Игровые занятия для снятия стресса у младших школьников

Е. Ю. Пометова, учитель начальных классов, старший учитель, ООШ I–III ст. 7, г. Донецк


Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое событие, кратковременную или продолжительную ситуацию угрожающего и катастрофического характера,— такую, как боевые действия, утрата близких, способное вызвать общее потрясение почти у любого человека. Скрытый (латентный) период, когда проявления отсутствуют, может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев, но редко превышает 6 месяцев. Далее данная ситуация переживается как повторно вторгающиеся в сознание представления, отражающие экстремальные события, острые драматические вспышки паники или дисфории на фоне хронического чувства оцепенелости, эмоциональной отчужденности, избегания деятельности и ситуаций, напоминающих о травме.

Пляскина Е. П.

 

Слайд 1

Нервное напряжение у детей, как и у взрослых, необходимо вовремя снимать, чтобы оно не нарушило физическое и психическое состояние. Как известно, основной деятельностью детей является игра. Через игру можно не только развиваться, но и лечиться.

Предлагаем вашему вниманию подборку расслабляющих игр для снятия стресса у детей младшего школьного возраста. Игры могут быть использованы в учебной деятельности, на занятиях в группе продленного дня и предложены родителям для использования дома.

 

Игры на воображение

 

Слайд 2

  • Война и мир

 

Слайд 3

Заранее заготовьте легкие предметы — бумажные шарики, небольшие мягкие игрушки, маленькие пластмассовые кубики и т. п. Бросайте их друг в друга. Эта веселая игра должна закончиться перемирием, то есть объятиями.

  • Кошечка

 

Слайд 4

Объясните ребенку, что, когда кошки злятся, они шипят, изгибая спину, царапаются и кусаются. А добрые кошки мурлыкают и трутся об ноги хозяев. Изображайте вместе с ребенком то злых, то добрых кошек. Только кусайтесь и царапайтесь понарошку.

  • Я обиделся

 

Слайд 5

Покажите ребенку недовольное, рассерженное лицо — наморщите лоб и нос, надуйте губы, посмотрите исподлобья. Попросите детей повторить вашу гримасу (желательно сделать это на вдохе). А на выдохе необходимо расслабить мышцы лица.

  • Ловим бабочек

Представьте, что по комнате летает бабочка, и попытайтесь поймать ее, выполняя хватательные движения то одной рукой, то другой, а затем — обеими. Ребенок должен повторять ваши движения. Когда бабочка будет «поймана», медленно разожмите кулаки и посмотрите на нее.

  • Воздушные шарики

Ребенок — «воздушный шарик». Изображайте, будто бы вы «надуваете шарик», а ребенок в это время разводит ручки в стороны, расставляет широко ноги, надувает щечки и животик. Но тут вы перестаете дуть, и «шарик сдувается» — ручки опускаются, голова склоняется вперед, ножки сгибаются, и ребенок постепенно ложится на спину в расслабленную позу, раскинув ручки и ножки и закрыв глаза.

  • Охота

Положите на середину комнаты игрушечного зайку (мышку, белочку, рыбку или другого беззащитного зверька). Ребенок в этой игре — «волк» («лиса», «тигр», «медведь» или другой хищник, которого он не боится). Хищник сидит в засаде и медленно, осторожно и бесшумно подбирается к своей «жертве».

  • Мороженое на солнышке

Ребенку необходимо представить, что он — «мороженое». Его только что достали из морозильной камеры. «Мороженое» твердое, холодное, его руки и тело напряжены. Но тут начинает пригревать солнышко, и «мороженое тает» — постепенно становится мягким, ручки и ножки ребенка расслабляются.

  • Теплый шарфик

Попросите ребенка представить, что ему холодно. Пусть он обхватит себя ручками, согнется. Теперь набросьте ему на шею шарфик. Пусть ребенок повертит головой из стороны в сторону. Ему стало тепло, он может расслабиться.

  • Я — море

Ребенок ложится на спину и расслабляется. Он — «море», спокойное, тихое. Положите на животик ребенка бумажный кораблик. Когда ребенок дышит, кораблик, как на волнах, поднимается и опускается. Если ребенку удастся сконцентрировать взгляд на кораблике, он успокоит свое дыхание и успокоится сам.

