Передплатну кампанію на 2019 рік розпочато!

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

С. Козлов «Ежикина скрипка». Урок литературного чтения в 3-м классе

Н. В. Волынкина, учитель начальных классов, специалист I категории, УВК № 8, г. Харьков


Тема. С. Козлов «Ежикина скрипка»
 
Цель: ознакомить учащихся с рассказом С. Козлова; развивать навыки выразительного осознанного чтения; развивать умение ориентироваться в тексте, воображение, память, связную речь учащихся; формировать умение инсценировать стихотворный текст, изображать с помощью мимики и жестов мелодию песни, навыки предугадывания, выборочного чтения; умение выражать и аргументировать свои мысли; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, интерес к музыке.
 
Оборудование: иллюстрации «Мимика лица», «Ежик-музыкант», «Ежик-певец»; иллюстрации для инсценирования стихотворения В. Суслова «Два ежа»; распечатка песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
 
 
Ход урока
 
I. Организация класса
 
 
II. Актуализация учебной деятельности
 
1. Чтение домашней книги:
  • про себя;
  • вслух;
  • взаимопересказывание.
 
2. Робота над скороговоркой
 
У елки иголки колки.
  • Чтение скороговорки учителем;
  • проговаривание вместе с учителем;
  • проговаривание под определенный темп (постукивание);
  • работа над четкой артикуляцией;
  • увеличение темпа;
  • чтение скороговорки наизусть учениками по желанию (3 ученика).
 
3. И нсценировка стихотворения В. Суслова «Два ежа» 
(Название учитель не оглашает.)
 
1 - й у ч е н и к
Однажды раннею весной
Пришел к ребятам еж лесной.
Из леса прямо в третий класс...
 
2 - й у ч е н и к
Ну, как дела идут у вас?
Готов помочь вам чем-нибудь:
Кто заслужил — могу кольнуть,
Кто спит за партой — разбужу!
 
1 - й у ч е н и к
Но отвечает класс ежу...
 
3 - й у ч е н и к
У нас и свой найдется «Еж»!
Совсем как ты!
Точь-в-точь похож!
Он в стенгазете третий год...
У нас над партами живет.
Ты почитай — и сам поймешь.
 
2 - й у ч е н и к
Прочту!
 
1 - й у ч е н и к
Лесной ответил еж.
Стоит, читает все подряд:
Картинки есть,
Стихи ребят,
Нашел редактора портрет...
А вот колючек — нет как нет!
Такой в газете странный «Еж» —
На нем иголки не найдешь!
Стоит, подстрижен и побрит,
Лепечет, а не говорит...
Для всех лентяев в классе
Он вовсе безопасен.
Газету трубочкой свернул
Лесной колючий ежик,
Да как редактора кольнул —
Ни встать, ни сесть не может!
 
 
III. Из учение нового ма териала
 
1. Слово учителя
— Ребята, вы прослушали стихотворение «Два ежа». И сегодня на уроке мы тоже познакомимся с двумя очень талантливыми ежами. 
 
Первый еж — скрипач. Откройте учебник на с. 165.
 
2. Восприятие текста «Ежикина скрипка» (под фонограмму)
— Приготовьтесь отвечать на вопросы.
 
1) Беседа с элементами выборочного чтения.
— Какую мелодию захотел придумать ежик? (С. 165, 5-й абзац «Надо придумать»)
— Кто пришел послушать ежика? (Своими словами, а затем — выборочное чтение; с. 166, 1-й абзац, «И после на ежика...»).
 
2) Чтение текста (отрывок) по ролям.
— Прочитаем беседу ежика с другими обитателями леса. (с. 166 «Вы немножко...», заканчивая с. 167, «Ежик... не отсырела».)
 
Роли: автор, ежик, комар, два кузнечика, два муравья, один муравей.
 
3) Чтение последнего абзаца (с. 167) по разметке.
— Какие выражения из этого абзаца вам показались очень выразительными, интересными? (Ответы учащихся.)
 
3. Работа с дополнительной литературой («Тропинка»)
 
Рассказ Н. Сладкова «Поющий еж» (с. 150–151).
 
Ежик — друг детства. Все его знают, все его любят... О нем, кажется, все известно. Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать — грозно пыхтит и поддает иголками. А если не трогать, то скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глаза. Нет никого — покатится колобком.
 
Ну а если домой взять да приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет. И иголки его в одну сторону лягут — хоть гладь, как котенка. Станет совсем домашним, этакий топтун-хлопотун. И вот оказывается, что у этого знакомого всем зверька есть тайна.
 
Говорил мне один лесник, человек наблюдательный и правдивый, что еж, будто бы, весною... поет! Да не как там-нибудь, а по-настоящему, чем-то похоже на птицу. Сам я поющего ежа не слыхал. Но рассказы об этом слышал не раз. Непременно бы надо проверить. Может, из вас кто слышал ежиное пение? Тогда расскажите нам.
 
1) Восприятие текста под фонограмму.
— Приготовьтесь выборочно читать рассказ, используя определенную мимику.
 
2) Выборочное чтение текста с использованием наглядного пособия.
— Зачитайте абзац, который можно прочитать с таким выражением лица. (№ 2 — 1, 2 абзац;
№ 3 — два последних абзаца.)
 
 
 
 
IV. Физкультминутка
 
Ежик
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
 
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
 
 
V. Закрепление материала
 
1. Тестирование
— Проверим с помощью тестирования, что вы запомнили на уроке.
 
1) Ежик стал мастерить: дудочку, скрипку, губную гармошку? (Скрипку)
2) «И посмотреть на ежика собрались 30 муравьев, 2 кузнечика и 1... (комар)».
3) Как называлась мелодия ежика — «Полночь» или «Полдень»? («Полдень»)
4) Ежик вступает в бой с ужом, змеей, гадюкой? (Гадюкой)
5) У зверька есть тайна. Он... (поет).
6) «Станет совсем домашним, этакий... (Топтун-хлопотун)».
 
2. И сполнение песни «Облака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова) с жестикуляцией
— Эту песню в мультфильме «Трям, здравствуй!» исполнял ежик со своим другом медвежонком. Сегодня на уроке два ежика пели и играли на скрипке для нас, а сейчас мы исполним песню для ежиков.
 
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката,
Облака из не ведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
 
 
Припев:
Облака — белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
 
Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звезд на небосклоне,
К нам неслышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.
 
Припев (последние 2 строки — 2 раза).
 
 
VI. Итог урока
Цветовое, словесное восприятие характера урока учащимися. (Иллюстрации — на доске с обозначением цифр.)
 
На листках ученики выполняют задание, указав свою фамилию.
 
Задание 1. Поставьте соответствующую цифру возле 1-го пункта. Какой текст вам запомнился и понравился больше всего?
1) «Еж-скрипач»;
2) «Просто еж».
 
Задание 2. Нарисуйте фигуру:
урок очень понравился;
просто понравился;
есть замечания.
 
Задание 3. Напишите слово, которое помогло бы дать характеристику уроку (любое прилагательное). Каким был урок, по вашему мнению?
 
 
VII. Домашнее задание
 
Подготовить иллюстрацию на темы: «Еж-скрипач», «Еж-певец».
 
Подготовиться к выразительному чтению (с. 165–167).
 
 
Литература
  1. Лапшина И. Н., Попова Т. Д. Литературное чтение. Русский язык. 3 класс.— К. : Видавничий дім «Освіта», 2013.
  2. Бондаренко Л. А. Тропинка. Русский язык обучения.— К. : Освіта, 1995.
 
Dounload PDF

Відгуки читачів