Путешествие в космос. Бинарное занятие

О. Н. Дядиченко, И. А. Пушкарь, Донецкая обл.


Программное содержание

 

Задачи:

  • образовательные:
  • повторение и закрепление артикуляции звука [р];
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  • пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей, отработка слоговой структуры слова;
  • коррекционно-развивающие:
  • закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах; развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
  • развитие зрительного внимания и восприятия;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  • развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении;
  • развивать системность мышления и воображения в процессе расширения и наполнения знаний и представлений детей о космосе;
  • развивать наглядно-образное, логическое мышление, творческое воображение;
  • упражнять в умении восстанавливать образ по отдельным частям;
  • учить произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться;
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между определёнными событиями в жизни людей, своими переживаниями и выражением лица (эмоции);
  • воспитательные:
  • создать весёлое настроение, принести детям радость, впечатления, удовольствие от полученного результата в совместной деятельности;
  • формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  • воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи;
  • развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

 

Предварительная работа

1. Постановка звука [р] и его автоматизация в свободной речи детей

2. Беседа с детьми на тему «Космос» (кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты). Рассматривание энциклопедии

3. Разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику

4. Разучивание пословиц на тему «Космос»

5. Развитие лексико-грамматической основы речи посредством подбора различных дидактических игр

 

Оборудование: фланелеграф, конверты со звёздами разного цвета, ракеты на каждого ребёнка, изображения тюбика с одним, двумя, тремя делениями на каждого ребёнка, карточки с образцом прорисовки созвездия.

 

 

Ход занятия

 

Психолог. Давайте, ребята, друг друга поприветствуем.

 

Доброе утро! Добрый день!

Нам здороваться не лень.

Друг на друга посмотрели

И улыбками согрели.

Улыбнитесь вы гостям,

Будут рады они вам.

 

Ребята, отгадайте загадку.

Яркие цветочки вечером расцветают,

А утром увядают. (Звёды)

 

У каждого из вас есть конверт. В нём разноцветные звёздочки. Предлагаю вам выбрать звезду такого цвета, которая подходит под ваше настроение, и приклейте её на это полотно (фленелеграф). Замечательно, я вижу, что у всех вас хорошее, радостное настроение.

 

  • Дидактическая игра «Семейка слов»

Логопед. Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

  • Как можно ласково назвать звезду? (Звёздочка)
  • Если на небе много звёзд, то как мы скажем, какое оно? (Звёздное)
  • Как называется корабль, который летит к звёздам? (Звездолёт)
  • Как называют волшебника, который предсказывает будущее по звёздам? (Звездочёт)

 

Ребята, а вызнаете, как называется самая яркая и горячая звезда ? (Солнце) (Выставляется на фланелеграф.) Я думаю, что вы уже догадались, куда я хочу пригласить вас попутешествовать. Верно, в космос.

— А на чём мы полетим в космос? (На ракете!)

— Какой первый звук в слове РАКЕТА?

— А есть этот звук в слове КОСМОДРОМ? Где стоит?

— А в слове СКАФАНДР? (Ответы детей)

 

Логоритмика

Дружно в ногу мы идём.

Мы идём на космодром.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс.

Звёзды, в гости ждите нас!

 

Психолог. Необходимо проверить готовность к полёту. Предлагаю вам одеть воображаемые скафандры, космическую обувь, шлем и рукавицы.

 

(Педагоги проверяют, хорошо ли надеты части одежды, дотронуться до руки, головы ребёнка, погладить, комментируя свои действия приблизительно так: «Плотно ли сидит скафандр?», «Какие тёплые и толстые рукавицы», «Как чудесно ты выглядишь в скафандре».)

 

— Займите свои места, посмотрите в иллюминаторы и улыбнитесь. (Раздаёт ракеты.)

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! (Звучит космическая музыка.)

 

— Поздравляю вас с выходом в космическое пространство. Помогать нам передвигаться во вселенной будет волшебный экран. А наши гости — это центр управления полётом.

 

Логопед. Приступим к изучению и наблюдению в космосе. Что вы видите за бортом корабля? (Планеты, звёзды, созвездия, солнце и т. д.) (Слайд 1)

 

—Внимание! Внимание! Справа вижу парад планет. Планеты выстроились в ряд, чтобы полюбоваться вами. Только в спешке они потерялись и не могут припомнить, сколько их было. Поможем, ребята? (Слайд 2)

 

  • Дидактическое упражнение «1, 2, 3»

Дети считают: 1 планета, 2 планеты, 3, 4 планеты, 5 планет и т. д.

 

Логопед. Молодцы, ребята, вы справились.

 

—Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. А вот и первая планета —Меркурий. Эта планета находится ближе всех к Солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесём это слово и запомним название планеты! (Дети произносят слово МЕРКУРИЙ.) (Слайд 3)

 

— Смотрите, нас встречает инопланетянин. Он напуган. На его планете появилось фантастическое животное. Давайте опишем его.

 

Дети. У животного крокодилий хвост, птичьи лапы, верблюжий горб и т. д.

