Колючий гость

Н. С. Китаева, г. Артемовск, Донецкая обл.


Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в средней группе

 

Программное содержание

Коррекционно-развивающие задачи: развивать тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, тактильную память, устойчивость внимания; формировать зрительное и слуховое внимание, восприятие формы и величины предмета; продолжать формировать мыслительные операции, эмоциональный и речевой контакт со взрослым; обогащать сенсорный опыт детей; активизировать мелкую моторику рук; способствовать преодолению тонуса мышц пальцев рук..

 
Коррекционно-обучающие задачи: уточнить представления детей о жизни леса, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни; закрепить обобщающие понятия «растения», «птицы», «дикие животные»; упражнять в определении формы предмета на ощупь; закрепить геометрическую форму (круг), умение определять величину предметов на ощупь.
 
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение и любовь к природе; формировать позитивное отношение к участию в занятии, умение раскрепощаться и преодолевать двигательную неловкость за счёт активизации эмоциональной сферы и проявления собственного «Я»; воспитывать коммуникативные навыки — взаимодействие между собой, навыки сотрудничества.
 
Речевые задачи: формировать умение составлять связный описательный рассказ о животном по опорным картинкам; обогащать словарь детей обобщающими словами «животные», «птицы», «растения»; закреплять умение определять и называть признаки и свойства предмета.
 
Материал: картинки для составления рассказа, кукла Старичок-лесовичок, цветные карандаши, видео «Ёж» из серии «Лесные сказки».
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
  • Игровой приём. Мотивация деятельности детей
 
В гости к ребятам пришёл Старичок-лесовичок (кукла из кукольного театра).
 
С т а р и ч о к- л е с о в и ч о к. Здравствуйте, ребята! Куда это я попал? Вы знаете, кто я? Посмотрите на меня внимательно и отгадайте, откуда
я пришёл.
 
Игрушка украшена шишками, грибами, листьями. Дети рассматривают и отгадывают, откуда к ним пожаловал гость.
 
С т а р и ч о к- л е с о в и ч о к. Я — Старичок-лесовичок, и живу я в лесу. Вы знаете, что растёт в лесу? (Закрепить обобщающие понятия: деревья, ягоды.)
 
Вдруг у Старичка-лесовичка звонит мобильный телефон (аудиозапись голосов диких животных и птиц: медведя, волка, дятла).
 
С т а р и ч о к - л е с о в и ч о к. Как вы думаете, кто это мне звонит?
 
Дети определяют голоса диких животных и птиц, потом садятся на коврик.
 
 
  • Беседа со Старичком-лесовичком о диких животных
 
Старичок-лесовичок. Назовите диких животных.
— Почему их называют дикими?
— Как вы думаете, они живые или нет? Почему?
 
  • Упражнение «Узнай по описанию»
- Серый, зубастый, злой. Кто это? (Волк)
- Серый, длинноухий, трусливый. Кто это? (Заяц)
- Рыжая, хитрая, пушистая. Кто это? (Лиса)
- Большой, неуклюжий, косолапый. Кто это? (Медведь)
 
  • Упражнение «Лишнее слово»
 
Старичок-лесовичок называет слова, дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат «лишнее» слово (упражнение на определение четвёртого лишнего на слух).
- Волк, лиса, медведь, дятел.
- Сорока, дятел, соловей, заяц.
- Заяц, волк, лиса, калина.
 
С т а р и ч о к- л е с о в и ч о к. Ребята, со мной из лесу пришёл лесной зверёк, но он боится нам показаться. Хотите узнать, кто это? (Ответы детей)
 
  • Упражнение «Волшебный сундучок»
Дети на ощупь определяют, какой формы предмет в сундучке, свойства предмета и его размер (круглый, колючий, маленький).
 
С т а р и ч о к - л е с о в и ч о к. Кто бы это мог быть: круглый, колючий, маленький? (Ответы детей)
(Загадывает загадку.)
 
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонько полежала,
Потом вдруг убежала.
 
Дети отгадывают загадку, и Старичок-лесовичок приглашает их в гости к лесному зверьку (дети садятся на стульчики к монитору).
 
  • Гимнастика для глаз с листочком
  • Просмотр видео «Лесные сказки. Ёжик»
  • Физкультминутка «Ёжик»
Хитрый ёжик-чудачёк
Сшил колючий пиджачок.
100 иголок на груди,
100 иголок позади.
Ходит ёж в лесу по травке,
Натыкает на булавки
Груши, сливы, всякий плод,
Что под деревом найдёт,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.
(Имитация движений)
 
После физкультминутки дети садятся на коврик.
 
  • Составление рассказа-описания «Ёж» по опорным картинкам
С т а р и ч о к - л е с о в и ч о к. Ребята, посмотрите, наш лесной гость уже не боится нас! Только куда подевались его иголочки? (Ответы детей)
 
С т а р и ч о к - л е с о в и ч о к. Наверное, они примялись, пока он ежатам фрукты собирал. Давайте поправим его колючую шубку.
 
Дети «надевают» ежу иголочки.
 
С т а р и ч о к - л е с о в и ч о к. Посмотрите, какой красивый ёж у нас получился! Расскажите, какой наш друг ёжик.
 
Д е т и. Серый, колючий, маленький, бывает круглым, когда свернётся клубочком, и т. д.
 
С т а р и ч о к - л е с о в и ч о к. Мне с моим другом ёжиком пора возвращаться домой. Помогите нам, пожалуйста, найти дорогу, я уже старенький — забыл, как идти, а ёжик — маленький — не знает дороги в лес. Поможете? (Ответы детей)
 
  • Дидактическое упражнение «Дорисуй дорожку»
Поиск закономерностей, закрепление знания цветов и геометрических фигур. (Дети выполняют работу за столом.)
 
  • Итог занятия
Dounload PDF

Відгуки читачів