Мир цветов. Музыкально-эстетическая беседа

Е. Ю. Чекина, учитель начальных классов, специалист высшей категории, учитель-методист, ООШ I–III ст. № 143, г. Харьков


Тема. Прекрасное рядом. Мир цветов
 
Цели: расширить знания детей о цветах; развивать эстетический вкус, аналитическое мышление; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
 
Оборудование: искусственные цветы для украшения кабинета; картинки; фотографии; плакаты цветов; гербарий; выставка книг о цветах; магнитофон; кассеты с записью музыки, используемой во время урока.
 
 
На доске — надпись:
Колокольчики, ромашка,
Глазки синих васильков,
Златоцвет, горошек, кашка —
Море целое цветов.
 
 
Ход беседы
 
I. Организационный момент
 
Звучит запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
 
 
II. Вступительное слово учителя
 
У ч и т е л ь. Мир цветов прекрасен и удивителен. Как много и как мало мы знаем о цветах! Мы видим их каждый день, но никогда не задумываемся о чуде природы — цветке, поражающем нас обилием красок и оттенков, причудливыми комбинациями цветовых соотношений. Михаил Пришвин — замечательный писатель, знаток природы, любя и оберегая ее, писал: «...Никакой человек не создавал и не создает такой красоты». В чем секрет этого чуда? Как оно создается природой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и узнаем о цветах много интересного.
 
 
III. Рассказ учителя о происхождении языка цветов и символике цвета
 
— Всем хорошо известно, что в музыке существует язык звуков, в балете — язык движений и танца, а вот о языке цветов известно не всем. В ХIХ веке он был распространен довольно широко, периодически издавались специальные пособия, в которых рассказывалось о значении цветов и растений.
 
Зародился язык цветов несколько веков назад на Востоке и назвали его — селам. Букет, подобно письму, приносил вести, объяснения в любви... В наше время язык цветов утратил свое значение и только поэты иногда прибегают к нему. 
 
Символика некоторых цветов: василек — нежность, колокольчик — признательность, мак полевой красный — глупость, одуванчик — предсказатель, ярко-красная роза — здоровье, ромашка — презрение, тюльпан — объяснение в любви, сирень белая — одиночество.
 
Цветы являются идеальными посредниками между людьми, поскольку способны передавать самые разнообразные чувства: любви и нежности, уважения и дружеского участия; могут быть добрыми утешителями в минуты скорби. Цветы будят фантазию, поднимают настроение; даря цветы, мы прокладываем путь к сердцам людей.
 
 
У ч е н и к
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться б мы устали
Ими вскоре я и ты.
 
 
У ч е н и ц а
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Аполлон Коринфский
 
 
У ч и т е л ь. Однажды богиня Флора раздала цветам костюмы для карнавала и пригласила все цветы к себе на праздник. С тех пор мак — красный, ромашка — белая, колокольчик — голубой, розы — различных оттенков... У каждого цветка, как и у каждого человека, есть свои, присущие только ему, «черты характера». Не зря богиня Флора раздала разноцветные костюмы своим друзьям. Тем самым она старалась дать понять нам, людям, что символизирует каждый цвет, а именно:
  • красный — самый активный, энергичный, символ жизни и торжества;
  • желтый — светлый, веселый, символ света и радости;
  • зеленый — спокойный, символ мира и надежды;
  • голубой — холодный, символ нежности и грусти;
  • синий — печальный, символ тоски;
  • фиолетовый — грустный, символ дружбы и доверия;
  • белый — веселый, символ чистоты.
 
 
IV. Работа над загадками. Иллюстрирование отгадок рисунками и гербарием
 
— Мы узнали о «характере» цветов. А теперь проверим, как вы внимательно слушали — сможете ли сказать, кто из цветов загадал вам загадки.
 
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)
 
 
Отцвел желтенький цветок,
Остался беленький пушок. (Одуванчик)
 
Вот шершавый стебелек,
В середине — уголек.
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный... (мак).
 
Эй, звоночки, синий цвет,—
С язычком, а звука нет! (Колокольчики)
 
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
 
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед.
Но нередко льются слезы,
Тех, кто рвет руками... (розы).
 
 
V. Слушание легенд о цветах, музыкальных произведений
 
— Цветы любят все. Но не каждый читал легенды о цветах. Вот некоторые из них. 
 
  • Выступление заранее подготовленных учащихся
1 - й у ч е н и к. Подснежник. Богиня Флора подарила подснежнику костюм белого цвета. Снег тоже захотел принять участие в карнавале, но у него не было наряда. И тогда снег обратился за помощью к цветам. Маленький неприметный подснежник помог другу. С тех пор они неразлучны — снег и «снежный цветок».
 
У ч и т е л ь. Послушайте пьесу «Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского и скажите, почему композитор так назвал свое произведение, и как музыкой он сумел передать характер цветка.
 
Звучит запись пьесы «Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Учитель выслушивает ответы детей.
 