 

— Я думаю, что инопланетянину нечего бояться, это животное доброе. У него нет острых когтей, клыков.

 

Логопед. Отправляемся дальше! (Звучит музыка.) Мы приближаемся к удивительной планете, которая называется Венера. Она сплошь затянута облаками. Здесь настолько жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Давайте произнесём это слово и запомним его.

 

Смотрите, здесь какое-то послание. Да это же зашифрованное стихотворение! Я думаю, что мы сможем его разучить (мнемотаблица). (Слайд 4)

 

Мы приближаемся к Луне (слайд 5), посмотрите: «Я что-то вижу»

 

  • Задание «Угадай кто это?» (угадать по части изображения) Незнайка!

—Точно, ребята, это Незнайка. Он улетел на Луну и до сих пор не вернулся. Хотите помочь ему вернуться на Землю?

 

—Давайте поможем ему перейти в нашу ракету. (К потолку прикреплён воздушный шар, а рядом с ним Незнайка на игрушечном кораблике, натянут леской, леску постепенно ослабляем и Незнайка опускается.)

 

Магнитофонная запись, голос Незнайки: «Ой, ребята, большое вам спасибо, что вы прилетели за мной. Теперь я никуда не полечу, а буду, как вы, всему учиться, чтобы быть умным».

 

Предлагаем детям «Космический завтрак» — в тюбиках.

 

На первом тюбике нарисовано одно деление, на втором два, на третьем — три.

 

Логопед называет продукты питания и блюда, а дети угадывают, в каком тюбике это блюдо могло бы быть по количеству слогов в слове.

 

Так, «сок» будет в тюбике с одним делением, «вода» — с двумя, а «лимонад» — с тремя.

 

Сыр, мясо, шоколад, хлеб, рыба, суп, овощи, фрукты (слайд 6).

 

Психолог. Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета Марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесём её название и запомним его. (Дети произносят слово МАРС.)

 

— Нас встречают марсиане.

 

  • Развитие мимики

Сначала марсиане испугались,

Очень заволновались,

Потом они удивились

И с ними мы подружились.

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

 

—Предлагаю поиграть.

 

  • Игра-разминка «Запрещённое движение» на развитие произвольного внимания (дети повторяют за педагогом все движения, кроме запрещённого —поднимать руки вверх)

Логопед. Ребята, отправляемся в полёт! Впереди нас ждёт встреча с другими планетами.

 

Дети занимают свои места, тихо звучит космическая музыка.

 

Логопед. Из центра управления получен сигнал: приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза. Ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.

 

Задание: поменяйте первый звук в слове на звук [р], чтобы получилось новое слово (слайд 7).

  • Хобот — робот
  • Танец — …
  • Забота — …
  • Мычать — …
  • Пугать — …
  • Макеты — …

 

Психолог. Из центра получено сообщение, что угроза миновала, а теперь пора нам отправляться дальше! (Звучит космическая музыка.)

 

Посмотрите в иллюминаторы — мы приближаемся к планете Сатурн. Обратите внимание — эту планету окружают кольца. Давайте произнесём название планеты и запомним его.

 

(Дети произносят слово САТУРН, находят конверт.)

 

  • Задание «Найди отличия у космонавтов»

— Отправляемся в полёт! (Звучит космическая музыка.)

Впереди нас ждёт планета Уран. Она находится далеко от Солнца, и на ней очень холодно. Произнесите это слово и постарайтесь запомнить. А вот и она!

 

  • Задание «Соедини звёзды по образцу»

Логопед. Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь ещё до двух планет Солнечной системы — Нептуна и Плутона. (Дети продолжают полёт, звучит космическая музыка.) Эти планеты, так же, как и Уран, находятся далеко от Солнца, и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замёрзнуть и не заболеть, посылаем им запрос: «Всё ли у вас в порядке?» (Логопед посылает запрос.)

— Пришёл ответ, но его надо расшифровать!

 

  • Дидактическая игра «Составь предложение»

- Корабль, на, летит, космический, Луна.

- Яркие, небо, большие, на, звёзды.

- Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.

- Люди, Земля, планета, на, живут.

- Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Дети расшифровывают сообщение с планет Нептун и Плутон.

 

Логопед. Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

Эта планета — любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живём.

Планета прекрасна: моря, океаны,

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет от зари до заката.

Что за планета, скажите, ребята?

 

Дети. Земля!

 

Звучит космическая музыка.

(Слайд 8)

 

— Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, самой красивой и любимой планете Земля.

(Слайд 9)

 

  • Психогимнастический этюд «Невесомость»

Психолог. Наш корабль благополучно приземлился. Вы увидели столько планет. Какая вам планета понравилась? Что было интересным в нашем путешествии?

 

  • Упражнение «Нарисуй созвездие» (работа по образцу)
Dounload PDF

Відгуки читачів

  • Ирина Ножка

    05 квітня 2017

    Як можна переглянулись презентацiю?

    Адміністратор:
    Доброго дня!
    Презентацію до статті можна переглянути на цій сторінці http://journal.osnova.com.ua/article/49130
    Дякуємо за увагу до наших видань!