Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Е. В. Манжос, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Харьковского частного лицея «Профессионал»


Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будут зависеть от правильной организации учебного процесса.
 
Термин здоровьесбережение получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
 
К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
 
Так называемые школьные болезни связаны в основном с возрастанием объёма и усложнением характера учебной нагрузки, а также характера взаимоотношении «учащийся — учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учащихся, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
 
Неутешительная статистика такова: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом и учащихся средних школ в частности, лишь 10 % выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства здравоохранения, у подростков 15–17 лет в 95 случаях из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
 
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы всё более успешным.
 
Цель школы — создание такой обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребёнка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к обучению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребёнка. В. А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка — это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
 
Здоровьесберегающие технологии — это комплексная система организационных и психолого-педагогических приёмов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья.
 
Концепция понятия здоровье, которая была предложена профессором канадского университета Биллом Райном, получила название «Колесо здоровья». Основа этой концепции базируется на том, что жизнь — это колесо, которое должно быть уравновешено. Тогда жизнь будет гармоничной. Восемь составляющих — профессиональное здоровье, экологическое, физическое, эмоциональное, психологическое, социальное, духовное, интеллектуальное — должны быть равномерно выражены, и только тогда возможны движение и развитие каждой личности и общества в целом.
 
 
Педагогические составляющие психическо го благополу чия ребёнка 
 
Гуманизация педагогического общения — это прежде всего:
  • умение учителя признавать право учащегося на собственное мнение, позицию;
  • готовность позитивно относиться к проявлению детской инициативы и творчества, стимулировать и поддерживать их;
  • отказ от привычки видеть в ученике лишь послушного и зависимого исполнителя;
  • склонность к идее сотрудничества;
  • умение не только обучать ребёнка, но и учиться у него, у природы, у жизни;
  • способность лелеять в ребёнке чувство собственной самоценности, социальной значимости, важности для других людей;
  • умение ориентироваться на интересы учащихся;
  • привычка планировать общение, прогнозировать его динамику и возможные последствия;
  • гуманное отношение к ребёнку, оптимистичный взгляд на его развитие.
 
Благополучное состояние школьника — это состояние, когда он чувствует, что его приняла группа, что ему симпатизируют одноклассники и что он симпатизирует им.
 
Неблагополучие во взаимоотношениях, переживание своей отчуждённости могут быть источником тяжёлых осложнении.
 
Исследования, которые ведутся под руководством психологов, позволяют утверждать, что школа переполнена самыми разными школьными стрессами.
 
Стресс (от англ. stress — напряжение, давление) — термин, которым обозначают особые состояния физического и психического напряжения, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные влияния окружающей среды. Стресс вызывают так называемые стрессоры: физиологические (высокие или низкие температуры, шумы, острая боль, интоксикации, инфекции и пр.), а также психические (страх, конфликты, фрустрация, длительное давление высоких требований, «бремя ответственности», горе и др.).
 
Стресс — это не одномоментное состояние. Он проходит ряд фаз. Первую из них называют фазой тревоги. В это время организм будто согласовывает, с каким собственно патологическим фактором он имеет дело и какими являются особенности этого фактора.
 
Вторая фаза — фаза резистентности, или противодействия (нередко её называют фазой адаптации, приспособления). На этом этапе организм мобилизует все свои защитные силы на борьбу.
 
Вот их неполный перечень:
  • стресс поз — статические напряжения из-за несоответствия размеров стола росту ребёнка;
  • стресс фиксированных статических напряжений, который возникает при:
?? безотрывном письме;
?? ускоренном письме;
?? ускоренном чтении;
  • стресс между авторитарным учителем и детьми;
  • стресс между эгоцентрично сформированными детьми и учителем;
  • стресс между авторитарными родителями, эзоповыми детьми и авторитарными учителями;
  • стресс хронической чувствительной депривации в условиях постоянного влияния сенсорно скудного учебного окружения — комплекса факторов: закрытых помещений, ограниченных пространств и пр.
Как показывают исследования, одним из последствий систематического влияния стресса (и не только) является истощение (выгорание) нервной энергии, что сопровождается увеличением щитовидной железы.
 
Известны следующие длительные последствия влияния стресса на детский организм:
  • расстройство работы всех внутренних органов и систем;
  • распространённые сосудистые расстройства;
  • внутреннее угасание потенциала нервной энергии;
  • ранний системный склероз;
  • всё возрастающая отсталость и тяжёлая подвижность тела, то есть прижизненное его окостенение (окаменение);
  • раннее старение детей с формированием у них букетов сугубо старческих болезней.
 
Установлено: развитие детей в таких условиях — это изначальное разрушение детородной конституции тела разными нарастающими расстройствами.
 
