Использование причастий и деепричастий в речи. «Путешествие в зимний лес». 8-й класс

Ю. В. Вайленко, учитель русского языка Павловской ООШ І–ІІІ ст., Белокуракинский р-н, Луганская обл.


Цели:
  • обучающие: формировать навыки правильного правописания и употребления в речи причастий и деепричастия, выделения запятыми причастных и деепричастных оборотов;
  • развивающие: развивать культуру устной и письменной речи; расширять словарный запас учащихся; развивать творческие способности детей;
  • воспитательные: прививать любовь к природе.
 
Оборудование: портреты А. С. Пушкина и И. А. Бунина, таблица «Типы речи», карточки для игры «Светофор», памятка «Правила работы в группе», репродукция картины И. И. Шишкина «Зимний лес».
 
Тип урока: урок закрепления навыков правописания.
 
 
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
И. А. Бунин
 
 
Ход урока
 
І. Организационный момент
 
 
ІI. Актуализация опорных знаний
 
1. Проверка домашнего задания
 
2. Игра «Компетентность»
(Учитель задаёт вопрос и даёт ответ. Кто согласен, поднимает карточку зелёной стороной вперёд, кто нет — красной.)
 
У ч и т е л ь. «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зелёная. Красный сигнал означает «Я не согласен!»; зелёный сигнал — «Согласен!».
  • Причастие отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший? Да? (Да)
  • ??Причастие имеет признаки глагола и наречия. Да? (Нет)
  • ??Суффиксы причастия: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ем, -им, -ом, -вш, -ш, -енн, -нн, -т. Да? (Да)
  • ??Причастие согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. Да? (Да)
  • ??Причастный оборот всегда на письме выделяется запятой. Да? (Нет)
  • ??Все причастия делятся на две группы: действительные и страдательные. Да? (Да)
  • Причастие имеет только полную форму. Да? (Нет)
  • Причастие всегда пишется с одной буквой н. Да? (Нет)
  • Деепричастие имеет окончание. Да? (Нет)
  • Деепричастный оборот всегда на письме выделяется запятой. Да? (Да)
  • Суффиксы деепричастия: -а, -я, -в, -вши, -ши. Да? (Да)
  • Деепричастия делятся на две группы: совершенного и несовершенного вида. Да? (Да)
 
 
ІII. Сообщение темы и целей урока
 
1. Слово учителя
— Сегодня у нас урок — путешествие в зимний лес, на котором повторим правописание и образование причастий и деепричастий, использование их в письменной речи, закрепим навыки правописания суффиксов причастий и деепричастий. Чаще всего причастия и деепричастия используют в художественной литературе для описания природы. Поэтому не удивительно, что сегодня будем описывать зимний лес.
 
2. Работа с памяткой «Правила работы в группе» и распределение ролей: лидер, секретарь, докладчик, посредник
 
3. Работа с эпиграфом урока
Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина.
 
Словарная работа
??Объясните значение выделенного слова. При затруднении обратитесь к словарю.
 
Сквозной — неплотный, просвечивающий. (Словарь С. И. Ожегова)
 
Методический комментарий. И. А. Бунин (1870–1953) родился в Воронеже, в старинной дворянской семье. Первые стихотворения опубликовал в 1887 г., после чего стал печататься во многих журналах и газетах. В его произведениях отразилась любовь поэта к России, к родной земле. В 1933 г. стал лауреатом Нобелевской премии.
 
Объясните постановку знаков препинания в данном отрывке.
а) Сложное предложение. Две грамматические основы: убаюкала вьюга и заснул он.
б) Однородные члены предложения: сквозной, неподвижный, белый.
в) Причастный оборот: засыпанный вьюгой.
 
