Профилактика профессионального выгорания педагогов

Т. Б. Гнедая, г. Харьков


Социально-экономические события в Украине спровоцировали целый комплекс негативных явлений в общественной среде, что в свою очередь отразилось на психоэмоциональном состоянии граждан. Дополнительные нагрузки такого характера особенно негативно отражаются на деятельности в системе «человек — человек», «взрослый — ребёнок».
 
Работа педагога становится психоэмоционально напряжённой, приводя к нежеланию заниматься профессиональной деятельностью, эмоциональному истощению, профессиональному выгоранию. Педагогическая деятельность относится к тем профессиям, которые способны вызвать деформацию личности.
 
Для успешного выполнения профессиональной деятельности необходимо учитывать факторы, которые влияют на сохранение психологического, психического здоровья педагогов, ощущение удовлетворённости процессом и результатом своего труда.
 
Всё это связано с постоянно возрастающими требованиями к профессии учителя и недостаточным вниманием к сохранению его здоровья. Поэтому вопрос профилактики профессионального выгорания как фактор сохранения общего, и особенно психического, здоровья стоит очень остро.
 
Работа с педагогами по профилактике профессионального выгорания может проводиться в нескольких направлениях:
  • информирование педагогов о причинах и признаках профессионального выгорания, определение факторов профессиональной деятельности, приводящих к возникновению синдрома и ухудшению здоровья;
  • ознакомление с общепринятыми методами сохранения профессионального здоровья;
  • тренировка практических умений и навыков по профилактике стрессового состояния, организации эффективной межличностной коммуникации, правил поведения в конфликтной ситуации;
  • углубление умения самоанализа профессиональной деятельности, развитие навыка саморефлексии, планирования.
 
Впервые синдром «эмоционального выгорания» (burnout) был описан Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. как контраст с начальным «эмоциональным горением» у работников помогающих профессий (врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы).
 
В последующем синдром определяли как:
  • состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений (К. Кондо);
  • эмоциональную перегрузку из-за взаимоотношений между профессионалом и его клиентом (К. Maслач);
  • эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (Р. Кочюнас);
  • выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (В. Бойко).
 
Такой функциональный стереотип позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, но при этом может нарушаться профессиональная деятельность, сама личность профессионала и его общение.
 
Итак, профессиональное выгорание способно повлечь за собой личную деформацию в связи со стойкими негативными эмоциональными переживаниями и установками относительно своей работы и субъектов делового общения (профессиональные стрессы).
 
Как утверждают В. Бойко, Н. Водопьянова, К. Маслач, В. Орёл, Б. Перлман, Е. Старченкова, Х. Фрейденбергер, Е. Хартман, выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно.
 
 
Составляющие психического выгорания
 
1 этап — эмоциональная истощённость — чувство эмоциональной опустошённости и усталости, вызванное собственной работой, ослабление физических ресурсов, снижение сопротивляемости организма стрессовым агентам;
 
2 этап — деперсонализация — личностная отстранённость, циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, негуманное отношение);
 
3 этап — редукция профессиональных достижений — возникновение у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, ослабление мотивации, переживание утраты профессионального мастерства, прекращение творческого развития средствами профессии.
 
На каждом из этапов проявления (симптомы) профессионального выгорания хорошо диагностируются, а сам феномен психического выгорания рассматривается как синдром — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» (рубрика Z73 Международной классификации болезней (МКБ-Х)).
 
Синдром «выгорания» берёт своё начало в хроническом повседневном напряжении, эмоционально-мотивационном переутомлении, эмоциональная неустойчивость может привести к хроническому переутомлению, сниженному тонусу, физическому недомоганию, злоупотреблению лекарственными препаратами (успокаивающими/возбуждающими), болезни.
 
Существуют такие личностные характеристики, которые В. Кожевникова, В. Орёл, Н. Осухова называют провокаторами выгорания («катализаторы»): тревожность, чувствительность, эмпатия, склонность к интроверсии, гуманистическая жизненная установка, склонность отождествляться с другими и т. п.
 
