Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 9-й класс

Т. И. Мишак, учитель русского языка и всемирной литературы ОШ № 15 І–ІІІ ст. им. Н. Решетняка, г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.


Цели:

- обучающие: углубить знания учащихся о сложноподчинённом предложении, формировать умения находить придаточные изъяснительные, отрабатывать пунктуационные навыки;

- развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативную компетентность учащихся;

- воспитательные: прививать любовь к природе и стремление жить в гармонии с ней.

 

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; фотослайды; учебные тексты; белые, цветные листы; маркеры.
 
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.
 
Два мира есть у человека — один,
который нас творит.
Другой, который мы творим по мере
наших сил.
Н. А. Заболоцкий
 
 
Ход урока
 
І. Объявление темы и целей урока
 
ІІ. Мотивация учебно й деятельности
 
1. Чтение учителем стихотворения
 
А. Макарова
Останьтесь на земле осина, дуб
и клён.
Я показать хочу живую землю сыну —
Высокий мощный дуб и тонкую
осину
На полотне весны, где свет со всех
сторон.
Останьтесь на земле орёл, журавль
и стриж,
Чтоб сын, встречая день
восторженной улыбкой,
Увидел журавля, похожего
на скрипку,
И взмах смычка — стрижа
над блеском крыш.
Останьтесь на земле пшеница, рожь,
ячмень,
Чтоб сын счастливо жил
и удивлялся миру.
Даю ему на память молот,
плуг и лиру.
На незакатный час, на безупречный
день.
 
2. Работа с эпиграфом и иллюстрацией
 
Вывод:
Пора бы человечеству понять,
Что Землю тоже нужно охранять.
 
 
ІІІ. Актуализация опорных знаний
 
1. Проверка домашнего задания
 
Найдите сложноподчинённое предложение с придаточными определительными. Составьте схему.
 
1. Человечество изучает всё богатство и разнообразие жизни, которая существует на суше, в воде и под водой. 2. Эта жизнь полна тайн, загадок и чудес. 3. Её надо беречь.
 
Ответ: 1. [ ], (которая).
 
2. Приём «Мозговой штурм»
  • По каким признакам можно определить, что предложение сложное?
  • ??В чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?
  • ??Назовите признаки сложноподчинённого предложения.
  • ??На какие группы делятся сложноподчинённые предложения?
  • ??На какие вопросы отвечает придаточное определительное предложение?
 
 
ІV. Изучение нового мате риала
 
 
1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (работа в парах)
 
Поиск информации о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. Формирование основной мысли прочитанного материала.
 
 
2. Коммуникативный тренинг. Ролевая игра «Я — учитель»
 
Составление высказывания на лингвистическую тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
 
 
3. Конструирование предложения
 
??Замените предложение с прямой речью сложноподчинённым, укажите вид придаточного предложения.
 
Учитель сказал: «Опишите осенний день».
 
(Учитель сказал, чтобы мы описали осенний день. Придаточное изъяснительное.)
 
 
4. Лингвистическое исследование текста (работа в группах)
 
(Каждая группа получает часть текста, листы, маркеры.)
 
Прочитайте текст, найдите в нём сложноподчинённые предложения. Определите место придаточного по отношению к главному предложению, укажите вид придаточного. Своё мнение обоснуйте. Составьте схему маркером на листах.
 
  • 1-я группа
Вы знаете, что мы живём на абсолютно уникальной планете? Она неповторима в пределах Солнечной системы. Нет точных доказательств, что существуют её двойники в других звёздных системах.
  • 2-я группа
Её уникальность заключается в том, что наша планета жива. И жизнь на ней столь разнообразна и многолика, что многие её формы кажутся нам непонятными.
  • 3-я группа
Система жизни очень сложная, мы зачастую нарушаем тонкий баланс своим вторжением. Нам кажется, что мы совершенствуем мир. В реальности мы его разрушаем.
 
 
5. Отчёт о проведении лингвистического исследования
 
(У доски со схемой по двое учащихся от группы.)
 
1-я группа: 1) [ ], (что). 2) [ ], (что).
2-я группа: 1) [ ], (что). 2) [ ], (что).
3-я группа: 2) [ ], (что).
 
 
Физкультминутка
 
 
V. Закрепление из ученого мате риала
 
1. Словарный диктант
 
Человечество, экология, вселенная, глобальные, катастрофа, энергетика, катаклизмы, тайфун, смерч, эрозия, индустриальный.
 
2. Объяснительное письмо
 
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
 
Человечество оказывает разрушительное действие на окружающий мир загрязняя продуктами жизнедеятельности воздух почву и воду. Вода — это жизнь. Загрязняя воду человек убивает самого себя. Мы знаем что вода является самым распространённым веществом на земле. В последнее время человечество испытывает острый дефицит пресной воды.
 
3. Коммуникативно-ситуативное упражнение. Составление монологического высказывания (работа в группах)
 
У ч и т е л ь. Предлагаю совершить заочную экскурсию по окраинам родного города, берегам рек.
 
Вы понимаете, что люди уничтожают природу? От каждого из нас зависит, спасём мы её или нет.
 
Сформулируйте и на листах красного цвета запишите одну экологическую проблему, которую считаете самой важной.
 
4. Конструирование предложений
 
На листах зелёного цвета запишите ваши предложения о пути решения экологической проблемы, используя схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
 
Сконструируйте предложения по схемам.
1) [ ], (что).
2) [ ], (чтобы).
3) (Чтобы), [ ].
 
 
5. Работа над развитием и культурой речи
 
Творческое дифференцированное задание
1) Сочинение — описание иллюстрации
2) Сочинение по аналогии
??
Напишите небольшое сочинение, используя языковой материал (слова, фразы, синтаксические конструкции) данного текста.
 
Прекрасное… Порой, наверное, это лучше почувствовать, чем передать словами. Как мы, увидев море цветущих подсолнухов-солнышек, переполняемся чувством восхищения. Присмотритесь, прислушайтесь внимательно к тому, что окружает вас, и вы увидите много прекрасного.
 
 
VІ. Подведение итогов урока . Рефлексия
 
1. Беседа
  • По каким признакам можно определить, что предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным?
  • ??В чём различие главного и придаточного предложений?
  • ??На какие вопросы отвечают изъяснительные придаточные предложения?
  • ??Как вы считаете, мы достигли цели урока?
 
2. Оценивание достижений учащихся
 
 
VІІ. Домашне задание
 
Выучить теоретический материал. Выполнить упражнение по учебнику.
Dounload PDF

Відгуки читачів