  • Ветер и солнце

Ребенку необходимо представить, что он сидит на открытой полянке. Неожиданно дует холодный ветер. Малышу становится холодно, он прижимает коленки к подбородку, обхватывает их ручками, стараясь согреться. Ветер утихает, и теплое, ласковое солнышко согревает ребенка своими лучами — он расслабился, поднял личико к солнышку. Внезапно — новый порыв ветра... (Действия нужно повторить несколько раз.)

  • Потягушки

Предложите ребенку отдохнуть, поспать (понарошку, конечно) — пусть он сядет на корточки, закроет глаза и посидит в этом положении несколько секунд. Приходит время просыпаться: ребенок медленно встает, поднимает вверх ручки и тянется к потолку, встает на носочки и смотрит наверх. После хороших потягушек можно немного постоять, опустив руки вниз и поулыбавшись друг другу.

  • Часики «тик-так»

Руки ребенка — это стрелки часов. «Заведите» часики — они станут говорить «тик-так» и запустят движение стрелок (махи прямыми руками вперед и назад). Завод закончился, и часики отдыхают. (Повторите игру несколько раз.)

  • Каша кипит

Стоит каша на плите и кипит. Покажите ребенку, как кипит каша, а он пусть повторяет за вами. Одна рука лежит на животе, другая — на груди. Выполняется глубокий вдох, при котором живот втягивается внутрь. На выдохе произнесите: «Ф-ф-ф,» — и выпячивайте живот с каждым произнесенным звуком.

  • Танец с карандашами

Для этой игры вам понадобятся большой лист обоев, пара восковых мелков, карандашей или фломастеров (можно разноцветные), спокойная музыка.

Положите ребенка так, чтобы руки от кистей до плеч лежали на обоях. Дайте ему в руки карандаши. Пусть ребенок закроет глаза, а когда зазвучит музыка, выполняет движения руками, рисуя в такт мелодии. Через 2–3 минуты выключите музыку и вместе рассмотрите получившиеся рисунки.

  • Лимонный сок

Ребенку необходимо представить, что в правой руке он зажал лимон и выдавливает из него сок. Ладонь сжимается в кулак как можно сильнее. А затем — расслабляется. Повторите то же левой рукой.

  • Бабочка замерзла

 

Слайд 6

«Поймайте» вместе с ребенком воображаемую бабочку. Она замерзла, ее можно согреть дыханием. Подуйте на свои раскрытые ладони, а ребенок пусть дует на свои. Через минуту бабочка согрелась, и теперь ее нужно отпустить — сдуйте бабочку с ладоней.

 

 

Игры-метафоры

 

Слайд 7

Очень интересную подборку игр для снятия стресса и тревоги у ребенкапредлагает белорусский психолог Л. М. Овсяник.

  • Растение

 

Слайд 8

Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина/глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками — глазками или рисунками) о Зернышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко самостоятельно отправилось путешествовать.

Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растет, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья-птицы, прибегают звери... Если дерево, по словам ребенка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить.)

  • Линия жизни

 

Слайд 9

Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они будто отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой «Линия жизни». Эту игру можно проводить только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками.) В зависимости от того, сколько ребенку лет, ставим на линии яркие предметы (можно обувь) — через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет +1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.

 

Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребенок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребенок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребенок распрямляется.

 

На каждой остановке произносить искренние слова: «О! Еще один годик! Как я тебе рад! В этом году ты стала(а) ... (упоминаем какое- то достижение)».

 

Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста... А потом ребенок делает шаг в «будущее». Родитель говорит: «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Можно подхватить ребенка на руки и «перелететь» над ниткой...

 

Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами.

Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребенок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка — нарисованы радостные символы. (Это чудесная игра для Дня Рождения!)

  • Игры с лицом

 

Слайд 10

На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска. (Постоянное безучастное или застывшее в одной сложноопределимой эмоции выражение лица.) В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.

- Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем «превращаем» ребенка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку...).

- Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребенком всевозможные рожицы.

- Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребенок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует согласно роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Снимает маску. В конце игры взрослый спрашивает, когда пригодится первая маска? как она может помочь второй маске?

 - Становимся актерами и готовим маленькую постановку любой сказки. Самые простые — «репка», «рукавичка»...

  • Простые праздники

 

Слайд 11

У человека, перенесшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжелым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.

Нам важно помочь детям опять позволить себе радость, не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

Придумываем праздники! Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щетки. Специально делаем акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.

  • Цветотерапия

 

Слайд 12

Ребенок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжелого прошлого переносит в реальность. Его взгляд будто обращен внутрь. Показываем ребенку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню дается определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня, ищем красные предметы, употребляем в пищу красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

  • Ты где?

Для фиксации на настоящем часто играем в игру «Ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос: «Ты где?». Ответ должен начинаться со слов «Я здесь!». Далее — несколько предложений об этом «Здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: «Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду».

  • Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребенку необходимы больше информации и внешняя «предсказуемость», т. е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать, — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете вместе составить расписание, украсить его, поручить ребенку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.

  • Гирлянда

Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта игра хороша и для застенчивых детей, и для адаптации к новой группе.

Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать личики, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаем метафору соединенности — «Мы вместе».

  • Капелька краски

 

Слайд 13

Это игра для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Позже с ребенком целесообразно протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребенок своим телом покажет движение волн акварельки.

  • Отпечатки

 

Слайд 14

Это еще одна очень простая экологично «оживляющая» техника, помогающая снять запрет на фантазию и чувствования.

Травмированные люди замораживают чувствительность — «если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявится страх, боль и злость». Необходимо создать метафору «многовариантности». (Эта техника помогает в работе с невротическими запорами.)

Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка...

  • Рисуем на темной или черной бумаге

Рисуем мелками, пастелью, гуашью. На любые темы! Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что-то новое и красочное.

Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь — день.

  • Отпускаем в небо

Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю, может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке...

  • Возвращаем идентификацию

Это работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое-то ресурсное качество.

Например: Ваня — внимательный, аккуратный, нежный, яркий...

  • Превращаемся в супер-героев

Часто ребенок, переживший сложный опыт, сталкивается с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребенок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в ребенке «выученную беспомощность».

Каждое выполненное именно им действие дает ресурс для его будущего. Не делаем за ребенка то, что он может делать сам! Когда ребенок говорит — «Не могу! Не получится! Помоги!», когда ноет и уклоняется от действия, играем в игру «Превращаемся в суперменов».

- «Сейчас я тебя, а ты — меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс...)»

-  «Какие сверхспособности у тебя будут? У меня — переносить предметы. Смотри — я переношу эту корзину с бельем в ванную. А у тебя — давай — скорость. И ты сможешь идти очень быстро. (Встать с кровати, одеться, покушать...)»

 

  • Играем в малыша

Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. А потом «превращаем» его во взрослого.

Даем ребенку возможность командовать — сколько шагов идти (игра «Великаны-лилипуты»), становимся у него «поваренком» на кухне, даем ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль — крышку от кастрюли — в руки).

  • Закономерный этап

Агрессия — ищем способы экологичного проживания: щелкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».

Боязнь громких звуков — игры с аплодисментами, игра на музыкальных инструментах.

Страх прикосновений — представляем, что идет дождик. Вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем — по всему телу. Дождик может быть разной силы.

  • Прыжки

Слайд 15

Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут — на двух...».

 

 

Сказкотерапия

 

Слайд 16

Сказка для ребенка — это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Сказки любят все: и взрослые, и дети, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

 

Слайд 17

 

 

Приемы работы со сказкой

 

1. Анализ сказок

Цель: осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героя. После прослушивания сказки детям задают ряд вопросов.

 

Анализ сказок

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки: то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей

Важно составить «список» способов преодоления трудностей героями сказки

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др.,— важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе

Важно понять общую направленность героя. Он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?

Что приносят поступки героя окружающим — радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких — разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни

Актуализированные чувства

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас

Образы и символы в сказках

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки

Кто такой Иван- царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские

 

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и до подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работе, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что зашифровано в той или иной сказочной ситуации.