Также существуют личностные особенности, тормозящие этот процесс («ингибиторы»): хорошее здоровье и сознательная забота о нем; конфликтоустойчивость, оптимизм, высокая самооценка, уверенность в себе и своих возможностях, увлечённость, проницательность, целеустремлённость; опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряжённых условиях; общительность; высокая мобильность и способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
 
Работа учителя относится к помогающим профессиям, поскольку его деятельность связана с тесным общением с людьми, принятием их индивидуальных особенностей, эмоциональным перенапряжением, гуманным отношением к людям, толерантностью, активным личным участием, демократичностью, доверительностью и др. Такая деятельность требует больших психологических и физиологических затрат, приводя к эмоциональному, физическому и умственному истощению. У таких педагогов появляется отрицательная психологическая установка в общении с учащимися, коллегами, руководством, членами семьи и друзьями. Это приводит к конфликтам и утрате веры в свои возможности как профессионала и может стать причиной смены жизненного сценария и полного отказа от профессиональной деятельности в избранной сфере.
 
Профессиональное выгорание педагогов обуславливается не отдельным фактором профессии, а целым её комплексом, совокупным влиянием профессии, её социального статуса, престижа в обществе и особенностями профессиональной ситуации:
  • монотонность работы;
  • большие затраты личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, вознаграждения за работу;
  • строгая регламентация времени работы;
  • работа с «немотивированными» учениками, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
  • напряжённость и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и руководства;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешённые личностные конфликты педагога;
  • неудовлетворённость профессией, которая основана на осознании неправильности её выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии и т. п.
 
Таким образом, можно утверждать, что синдром профессионального выгорания есть результат сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится.
 
Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:
  • не оставаться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, обращаться за помощью, советом к коллегам, психологу, психотерапевту;
  • создавать общую дружескую атмосферу поддержки и взаимопонимания в коллективе;
  • участвовать в супервизиях для своевременной корректировки отношения к работе;
  • постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом, общаться в профессиональной сфере;
  • осознавать процесс работы, своё участие в нем, наращивать профессиональные качества, осуществлять рефлексию своего опыта переживаний, связанных с общением с учениками и родителями;
  • посещать обучающие проекты по преодолению выгорания и развивающие программы, направленные на осознание и раскрытие своего творческого потенциала, повышения ощущения самоэффективности.
 
Для профилактики синдрома профессионального выгорания и поддержания психического здоровья важна деятельность самого педагога:
  • использование «технических перерывов» для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • освоение путей управления профессиональным стрессом — изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;
  • освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;
  • стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива через общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
  • изменение установки по отношению к жизни, к её смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать её более продуктивной для себя;
  • поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).
 
Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у сотрудника жизненных ресурсов. Несмотря на то, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического, эмоционального самочувствия, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов» способны оказать существенное корректирующее воздействие.
 
 
Как избежать синдрома профессионального выгорания
 
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
 
 
Что делать при появлении симптомов профессионального выгорания 
 
  • Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять оптимальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
 
 
Литература
 
  1. Бладыко А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей [Текст] / А. В. Бладыко // Психология : традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 34-39.
  2. Вальчук С. Л. Синдром професійного вигоряння // Шкільному психологу. Усе для роботи. // № 11 (71) листопад 2014 р. — Х. : Видавнича група «Основа». — С. 15-18. (Педагогічна майстерня № 6 (42) червень 2014).
  3. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар // Школьный психолог. — 2006. — № 16. — С. 17-32.
  4. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий [Текст] / Е. Ю. Райкова // Молодой учёный. — 2011. — № 5. — Т. 2. — С. 92-97.
  5. Трущенко М. Н. Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах [Текст] / М. Н. Трущенко, Н. К. Плавник // Молодой учёный. — 2012. — № 12. — С. 432-436.
Dounload PDF

Відгуки читачів