Задания весёлого Кроша. Занятие-игра.

Конспект комплексного индивидуального занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста, имеющим диагноз РДА (ранний детский аутизм)

Н. А. Червякова, г. Артёмовск, Донецкая обл.


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
Коррекционно-развивающие задачи: развивать сенсорные системы (зрительную, обонятельную, слуховую и тактильную); продолжать работать над устойчивостью и переключением внимания, зрительной и слуховой долговременной памятью, наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим мышлением; стимулировать развитие мелкой моторики пальцев рук; развивать вестибулярную систему — сохранение баланса и положения тела.
 
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить сенсорные эталоны — плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), цвет и величину (высокий — низкий), пространственное расположение предметов; упражнять ребёнка в ориентировании на плоскости листа, в выполнении задания по словесной инструкции, по инструкции-схеме; закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 3; продолжать формировать временные представления (признаки осени).
 
Речевая работа: формировать развёрнутую фразу; закреплять навыки правильного употребления предлогов «над», «под», «между», слов-понятий «слева», «справа»; формировать умение составлять предложение со словами «потому что», отвечая на вопрос; упражнять в правильном произношении звука [ш].
 
Коррекционно-воспитательные задачи: продолжать формировать навыки социально-бытовой адаптации (развитие речи, навыки самообслуживания и самоорганизации); способствовать установлению доверительных отношений с ребёнком.
 
Материал: карта кабинета, чёрно-белая схема для выкладывания картинки из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, карандаши трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), карточки с цифрами, фитбол, геометрические фигуры со шнуровкой, иллюстрация «Осень» (формат А4), яблоко, изображение Кроша.
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ.
 
  • Игровой момент. Мотивация деятельности ребёнка
На магнитной доске изображение Кроша — героя из мультфильма «Смешарики».
 
Логопед. Какие мультфильмы ты любишь смотреть?
 
— Какой твой любимый мультипликационный герой?
 
— Крош получил по почте необычное письмо-план и просит тебя помочь ему разобраться с ним. Посмотри на схему и попробуй найти в комнате конверты, обозначенные цветными кругами. Небольшая подсказка для тебя: круги на конвертах и предметах — одинакового цвета.
 
  • Дидактическая игра «Выложи по образцу»
Логопед. Наступила осень, а у Кроша нет тёплого и уютного домика, помоги ему и выложи дом по схеме.
 
 
Пользуясь наглядно-схематической инструкцией, выложить картину на альбомном листе из геометрических фигур: дом, две ёлки, пенёк, облако, солнце.
 
Логопед. Из каких геометрических фигур ты выкладываешь домик?
— Какой формы дверь у домика?
— Какого цвета крыша у домика?
— Что находится слева от домика?
— Из каких геометрических фигур ты выложил ёлочку?
— Какого цвета ёлочка?
— А какая она по величине — высокая или низкая?
— А теперь посмотри, где находится высокая ёлочка.
— Что находится под высокой ёлкой?
— Что находится между высокой и низкой ёлками?
— Что находится над домом слева?
— А что — над домом справа?
— Какой формы тучка?
— Какой формы солнышко?
— Как ты думаешь, понравится Крошу такой домик? А почему понравится?
 
 
  • C. Дидактическое упражнение «Сосчитай предметы»
Логопед. Попробуй сам найти по схеме следующее задание с жёлтым кружочком.
— Крош ещё не умеет считать и просит тебя помочь ему сосчитать карандаши.
— Посчитай, сколько всего карандашей.
— Найди цифру, которая обозначает количество карандашей, и назови её.
— А теперь посчитай их по порядку слева направо.
— Какой по порядку красный карандаш? жёлтый? зелёный?
— А как ты думаешь, если посчитать карандаши по порядку с другой стороны, каким по счёту будет красный карандаш? жёлтый? зелёный?
 
 
  • Упражнение на развитие мелкой моторики «Шнуровка» 

Логопед. Крош растерял геометрические фигуры, помоги ему собрать их с помощью шнуровки.

 

  • Физкультпауза «Качание на фитболе»

 

  • Дидактическая игра «Нелепица»
Логопед. Найдёшь сам в кабинете задание с синим кружочком?
— Крош с друзьями нарисовал картину и просит тебя назвать время года.
— Как ты думаешь, какое время года здесь нарисовано?
— Почему ты думаешь, что осень?
— Посмотри, сколько листочков опадает с осенних деревьев. Как шуршат осенние листья?
 
Ребёнок. Ш-ш-ш-ш!
 
Логопед. Посмотри внимательно, нет ли здесь ошибки? Может быть, нарисовано что-то лишнее?
 
На картине изображены санки и снеговик. Ребёнок отвечает, убирает с картины лишние объекты.
 
  • Итог занятия
Логопед. Ты выполнил все задания Кроша.
— Какое задание тебе понравилось больше всего?
— Почему?
— А ты помнишь, из каких геометрических фигур выкладывал домик Кроша?
— А сколько карандашей сосчитал для Кроша?
— Какое время года было изображено на картине?
 
  • Упражнение «Угадай по запаху»
Логопед. Молодец, ты справился со всеми заданиями, и друзья приготовили тебе сюрприз, а что это — ты должен узнать по запаху. (В салфетку завёрнуто яблоко.)
 
— Смешарики оставляют тебе на память рисунок со своим общим портретом, который ты можешь раскрасить.
Dounload PDF

Відгуки читачів