 

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказывает Лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.

«Попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

 

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, концовка сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свою концовку или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, позволяющий ему освободиться от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

 

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

 

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему, или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указывать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

 

 

Структура сказкотерапевтического занятия

 

1-й этап — ритуал «входа» в сказку. (Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.) Содержание: коллективное упражнение (например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.)

 

2-й этап — повторение (вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились). Содержание: ведущий задает детям вопрос о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 

3-й этап — расширение (расширить представления ребенка о чем-либо). Содержание: ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, помочь какому-либо герою сказки.

 

4-й этап — закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка). Содержание: ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические превращения, путешествия.

 

5-й этап — интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью). Содержание: ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

 

6-й этап — резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). Содержание: ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает заслуги отдельных детей, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

 

7-й этап — ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде). Содержание: повторение ритуала «входа» в занятие. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, имитируя действие, как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

 

 

Игры на преодоление страха

 

Слайд 18

  • «Карабас-Барабас» (преодоление страха нападения)

 

Слайд 19

Игрокам раздаются маски героев сказки «Буратино». Карабас-Барабас прячется за предметами, которые расставлены в комнате. Куклы гуляют летним деньком на поляне, светит солнце. Вдруг из-за дерева появляется Карабас-Барабас с криками, топаньем: «Ах! Вот я вам покажу!». Куклы убегают в дом (ширма) и произносят хором в ответ: «Карабас-Барабас, не боимся больше вас!»

Ведущим может быть как ребенок, так и родитель. Продолжительность игры — 10 минут.

 

  • «Проникновение в круг» (преодоление страха замкнутого пространства, избытка непредсказуемой словесной и физической агрессии в семье, чрезмерно строгой дисциплины)

Игроки объединяются в две команды. Одна, закрыв глаза и взявшись за руки, встает в круг и заявляет: «Никто не пройдет в наше царство — государство». Остальные ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него. Но охрана на чеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук. Если цель достигнута и ребенок (или взрослый) уже находится в центре круга, он хлопает в ладоши, все открывают глаза и с удивлением обнаруживают проникшего в их царство. Теперь задача — выйти из круга. Затем команды меняются ролями.

Продолжительность игры — 10 минут.

  • Один дома (преодоление страха одиночества)

 

Слайд 20

Постепенно ребенка оставляют одного, и он должен найти себе занятие, в то время, как стоящий в соседнем помещении «хор» доверительно сообщает, что данному ребенку очень скучно, нечем себя занять, лучше заплакать и ждать, ничего не делая, прихода родителей. После начала самостоятельной игры все возвращаются и поздравляют оставшегося дома героя. В роли героя должен побывать каждый участник.

Продолжительность игры — 10–15 минут.

  • Рисование

Обсуждают рисунки детей, нарисованные дома.

Дети рисуют себя, ничего не боящимися.

Повторная беседа, обсуждение рисунка. Участники игры хвалят рисунок: «Ты действительно не боишься!».

 

  • «Передай плошку» (преодоление страха замкнутого пространства, темноты, столкновения, внезапности)

Игроки образуют в круг. Двум игрокам завязывают глаза и запускают в круг. Один из них держит в руках плошку с водой. Игроки должны отыскать друг друга, чтобы один мог передать плошку другому.

Вариант. Передавший плошку выбирает себе замену из игроков круга, раскручивает и запускает искать игрока с плошкой.

Продолжительность игры — 10–12 минут.

«Пролезание» (преодоление страха замкнутого пространства, нападения)

Через ряд стульев, столиков и т. п. участники игры запускаются с небольшим интервалом времени, чтобы можно было догнать замешкавшегося или уйти от погони.

Продолжительность игры — 5–8 минут.

 

  • «Лимонный сок» (преодоление страха сжатия (насилия) и замкнутого пространства, избытка угроз, морального и физического прессинга в семье и вне ее)

Образующие круг участники угрожают за всякие прегрешения сделать сок из одного игрока, стоящего в центре и отталкивающего руками все более плотно сжимающее кольцо участников. В роли лимона должны побывать и родители, и дети.

