Дидактические игры на уроках обучения грамоте. Работа с шестилетками

М. И. Костенко, учитель начальных классов, старший учитель, ООШ І–ІІІ ст. № 7, г. Донецк


Главная задача учителей, работающих с шестилетками,— помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.
 
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
 
Данные игры можно проводить как с мультимедийным сопровождением, так и с наглядным материалом. К каждой игре разработаны интерактивные слайды.
 
 
Описание дидактических игр
 
Работа с таблицей «На полянке»
 
  • Описание таблицы «На полянке»
Во время звукобуквенного анализа можно использовать игру «На поляне». Цель этой игры: закреплять навыки детей делать звуковой и слоговой анализ слов; обозначать звуки соответствующими фишками (гласного и согласного, твердого или мягкого звуков), а позже звуки заменять изученными буквами.
 
Слайды 1–2
 
Учитель приглашает детей прогуляться по полянке. Дети рассматривают сюжетную картинку (слайд) с изображением поляны, где растет красивый цветок, а в траве виднеются шапочки грибов, вверху — большая серая тучка. Учитель обращает внимание на то, что поляна необычная: тут и жучок божья коровка в травке, и пчелкатруженица летает над цветками, даже капельки, что в облаке над полянкой, играют с детьми в прятки. Вон там, в траве спрятались фишки — грибочки. Вот этот, суровый на вид гриб с ротиком — черточкой,— твердый согласный. А вот этот, что с двумя черточками вместо рта? Характер у него, судя по выражению лица, ласковый и добрый. Правильно, это также согласный, но такой, что произносится мягко, потому и зовется он мягкий согласный. А вот этот певун, у которого всегда открытый ротик, конечно же обозначает гласный звук. На поляне растут грибы: боровики, опята, маслята, и др. В отдельных слогах растут различные грибы.
 
В облачке скрытые дождевые капельки, но тоже необычные. Что в них особенного? На каждой из них буква, и каждая капелька спешит к соответствующему звуку-грибочку.
 
Пчелка-труженица в своих лапках держит знак ударения, несет его к ударному гласному в заданном слове.
 
Жучок божья коровка своим ярко-красным цветом подает знак внимания, садится под грибком, обозначающий звук [о] или [а] в слабой позиции.
 
  • Игры по таблице «На полянке»
«Путаница»
 
Капельки-буквы упали не на свои звуки-грибочки.
 
Задание: изменить расположение так, чтобы каждый звук отвечал соответствующей букве.
 
Слайды 3, 4
 
«Оборотень»
 
Слайд 5
Слово-«оборотень» выложено капельками.
 
Задание: разместить капельки так, чтобы образовалось слово. Например: у к о а ч д — удочка.
 
«Внимательные покупатели»
 
Слайды 6–9
 
Демонстрация слайдов. (Либо учитель раскладывает на своем столе различные предметы.) Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук (например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.).
 
У ч и т е л ь. Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
 
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м’] (мяч, мишка).
 
«Животные заблудились»
 
Слайды 10–11
 
У ч и т е л ь. Заблудились в лесу домашние животные: осел, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
 
«Рассеянный поэт и доверчивый художник»
 
Слайды 12–13
 
У ч и т е л ь. Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
 
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
 
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове «сом»? Протянем этот звук и внимательно его послушаем.
 
«От бочки до точки»
 
Слайды 14–15
 
У ч и т е л ь. Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове «бочка» заменить на звуки [д], [к], [н], [м], [т]?
 
«Телевизор»
 
На экране телевизора прячется слово. На слайде (доске или наборном полотне ведущий вывешивает) картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
 
Например: спрятанное слово — «месяц». Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
 
Слайд 16
 
«Цепочка слов»
 
Слайд 17
 
Показывают (кладут) картинку, к ней в виде цепочки прикладывают следующую, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т. д.
 
«Найди ошибку»
 
Детям раздают карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся нужно найти ошибки в схемах, если они есть.
 
Слайд 18
 
«Буква забл удилась»
 
На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.
 
Гласные: О С Е М У
Согласные: Н К ИАТ
 
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
 
«Назови букву»
 
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Она способствует лучшему запоминанию изученных букв.
 
Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).
 
«Покажи букву»
 
Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.
 
«Узнай букву»
 
Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.
 
«Найди слова в слове»
 
На доске вывешивают слово или картинку с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (в таком случае дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки).
 
Установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».
 
«Математическая грамматика»
 
Слайд 19
 
Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.
 
Например: с + том – м + лиса – са + ца = (столица)
 
«Допиши словечко»
 
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
 
Например:
Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой... (крыши).
 
 

Игра «Лишний звук»

Слайд 20
 
Задание. Из каждого слова заберите по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть — гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).
 
 
Игра «Добавь звук»
 
Задание. Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.
 
Например: роза — гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).
 
 
Игра «Замени и прочитай»
 
Задание. В данных словах замените один согласный звук.
 
Например: корж — морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
 
 
«Лучший капитан»
 
Слайд 21
 
На доске отмечают берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут слова-лодки? Слова подбирают на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. д.
 
 
«Собери букет»
 
Слайд 22
 
Задание. Поставьте «цветы»-слова в вазы. В одной вазе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше «цветов»-слов? Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.
 
 
«Угадай слово»
 
Задание. Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?
 
Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).
  • Здра..ствуй, д..кабрь, курор.. +..ка (ветка).
  • Ги..кий, т..щил, лё..кий, пл..тил, мор.. (багаж).
  • Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р +ль (водитель).
  • Ле..ка, с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).
 
 
Литература
  1. Акиньшина А. А., Жаркова Т. Л., Акиньшина Т. Е. Игры на уроках русского языка.— М. : Рус. яз., 1990.
  2. Журнал «Начальная школа».— 2001.— № 5.
Dounload PDF

Відгуки читачів