 
IV. Основная часть
 
1. Физкультминутка для пальцев
(Учащиеся показывают на пальцах ответы на вопросы.)
  • ??Сколько стилей речи вы знаете?
  • ??Сколько типов речи вы знаете?
  • ??Сколько частей речи вы знаете?
  • ??Сколько самостоятельных частей речи вы знаете?
  • ??Сколько служебных частей речи вы знаете?
  • ??Сколько особых частей речи?
  • ??Сколько членов предложения вы знаете?
  • ??Сколько основных способов образования новых слов?
  • ??Сколько падежей в русском языке?
 
2. Блиц-опрос
  • ??Почему среди частей речи нет причастия и деепричастия? (Потому что это особые формы глагола.)
  • ?Как вы думаете, какой стиль речи мы будем использовать сегодня на уроке, описывая зиму? (Художественный)
  • ??Назовите тип речи, который отвечает на вопрос каков предмет? (Описание)
 
3. Выборочный диктант (работа в группах)
  • ??Прочитайте отрывки из стихотворений. Кто автор этих текстов? Что вы знаете об этом поэте?
  • ??Выпишите деепричастия и деепричастные обороты.
 
 
«Зимний вечер»
 
Буря мгою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
 
 
 
«Зимнее утро»
 
Под голубыми ж небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
 
* * *
 
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Неторопливого коня.
 
 
«Евгений Онегин»
 
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
 
 
 
4. Словарная работа
 
Выпишите выделенные слова. Пользуясь словарём С. И. Ожегова, определите лексическое значение этих слов.
 
Дровни — крестьянские сани без кузова для перевозки дров, грузов.
 
Облучок — сиденье для кучера в передке экипажа.
 
Кушак — пояс, обычно широкий, матерчатый.
 
 
5. Тренинг ассоциативного мышления
 
??Опишите свои ассоциации, связанные со словосочетанием зимний лес.
 
Зимний лес
Снег
(сверкающий,
пушистый)
Деревья
(засыпанные
снегом)
Мороз
(трескучий)
 
6. Анализ ассоциативных рядов
Подберите средства художественной выразительности для описания зимнего леса.
 
Эпитеты: снег (какой?) — сверкающий, искристый.
 
Олицетворения: деревья спят, лес задумался.
 
Сравнение: лежит (как?) — как покрывало; словно накидка. Снег сыпался, как стеклянный дождь; сверкает (как?) — как бриллианты на солнце; словно огоньки.
 
 
7. Грамматический аукцион (работа в группах)
??Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, исправьте ошибки, раскройте скобки. (Эти предложения можно использовать в сочинении.)
 
1) (Не)потревоженная тишина леса зач..ровывает и усп..каивает. 2) Сказочная (не)правоподобность происходящего в..лнует и уд..вляет вызывая радостное (не)доумение. 3) Всё вокруг белое, покрытое пуш..стым, сверкающим снегом. 4) Если взять в руки немного снега, он сверкает,как бри..иант на со..нце. 5) Снег падая с деревьев напоминает стекля..ый дождь.
 
 
V. Работа по развитию связной речи
 
1. Работа с репродукцией картины И. И . Ш ишкина «Зимний лес»
??Рассмотрите репродукцию картины И. И. Шишкина «Зимний лес». Подберите слова для её описания.
 
2. Написание сочинения-описания «Зимний лес»
??Используя материал урока, напишите сочинение — описание зимнего леса.
 
Пример сочинения
Как замечательно в зимнем лесу! Непотревоженная тишина зачаровывает и успокаивает. Всё вокруг белое, покрытое пушистым, сверкающим снегом. Лёгкий ветерок, и снег, падая с деревьев, напоминает стеклянный дождь. Если взять его в руки, сверкает, как бриллиант на солнце. Мороз. Скрипит и хрустит под ногами. Небо чистое, голубое. Деревья спят, лес задумался. Сказочная неправдоподобность происходящего волнует и удивляет, вызывая радостное недоумение.
 
 
VI. Домашнее задание
 
Повторить теоретический материал о причастии и деепричастии.
 
Написать сочинение-миниатюру «Зима», используя причастия и деепричастия.
Dounload PDF

Відгуки читачів