Общее среднее образование благодаря своей масштабности, продолжительности и обязательности закладывает фундамент образованности и культуры всего населения страны. Этим оно существенно влияет на все процессы, которые происходят в обществе.
 
Поскольку интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности является целью образования и основой для дальнейшего обучения, трудовой деятельности и в целом полноценной жизни, то одним из первых заданий школы является, как определено в Законе Украины «Про загальну середню освіту» и как отметила в своём докладе вице-президент АПН Украины О. Я. Савченко на Совместной сессии АМН и АПН Украины «Актуальні проблеми здоров’я та освіти дітей на початку XXI століття», является «виховання свідомого ставлення до свого здоров’я та здоров’я інших громадян як найвищої соціальної цінності, формування гігієнічних навичок і засад здорового способу життя, збереження і зміцнення фізичного та психічного здоров’я учнів».
 
Сосредоточенность на потребностях личностного развития, сохранения и укрепления здоровья школьников требует соответствующей организации учебно-воспитательного процесса на основах учёта индивидуальных особенностей детей, прогнозирования потребностей их развития; актуальным становится также изучение человека как социального существа, здоровье которого является нормой реакции на окружающий мир и системой физической, психологической и духовной адаптации.
 
В своём докладе О. Я. Савченко охарактеризовала основные позиции, которые считаются приоритетными в этой проблеме:
1) избавление от функционального подхода к оцениванию возможностей каждого возраста, а взамен утверждение самоценности детства, его права;
2) реализация в учебно-воспитательном процессе идей личностно ориентированного обучения, которое сохраняет неповторимость, уникальность ребёнка, должна строиться на принципах сохранения его достоинства, партнёрства, новой педагогической этики;
3) преодоление педагогического насилия в широком смысле — унижения, грубости, создания ситуаций страха, безысходности.
 
«Дитина — складна біосоціальна система, а традиційна школа як структура, де вона навчається, є достатньо примітивною. Навчання здебільшого сконструйоване як система педагогічного насильства. Програма особистісного розвитку постійно зазнає деформації. Учням часто пропонують такі вимоги, які вони виконати не в змозі. Пропонуються система і стиль стосунків, які автоматично викликають протидію» (Педагогічні технології / за ред. О. Пехоти).
 
Уменьшение стрессовых ситуаций в школе — это не задание, а функция. Прежде всего следует избегать стрессогенных факторов, которые возникают при комплектовании классов (1, 5, 9, 10-х), в процессе контроля и оценивания учащихся.
 
Речь идёт не о лечебных мероприятиях, а о сугубо педагогических технологиях, которые сохраняют здоровье, так как когда ребёнок имеет выбор и перспективу, то можно говорить о соответствии нагрузок его реальным возможностям. 
 
 
Гигиенические показатели, характеризующие урок
 
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
 
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и пр. Норма — четыре-семь видов за урок. Однообразие урока провоцирует утомление школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческое задание, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. В то же время частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
 
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7–10 минут.
 
4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма — не менее трёх.
 
5. Чередование видов преподавания. Норма — не позже, чем через 10–15 минут.
 
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из потребителей знаний в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.), активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
 
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
 
8. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — каждые 15–20 минут урока по 1 минуте выполнение трёх лёгких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
 
9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; привитие понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
 
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
 
11. Психологический климат на уроке.
 
12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.
 
13. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25–30 минут от начала урока в 1-м классе; 35–40 минут — в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут — для учащихся классов компенсирующего обучения.
 
14. Темп и особенности окончания урока:
  • быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока (учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися);
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
 
Принципы здоровьесберегающей педагогики
 
1. Принцип ненанесения вреда — «No nocere!».
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
3. Принцип триединого представления о здоровье.
4. Принцип непрерывности и преемственности.
5. Принцип субъект-субъектного отношения с учащимися.
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
7. Принцип комплексного, междисциплинарного подхода.
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.
9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
10. Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
11. Приоритет активных методов обучения.
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
13. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье.
14. Принцип отсроченного результата.
15. Принцип контроля за результатами.
 
 
Здоровьесберегающие технологии на уроках
 
Любая личностно ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Мы можем к ним отнести:
  • технологию проектного обучения;
  • технологию дифференцированного обучения;
  • технологию коллективного способа обучения;
  • игровые технологии;
  • проектные технологии;
  • модульное обучение;
  • интерактивное обучение;
  • методическую систему развития критического мышления;
  • педагогику сотрудничества;
  • технологию развивающего обучения;
  • технологию раскрепощённого развития детей (разработана физиологом В. Ф. Базарным);
  • технологию саморазвития М. Монтессори;
  • технологию психологического сопровождения учебной группы (разработана М. Ю. Громовым, Н. К. Смирновым) и др.
Dounload PDF

Відгуки читачів