С. Козлов «Ежикина скрипка». Урок литературного чтения в 3-м классе

Н. В. Волынкина, учитель начальных классов, специалист I категории, УВК № 8, г. Харьков


Тема. С. Козлов «Ежикина скрипка»
 
Цель: ознакомить учащихся с рассказом С. Козлова; развивать навыки выразительного осознанного чтения; развивать умение ориентироваться в тексте, воображение, память, связную речь учащихся; формировать умение инсценировать стихотворный текст, изображать с помощью мимики и жестов мелодию песни, навыки предугадывания, выборочного чтения; умение выражать и аргументировать свои мысли; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, интерес к музыке.
 
Оборудование: иллюстрации «Мимика лица», «Ежик-музыкант», «Ежик-певец»; иллюстрации для инсценирования стихотворения В. Суслова «Два ежа»; распечатка песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
 
 
Ход урока
 
I. Организация класса
 
 
II. Актуализация учебной деятельности
 
1. Чтение домашней книги:
  • про себя;
  • вслух;
  • взаимопересказывание.
 
2. Робота над скороговоркой
 
У елки иголки колки.
  • Чтение скороговорки учителем;
  • проговаривание вместе с учителем;
  • проговаривание под определенный темп (постукивание);
  • работа над четкой артикуляцией;
  • увеличение темпа;
  • чтение скороговорки наизусть учениками по желанию (3 ученика).
 
3. И нсценировка стихотворения В. Суслова «Два ежа» 
(Название учитель не оглашает.)
 
1 - й у ч е н и к
Однажды раннею весной
Пришел к ребятам еж лесной.
Из леса прямо в третий класс...
 
2 - й у ч е н и к
Ну, как дела идут у вас?
Готов помочь вам чем-нибудь:
Кто заслужил — могу кольнуть,
Кто спит за партой — разбужу!
 
1 - й у ч е н и к
Но отвечает класс ежу...
 
3 - й у ч е н и к
У нас и свой найдется «Еж»!
Совсем как ты!
Точь-в-точь похож!
Он в стенгазете третий год...
У нас над партами живет.
Ты почитай — и сам поймешь.
 
2 - й у ч е н и к
Прочту!
 
1 - й у ч е н и к
Лесной ответил еж.
Стоит, читает все подряд:
Картинки есть,
Стихи ребят,
Нашел редактора портрет...
А вот колючек — нет как нет!
Такой в газете странный «Еж» —
На нем иголки не найдешь!
Стоит, подстрижен и побрит,
Лепечет, а не говорит...
Для всех лентяев в классе
Он вовсе безопасен.
Газету трубочкой свернул
Лесной колючий ежик,
Да как редактора кольнул —
Ни встать, ни сесть не может!
 
 
III. Из учение нового ма териала
 
1. Слово учителя
— Ребята, вы прослушали стихотворение «Два ежа». И сегодня на уроке мы тоже познакомимся с двумя очень талантливыми ежами. 
 
Первый еж — скрипач. Откройте учебник на с. 165.
 
2. Восприятие текста «Ежикина скрипка» (под фонограмму)
— Приготовьтесь отвечать на вопросы.
 
1) Беседа с элементами выборочного чтения.
— Какую мелодию захотел придумать ежик? (С. 165, 5-й абзац «Надо придумать»)
— Кто пришел послушать ежика? (Своими словами, а затем — выборочное чтение; с. 166, 1-й абзац, «И после на ежика...»).
 
2) Чтение текста (отрывок) по ролям.
— Прочитаем беседу ежика с другими обитателями леса. (с. 166 «Вы немножко...», заканчивая с. 167, «Ежик... не отсырела».)
 
Роли: автор, ежик, комар, два кузнечика, два муравья, один муравей.
 
3) Чтение последнего абзаца (с. 167) по разметке.
— Какие выражения из этого абзаца вам показались очень выразительными, интересными? (Ответы учащихся.)
 
3. Работа с дополнительной литературой («Тропинка»)
 
Рассказ Н. Сладкова «Поющий еж» (с. 150–151).
 
Ежик — друг детства. Все его знают, все его любят... О нем, кажется, все известно. Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать — грозно пыхтит и поддает иголками. А если не трогать, то скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глаза. Нет никого — покатится колобком.
 
Ну а если домой взять да приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет. И иголки его в одну сторону лягут — хоть гладь, как котенка. Станет совсем домашним, этакий топтун-хлопотун. И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька есть тайна.
 
Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что еж, будто бы, весною... поет! Да не как там-нибудь, а по-настоящему, чем-то похоже на птицу. Сам я поющего ежа не слыхал. Но рассказы об этом слышал не раз. Непременно бы надо проверить. Может, из вас кто слышал ежиное пение? Тогда расскажите нам.
 
1) Восприятие текста под фонограмму.
— Приготовьтесь выборочно читать рассказ, используя определенную мимику.
 
2) Выборочное чтение текста с использованием наглядного пособия.
— Зачитайте абзац, который можно прочитать с таким выражением лица. (№ 2 — 1, 2 абзац;
№ 3 — два последних абзаца.)
 
 
 
 
IV. Физкультминутка
 
Ежик
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
 
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
 
 
V. Закрепление материала
 
1. Тестирование
— Проверим с помощью тестирования, что вы запомнили на уроке.
 
1) Ежик стал мастерить: дудочку, скрипку, губную гармошку? (Скрипку)
2) «И посмотреть на ежика собрались 30 муравьев, 2 кузнечика и 1... (комар)».
3) Как называлась мелодия ежика — «Полночь» или «Полдень»? («Полдень»)
4) Ежик вступает в бой с ужом, змеей, гадюкой? (Гадюкой)
5) У зверька есть тайна. Он... (поет).
6) «Станет совсем домашним, этакий... (Топтун-хлопотун)».
 
2. И сполнение песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова) с жестикуляцией
— Эту песню в мультфильме «Трям, здравствуй!» исполнял ежик со своим другом медвежонком. Сегодня на уроке два ежика пели и играли на скрипке для нас, а сейчас мы исполним песню для ежиков.
 
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката,
Облака из не ведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
 
 
Припев:
Облака — белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
 
Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звезд на небосклоне,
К нам неслышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.
 
Припев (последние 2 строки — 2 раза).
 
 
VI. Итог урока
Цветовое, словесное восприятие характера урока учащимися. (Иллюстрации — на доске с обозначением цифр.)
 
На листках ученики выполняют задание, указав свою фамилию.
 
Задание 1. Поставьте соответствующую цифру возле 1-го пункта. Какой текст вам запомнился и понравился больше всего?
1) «Еж-скрипач»;
2) «Просто еж».
 
Задание 2. Нарисуйте фигуру:
урок очень понравился;
просто понравился;
есть замечания.
 
Задание 3. Напишите слово, которое помогло бы дать характеристику уроку (любое прилагательное). Каким был урок, по вашему мнению?
 
 
VII. Домашнее задание
 
Подготовить иллюстрацию на темы: «Еж-скрипач», «Еж-певец».
 
Подготовиться к выразительному чтению (с. 165–167).
 
 
Литература
  1. Лапшина И. Н., Попова Т. Д. Литературное чтение. Русский язык. 3 класс.— К. : Видавничий дім «Освіта», 2013.
  2. Бондаренко Л. А. Тропинка. Русский язык обучения.— К. : Освіта, 1995.
 
   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 9819
 
Догори