Использование причастий и деепричастий в речи. «Путешествие в зимний лес». 8-й класс
Читати відгуки
Ю. В. Вайленко, учитель русского языка Павловской ООШ І–ІІІ ст., Белокуракинский р-н, Луганская обл.
Цели:
- обучающие: формировать навыки правильного правописания и употребления в речи причастий и деепричастия, выделения запятыми причастных и деепричастных оборотов;
- развивающие: развивать культуру устной и письменной речи; расширять словарный запас учащихся; развивать творческие способности детей;
- воспитательные: прививать любовь к природе.
Оборудование: портреты А. С. Пушкина и И. А. Бунина, таблица «Типы речи», карточки для игры «Светофор», памятка «Правила работы в группе», репродукция картины И. И. Шишкина «Зимний лес».
Тип урока: урок закрепления навыков правописания.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
И. А. Бунин
Ход урока
І. Организационный момент
ІI. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Игра «Компетентность»
(Учитель задаёт вопрос и даёт ответ. Кто согласен, поднимает карточку зелёной стороной вперёд, кто нет — красной.)
У ч и т е л ь. «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зелёная. Красный сигнал означает «Я не согласен!»; зелёный сигнал — «Согласен!».
- Причастие отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший? Да? (Да)
- ??Причастие имеет признаки глагола и наречия. Да? (Нет)
- ??Суффиксы причастия: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ем, -им, -ом, -вш, -ш, -енн, -нн, -т. Да? (Да)
- ??Причастие согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. Да? (Да)
- ??Причастный оборот всегда на письме выделяется запятой. Да? (Нет)
- ??Все причастия делятся на две группы: действительные и страдательные. Да? (Да)
- Причастие имеет только полную форму. Да? (Нет)
- Причастие всегда пишется с одной буквой н. Да? (Нет)
- Деепричастие имеет окончание. Да? (Нет)
- Деепричастный оборот всегда на письме выделяется запятой. Да? (Да)
- Суффиксы деепричастия: -а, -я, -в, -вши, -ши. Да? (Да)
- Деепричастия делятся на две группы: совершенного и несовершенного вида. Да? (Да)
ІII. Сообщение темы и целей урока
1. Слово учителя
— Сегодня у нас урок — путешествие в зимний лес, на котором повторим правописание и образование причастий и деепричастий, использование их в письменной речи, закрепим навыки правописания суффиксов причастий и деепричастий. Чаще всего причастия и деепричастия используют в художественной литературе для описания природы. Поэтому не удивительно, что сегодня будем описывать зимний лес.
2. Работа с памяткой «Правила работы в группе» и распределение ролей: лидер, секретарь, докладчик, посредник
3. Работа с эпиграфом урока
Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина.
Словарная работа
??Объясните значение выделенного слова. При затруднении обратитесь к словарю.
Сквозной — неплотный, просвечивающий. (Словарь С. И. Ожегова)
Методический комментарий. И. А. Бунин (1870–1953) родился в Воронеже, в старинной дворянской семье. Первые стихотворения опубликовал в 1887 г., после чего стал печататься во многих журналах и газетах. В его произведениях отразилась любовь поэта к России, к родной земле. В 1933 г. стал лауреатом Нобелевской премии.
Объясните постановку знаков препинания в данном отрывке.
а) Сложное предложение. Две грамматические основы: убаюкала вьюга и заснул он.
б) Однородные члены предложения: сквозной, неподвижный, белый.
в) Причастный оборот: засыпанный вьюгой.
IV. Основная часть
1. Физкультминутка для пальцев
(Учащиеся показывают на пальцах ответы на вопросы.)
- ??Сколько стилей речи вы знаете?
- ??Сколько типов речи вы знаете?
- ??Сколько частей речи вы знаете?
- ??Сколько самостоятельных частей речи вы знаете?
- ??Сколько служебных частей речи вы знаете?
- ??Сколько особых частей речи?
- ??Сколько членов предложения вы знаете?
- ??Сколько основных способов образования новых слов?
- ??Сколько падежей в русском языке?
2. Блиц-опрос
- ??Почему среди частей речи нет причастия и деепричастия? (Потому что это особые формы глагола.)
- ?Как вы думаете, какой стиль речи мы будем использовать сегодня на уроке, описывая зиму? (Художественный)
- ??Назовите тип речи, который отвечает на вопрос каков предмет? (Описание)
3. Выборочный диктант (работа в группах)
- ??Прочитайте отрывки из стихотворений. Кто автор этих текстов? Что вы знаете об этом поэте?
- ??Выпишите деепричастия и деепричастные обороты.
«Зимний вечер»
Буря мгою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
«Зимнее утро»
Под голубыми ж небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
* * *
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Неторопливого коня.
«Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
4. Словарная работа
Выпишите выделенные слова. Пользуясь словарём С. И. Ожегова, определите лексическое значение этих слов.
Дровни — крестьянские сани без кузова для перевозки дров, грузов.
Облучок — сиденье для кучера в передке экипажа.
Кушак — пояс, обычно широкий, матерчатый.
5. Тренинг ассоциативного мышления
??Опишите свои ассоциации, связанные со словосочетанием зимний лес.
Зимний лес | ||
Снег (сверкающий, пушистый) |
Деревья (засыпанные снегом) |
Мороз (трескучий) |
6. Анализ ассоциативных рядов
Подберите средства художественной выразительности для описания зимнего леса.
Эпитеты: снег (какой?) — сверкающий, искристый.
Олицетворения: деревья спят, лес задумался.
Сравнение: лежит (как?) — как покрывало; словно накидка. Снег сыпался, как стеклянный дождь; сверкает (как?) — как бриллианты на солнце; словно огоньки.
7. Грамматический аукцион (работа в группах)
??Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, исправьте ошибки, раскройте скобки. (Эти предложения можно использовать в сочинении.)
1) (Не)потревоженная тишина леса зач..ровывает и усп..каивает. 2) Сказочная (не)правоподобность происходящего в..лнует и уд..вляет вызывая радостное (не)доумение. 3) Всё вокруг белое, покрытое пуш..стым, сверкающим снегом. 4) Если взять в руки немного снега, он сверкает,как бри..иант на со..нце. 5) Снег падая с деревьев напоминает стекля..ый дождь.
V. Работа по развитию связной речи
1. Работа с репродукцией картины И. И . Ш ишкина «Зимний лес»
??Рассмотрите репродукцию картины И. И. Шишкина «Зимний лес». Подберите слова для её описания.
2. Написание сочинения-описания «Зимний лес»
??Используя материал урока, напишите сочинение — описание зимнего леса.
Пример сочинения
Как замечательно в зимнем лесу! Непотревоженная тишина зачаровывает и успокаивает. Всё вокруг белое, покрытое пушистым, сверкающим снегом. Лёгкий ветерок, и снег, падая с деревьев, напоминает стеклянный дождь. Если взять его в руки, сверкает, как бриллиант на солнце. Мороз. Скрипит и хрустит под ногами. Небо чистое, голубое. Деревья спят, лес задумался. Сказочная неправдоподобность происходящего волнует и удивляет, вызывая радостное недоумение.
VI. Домашнее задание
Повторить теоретический материал о причастии и деепричастии.
Написать сочинение-миниатюру «Зима», используя причастия и деепричастия.