального выгорания 
 
  • Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять оптимальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
 
 
Литература
 
  1. Бладыко А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей [Текст] / А. В. Бладыко // Психология : традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 34-39.
  2. Вальчук С. Л. Синдром професійного вигоряння // Шкільному психологу. Усе для роботи. // № 11 (71) листопад 2014 р. — Х. : Видавнича група «Основа». — С. 15-18. (Педагогічна майстерня № 6 (42) червень 2014).
  3. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар // Школьный психолог. — 2006. — № 16. — С. 17-32.
  4. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий [Текст] / Е. Ю. Райкова // Молодой учёный. — 2011. — № 5. — Т. 2. — С. 92-97.
  5. Трущенко М. Н. Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах [Текст] / М. Н. Трущенко, Н. К. Плавник // Молодой учёный. — 2012. — № 12. — С. 432-436.
Dounload PDF

Відгуки читачів