Продолжительность игры — 5–10 минут.

 

  • «Пролезание» (преодоление страха замкнутого пространства, нападения)
Через ряд стульев, столиков и т. п. участники игры запускаются с небольшим № 9 (409) березень 2015 р. 28 Початкове навчання та виховання Корекційна педагогіка интервалом времени, чтобы можно было догнать замешкавшегося или уйти от погони.

 

Продолжительность игры — 5–8 минут.
 
 
  • «Свеча» (преодоление страха темноты, падения, неожиданности)

Игроки объединяются в плотный круг, плечо к плечу, и выставляют руки вперед так, чтобы поддержать падающего. В центре у игрока («свеча») ноги вместе, руки по швам, он начинает падать в любую сторону, не отрывая ног от пола. Его нежно подхватывают и передают по кругу из рук в руки, или отталкивая от себя в противоположную сторону.

Продолжительность игры — 8–10 минут.

 

  • «Страх чудовищ» (преодоление страха неожиданности воздействия боли)

Слайд 21

Игроки объединяются в две команды, одна команда — это «ремесленники», работающие в городе, вторая — команда «чудовищ». «Ремесленники» трудятся (игрок выбирает свой вид деятельности), неожиданно появляются «чудовища». Вначале вызывают переполох, топот, крики, затем — все более адекватные ответные реакции («...вы — не настоящие, и мы вас не боимся, мы вас расколдуем, и вы станете добрыми...»).

Продолжительность игры — 10–12 минут.

 

  • «Рисование страхов»

Рассматриваются рисунки детей, отображающие их страх, тревогу. Проводится беседа о чувствах, переживаниях ребенка. Затем ребенок рисует себя, не боящегося этого страха.

 

  • Домашнее задание

Изготовить совместно с детьми цирковые атрибуты (веер, нос клоуна, клоунский колпак и т. д.).

 

  • «Мяч в кругу» (преодоление торможения при внезапных обращениях и ответах, избытка отрицательных оценочных суждений в адрес детей: «Ты опять не поймал», «Увалень», «Ничего не можешь», «Бестолочь»)

Игроки бросают мяч друг другу в кругу. Каждый ребенок располагается подальше от своего родителя, а не рядом, что подразумевает большую самостоятельность действий и дает возможность лучше выразить чувства. Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и произнести любое пришедшее в голову слово: «На, держи», «Поймай, зайчик» и т. д. В конце игры особого поощрения заслуживают дети, участвующие в ней наравне со взрослыми.

Продолжительность игры — 10–12 минут.

 

  • «Задень по попке» (преодоление страха физического наказания, внезапности)

Площадка для игры ограничивается веревкой, за нее выбегать нельзя. Игроки объединяются в две команды: родители и дети. Сначала родители, догоняя детей, легонько хлопают по попке. При этом надо приговаривать, ругать: «Ах, ты негодник! Я вот тебе! Стой, хуже будет»!

 

Продолжительность игры — 5–8 минут.

 

  • «Темнота» (преодоление страха темноты, состоящее из пяти этюдов)

- Выбирают ребенка, боящегося темноты. В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди комнаты на 5–7 минут, ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую-либо спокойную игру. Можно организовать с ним разговор: «Видите, Юля сидит одна и ничего не боится!» «А вы не боитесь»?

- «В темной норе». Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с родителем или психологом в темную комнату на 3–5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору».

-  Второй раз ребенок входит в темную комнату на 3–5 минут, представляя себя «смелым утенком».

- «Ночные звуки». Ребенок отводится в темную комнату на 2–3 минуты до того момента, пока не звучит музыка. Со звуком музыки он должен выбежать, имитируя какой–нибудь звук (совы, собаки, курицы, кошки).

-  «Веселый цирк». Каждый ребенок приносит из дома какой-либо цирковой атрибут. Все предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. В следующий момент дети заходят в темную комнату и с началом звучания музыки отыскивают свои предметы, начинается игра «веселый цирк» (имитируют роли клоуна, жонглера, животного и д. р. (5–10 минут).

   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 3553
 
Догори