2 - й у ч е н и к. Ландыш. Однажды прекрасная девушка Волхова узнала об измене своего любимого Садко и горько-горько заплакала. Слезы градом катились из ее глаз и жемчужинами падали на землю, превращаясь в ароматные ландыши. Ландыш символизирует скрытую любовь.
 
У ч и т е л ь. Этот цветок занесен в Красную книгу, поэтому сбор его запрещен. При составлении букетов речь может идти только о садовом ландыше.
 
— Умеете ли вы наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему ландыш белый? Замечали ли вы, что ландыши растут в тенистых местах? (В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. А белые цветы хорошо видны.)
 
В исполнении девочек звучит песня В. А. Моцарта «Ландыш».
 
3 - й у ч е н и к. Гладиолус. Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов — фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум из них — друзьям — он приказал драться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва не состоялась — юноши не предали дружбу. Тогда разъяренные римляне убили их. На месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы — символы дружбы и верности.
 
4 - й у ч е н и к. Незабудки. У пастушка Лукаса была невеста. Но злые люди разлучили их. Эгле на прощание дала любимому нежный цветок и шепнула: «Не забудь...». С тех пор незабудки — символ памяти.
 
5 - й у ч е н и к. Нарцисс. Прекрасный, но гордый юноша Нарцисс никого не любил, кроме себя. Однажды он увидел себя в отражении ручья и так засмотрелся, что обо всем забыл. Не спит, не ест. Силы покинули Нарцисса. Умер юноша. На том месте, где он стоял, вырос цветок — символ гордости и самовлюбленности.
 
6 - й у ч е н и к. Фиалки. Бог подземного царства Плутон похитил Прозерпину, дочь Зевса. В память о себе девушка бросила на землю несколько цветов, которые держала в руках. С тех пор ранней весной фиалки напоминают о красавице Прозерпине. Фиалка — символ коварства.
 
У ч и т е л ь. Народные легенды можно пересказывать долго, потому что их множество. Но с самыми интересными мы познакомились. А какие легенды знаете вы? (Ответы детей.)
 
Звучит запись песни «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).
 
— Каждый цветок по-своему великолепен. Но все ли растения живут в мире и согласии? Не все. Нарциссы не любят соседства ландышей, а тюльпаны — незабудок. Сирень не любит жить рядом с фиалками. Бузина и акация стараются расти подальше от липы. Виноград гибнет от соседства редьки и капусты. А вот рябина, липа, сосна и береза живут рядом в дружбе и согласии.
 
 
VI. Проверка домашнего задания
 
— А какой ваш любимый цветок? (Учащиеся показывают рисунки и зачитывают сочиненияминиатюры, подготовленные дома.)
 
 
VII. Заключительное слово учителя. Итог беседы
 
— Цветы радуют глаз, помогают нам стать чище, добрее друг к другу. Эти маленькие сокровища вдохновляют поэтов, художников и композиторов на создание чудесных произведений искусства. И, чтобы этих беззащитных жителей нашей планеты становилось все больше, что нужно делать? (Ответы детей.) Правильно, беречь их! Прятать от злого взгляда, жестокой руки, черствого человека!
 
Пришла весна. Скоро все живое проснется от зимней спячки и начнет жить и дышать рядом с нами. Расцветут подснежники и ландыши, колокольчики и ромашки... Поля покроются прекрасными коврами трудолюбивой ткачихи — матушки Природы.
 
Не рвите охапки цветов! Они долго не проживут в вазе, а на воле — в поле — будут радовать не только вас одних, но и многих людей. Не повреждайте корни растений, не ломайте веток! Пусть растения остаются подольше рядом с нами! Ведь солнце и цветы на земле — символ мира, счастья, радости людей — не совместимы с разрушением!
 
У ч е н и к
Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико
Цветет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите —
Ночную фиалку.
 
У ч е н и ц а
Не делайте палку
На случай
Из маленькой елки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница,
Ландыш,
Лесная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте,
Растущие дико!
 
Звучит запись песни «Не рвите цветы» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).
 
 
Литература
 
1. Громов А. Н. Книга цветовода.— М. : Колос, 1983.— 319 с.
2. Приходько С. М. Цілюща флора у вашій кімнаті : Довід. посібник.— К. : Наук. думка, 1990.— 192 с.
3. Рева М. А. Страницы Красной книги.— Донецк : Донбасс, 1982.— 112 с.
4. Табунщиков Н. П. Аранжировка цветов.— К. : Реклама, 1988.
5. Терлецький В. К. Дивовижне у світі рослин.— К. : Урожай, 1990.— 208 с.
6. Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе.— К. : Рад. шк., 1985.
7. Шматько Н. О. Калинка : Робочий зошит з екології. 4 клас / Н. О. Шматько, Н. О. Забашта.— X. : Вид-во «Ранок», 2010.— 48 с.
Dounload PDF

Відгуки читачів