Об интеллектуальном здоровье через призму проектной деятельности

Е. А. Панова, Луганская обл.


Интеллект развивается годами... На разных стадиях обучения мозг должен пройти определённые этапы развития...

Порядок развития интеллекта нельзя изменить, и увеличить скорость прохождения этапов развития также невозможно...

Ребёнок овладевает всеми необходимыми навыками, когда для этого наступит подходящее время...

Аллен Д. Брегдон

 

 

Ни для кого из моих коллег не секрет, что сегодня проектная деятельность уверенно набирает обороты и активно внедряется в работу педагогов, которые постоянно находятся в творческом поиске эффективного решения педагогических задач.

 

Много сказано и написано о методе проектов. Одни педагоги являются сторонниками этого метода, другие воздерживаются, третьи убеждены в том, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться панацеей, а может использоваться как дополнение к другим видам обучения. Каждый имеет право слушать и быть услышанным.

 

Для меня, как учителя, стали интересными идеи Е. А. Косоговой, изложенные в пособии «Метод проектов в практике современной школы». Я благодарна авторуза доступность, последовательность и практическую направленность её работы. Рекомендации и идеи автора помогли мне в решении очень важной задачи — повышении качества знаний учащихся класса, руководителем которого являюсь, укреплении их интеллектуального здоровья.

 

Два года я проработала с коллективом учащихся, которые пришли в основную школу с хорошим запасом учебных умений и навыков, хорошим качеством знаний; у них без сбоев прошёл адаптационный период в пятом классе, дети показали хорошие результаты в I и во II семестрах, многие улучшили свои результаты. Казалось, что и дальше должно быть всё хорошо. Но, когда дети пришли в 6 класс после летних каникул, достигнутые в предыдущем учебном году результаты стали «улетучиваться». Несобранность, недобросовестная подготовка к урокам привели к критическому снижению успеваемости. Ни многочисленные беседы педагогов и психолога с учащимися, ни совместные родительские собрания по вопросу качества знаний не имели положительных результатов. Вспомнились слова нашего великого педагога В. А. Сухомлинского, который в одной из своих работ писал: «Все наши замыслы, все поиски, планы превращаются в пыль, когда ученик не желает учиться».

 

Результаты I семестра 6 класса поразили и подтвердили опасения: всего лишь три человека из десяти бывших «хорошистов» закончили семестр на достаточном уровне, хотя средний балл успеваемости класса по всей школе был самым высоким.

 

Я не могу передать отчаянья, в котором я находилась несколько дней: боль, досада за нереализованные возможности моих воспитанников, их пассивность. Эта ситуация стала толчком к поиску эффективных путей решения проблемы. Проведя глубокий мониторинг качества знаний по предметам каждого учащегося с момента их первой аттестации, т. е. со 2 класса, я составила индивидуальные графики качества знаний, познакомила с их содержанием каждого ученика и его родителей, что, конечно же, всех озадачило. Ребята осознали, что ленились и не приложили усилий. После совместного анализа и нескольких моих предложений мы с детьми пришли к единогласному решению в корне изменить ситуацию и принять участие в классном комплексном, информационно-исследовательском проекте «Моё интеллектуальное здоровье». На помощь позвали нашего школьного практического психолога, которого заинтересовали идеи проектной деятельности, и начали совместную работу: классный руководитель — ученики — родители —психолог.

 

Задачи классного руководителя по проекту:

  • изучение причин снижения успеваемости учащихся 6 класса;
  • нахождение эффективных путей её повышения;
  • совместная деятельность педагогов школы и родителей учащихся по вопросу укрепления интеллектуального здоровья шестиклассников.

 

Психолог поставил цели:

  • способствовать стремлению шестиклассников к самовоспитанию и самообразованию через практические и тренинговые занятия;
  • формировать у них сознательное отношение к учёбе;
  • составить рекомендации учащимся по повышению эффективности обучения.

 

Был проведен цикл мероприятий по организации проектной деятельности, разъяснению актуальности данного вопроса, после чего определены этапы работы и распределены поручения между участниками проекта. Проработав огромное количество литературы, выбрали то, что подходит нам. Хорошим подспорьем в работе стало пособие А. Г. Дербенёва «Всё про мотивацию», которое помогло нам с психологом найти пути решения нашей проблемы, так как мы разделяем убеждение автора в том, что фактор мотивации для успешного обучения является более значимым, чем фактор интеллекта. Также мы разделяем мнение психологов, что любой школьный класс является неоднородным, поскольку учащиеся, как и все люди, различаются по многим параметрам:

  • способность к овладению учебным материалом;
  • способность к общению в группе;
  • интеллектуальные способности;
  • опыт обучения;
  • мотивация к изучению учебного предмета;
  • стиль учения;
  • особенности характера и интересы;
  • уверенность в своих возможностях;
  • способность к самодисциплине.

 

Необходимо также учитывать, что интеллект развивается в процессе учебно-познавательной деятельности.

 

Анкетирование по определению уровня школьной мотивации показало, что 5 учащихся из 21 имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, у 1 хорошая школьная мотивация, у 12 позитивное отношение к школе, и у 3 низкая школьная мотивация.

 

Следующим шагом стал тест-опрос, который помог определить уровни внутренней мотивации, влияющие на эффективность обучения.

 

В тест-опрос входило 20 суждений и 4 варианта ответа. Ответы в виде плюсов и минусов заносили в специальный бланк ответов, результаты обрабатывали соответственно ключу.

 

Детям было предложено откровенно ответить на все вопросы. Для них это было сложно: 20 вопросов, 16 предметов, но, на мой взгляд, они честно справились с заданием.

 

Ни один предмет не набрал по всем вопросам максимального результата в 420 баллов, но следует отметить, что у всех учащихся доминирует внутренняя мотивация к 9 предметам на высоком уровне и к остальным семи — на среднем. Важно, что дети понимают и высоко оценивают значимость каждого учебного предмета, ценность знаний, понимают, что нужно знать больше, что знания важнее, чем оценка, практически единогласно согласны с содержанием учебного плана, предложенного Министерством образования Украины. Результаты этого опроса наводят на глубокие размышления, есть над чем работать и детям, и педагогам. Ещё раз мы убедились, что дети все разные, что их интересы не всегда совпадают с нашими, что отношение к учебным предметам избирательное.Ожидаемый промежуточный 6-го класса результат нашего проекта подтвердился: по итогам II семестра учебного года десять учащихся показали достаточный уровень знании; большинство шестиклассников осмыслило необходимость качественного обучения, о чём свидетельствует высокий результат в рейтинге школы по качеству знаний. Презентация нашего проекта с успехом прошла на семинаре руководителей школ города, который проходил на базе нашей школы. Одобрение мы получили и от родителей класса.

 

Хочется искренне верить, что наш совместный проект затронул души его участников и заставил задуматься над возможностями каждого. Было принято решение продолжить работу в этом направлении в 7 классе, поставив перед собой соответствующие задачи, помня, что интеллект — это совокупность качеств человека, которые обеспечивают его мыслительную деятельность, это способность познавать что-то новое, уметь учиться.

Dounload PDF

Відгуки читачів