Содружество искусств на уроках русского языка и литературы (интеграция предметов гуманитарного цикла)

Е. Ф. Лобачёва, учитель-методист, учитель русского языка и литературы КП «Харковский физико-математичнеский лицей № 27», г. Харьков


С древнейших времён внутреннее родство различных видов искусства — стилеобразующая тенденция в развитии художественной культуры, а следовательно, и эстетического воспитания. Впитывая достижения смежных искусств — живописи и музыки, театра и кино,— русский язык и литература сами обогащают их своим опытом исканий и достижений. В живом контексте взаимоотношений эстетическая сущность словесного мастерства обретает наибольшую силу художественного воздействия. И тогда стихийное отношение учащихся к природе искусства становится эстетически осознанным.
 
Методика активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка и литературы в единстве с различными видами искусства помогает вызвать живой интерес к искусству, а главное — выявить творческие способности и неустанно развивать дар творчества у школьников.
 
Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
 
Основные задачи учителя, планирующего интегрированный урок:
  • создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности учащихся, что особенно важно для эстетического развития;
  • активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения, направленная на формирование эстетического вкуса в соответствии с психофизическими особенностями учащихся;
  • приобщение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности, направленной на создание творческого продукта, что находит выражение в устных и письменных текстах, формах поведения;
  • организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения;
  • разработка и применение гибкой системы диагностики и оценки учебной деятельности учащихся.
 
Для решения поставленных задач применяются следующие общедидактические и исследовательские методы:
  • проблемно-поисковые;
  • самостоятельной, индивидуальной, групповой и парной работы;
  • опережающего обучения;
  • стимулирования и мотивации интереса к обучению;
  • контроля, ориентированного на учение без принуждения;
  • сравнительно-теоретический и семантический анализ.
 
Цель таких уроков — приобретение системы знаний и ценностей, погружение в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.
 
Привлечение на уроках русского языка и литературы смежных видов искусства обосновывается необходимостью предупреждать пассивность восприятия учащимися материала. Ведь именно искусство воспитывает глубокие интересы, отзывчивость души, широту взглядов.
 
Обращение к различным видам искусства носит избирательный характер. Объясняется это и спецификой изучаемого, и тем конкретным материалом по другим видам искусства, которым располагает учитель. В одних случаях он обратится к произведениям изобразительного искусства, в других — к музыке.
 
Специальный материал, раскрывающий отношение писателя к музыке, помогает анализу его произведений, обостряет внимание к тексту, к каждому авторскому слову. Учащиеся начинают осознавать композиционную роль «музыкальных страниц» в произведении, у них появляется и укрепляется понимание авторского «я» в произведении. Всё это важно для воспитания настоящего читателя.
 
Многие художники отразили в своём творчестве живописные места, природу, которая воссоздана в литературных произведениях.
 
Опыт, получаемый учащимися при знакомстве с живописью, позволяет учителю использовать в работе над текстом такой методический приём, как устное рисование. Оно помогает, оставаясь в пределах словесных образов русского языка и литературы, всемерно развивать и углублять зрительное представление, воспринимать изобразительное начало произведения, стимулирует работу воображения, приучает зорко всматриваться в текст, служит развитию устной речи.
 
Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы уроки русского языка и литературы были интересными. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать свою нужность на уроке. Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы: и тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы, и тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте).
 
Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. За интеграцией — будущее. Школа призвана развивать творческие способности учащихся, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
 
Умения и навыки, приобретаемые учащимися:
  • вести диалог как между собой, так и с учителем;
  • сопрягать различные культурные блоки;
  • высказывать свою мысль, при этом интегрировать различные культурные блоки;
  • анализировать средства эстетического выражения;
  • использовать дополнительные источники информации;
  • оценивать своё эстетическое развитие («насколько я изменился в эстетическом плане»).
 
Задача учителя, планирующего интегрированный урок,— разработать композицию урока, определить его основные части и их соразмерность, с особой тщательностью отобрать как литературный и наглядный материал, так и музыкальные произведения.
 
На современном этапе развития школьного образования активно обсуждается вопрос о его новом качестве, необходимости не сообщения учащимся определённого объёма знаний, а организации процесса приобщения ребёнка к огромному, веками накопленному человечеством ценностному опыту. Педагогика из дидактической становится динамической, способствующей развитию самостоятельного и творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности. Таким образом, доминантой в обучении становятся формирование опыта творческой деятельности и развитие эмоционально-ценностного мира личности ребёнка. На первый план выдвигается не обезличенное знание, а личностно значимое, открывающее путь к освоению чужого опыта и стимулирующее собственное творчество.
 
Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Учащиеся становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
 
Самое главное — у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Dounload PDF

Відгуки читачів