Думают ли животные?

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 7–8-х классов


Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями функционирования нервной системы у представителей разных видов животного царства; воспитывать гуманное отношение к миру братьев наших меньших, любовь к природе; развивать логическое
мышление, память, коммуникативные навыки, любознательность.
 
Тип мероприятия: комбинированное.
 
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация* в формате PowerРoint.
 
 
Ход мероприятия
 
І. Организация класса. Эмоциональный настрой
 
У ч и т е л ь. Каждый из вас не один раз слышал выражение, что «лучше сто раз подумать, а потом один раз сделать». Сейчас мы попробуем выяснить, касается ли это выражение животных.
 
 
ІІ . Мотивация познавательной деятельности
 
У ч и т е л ь (слайд 1). Карл Маркс говорил: «Паук совершает операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».
 
Сегодняшнее мероприятие приоткроет нам завесу тайны над тем, что же находится «в голове» у животных.
 
Итак, тема сегодняшней нашей встречи — «Думают ли животные?».
 
 
ІІІ. Актуализация опорных знаний
 
У ч и т е л ь. Давайте вспомним, что вы уже знаете из курса «Природоведение», и ответим на следующие вопросы:
 
1. Что такое рефлекс?
2. Как растения реагируют на изменения, происходящие в окружающей среде?
3. Какое строение имеет нервная система животных?
 
 
ІV. Изучение нового материала
 
У ч и т е л ь. Первобытный человек считал, что животные, как и люди, могут любить, страдать, мстить, хитрить, быть терпеливыми и усердными.
 
«Рыба тоже люди, — говорил проводник известного путешественника В. К. Арсеньева Гольд Дерсу Узала. — Его тоже могут говорить, только тихо. Наша его понимай нету» (слайд 2).
 
Такие взгляды не изжиты полностью и в наши дни. Часто даже ученые и писатели ставят себя на место животных и приписывают им свои взгляды и переживания. Религия ставила между человеком и животным непреодолимую пропасть. Церковь утверждает, что Бог вложил душу только в человека, а животные — только живые машины.
 
В конце XIX — начале XX ст. труды русских физиологов И. М. Сеченова и И. В. Павлова, а также зарубежных ученых помогли понять и объяснить многие поступки животных. Главную роль в жизни животных играют безусловные рефлексы: пищеварительный, оборонительный и инстинкт, связанный с продолжением рода.
 
Кто не сумеет добыть пищу и спастись от врага, тот неминуемо погибнет. Диким животным никто не поднесет пищу на блюдечке. Ее надо добыть. Для этого нужно обзавестись вооружением и освоить наиболее удачные приемы охоты. Способы охоты животных поразительны. Они пользуются сетями и ловушками, используют во время охоты мечи и стрелы, электрический ток и яды. Некоторые делают запасы, а некоторые даже разводят «домашний скот».
 
У животных можно поучиться, как защищаться от врагов. Одни из них находят неприступные убежища, другие искусно прячутся, третьи обзавелись грозным оружием. И. П. Павлов также считал важными для животных следующие врожденные рефлексы: свободы и исследовательский. Птица, очутившаяся в клетке, или рыба, только что попавшая в аквариум, часто отказываются от пищи, а иногда даже погибают от голода. Животные не скучают в неволе и не погибают от «тоски по свободе». Животные — не люди, и очеловечивать их поступки не стоит. Просто рефлекс свободы оказывается сильнее пищевого.
 
В природных условиях значение рефлекса свободы велико. Если животное не станет защищаться зубами, когтями или клювом, не попробует убежать, то оно окажется беспомощным в борьбе за существование.
 
1 - й у ч е н и к. Особое любопытство свойственно рыбам. Килька, сайра, кефаль, сардины всегда направляются к источнику подводного освещения (слайд 3). В этом и заключается их исследовательский рефлекс. Рыбы, заметив свет, подплывают ближе, чтобы познакомиться с новым явлением. В зависимости от того, какой рефлекс у рыб превалирует в данный момент, они и ведут себя по-разному. Если возникает оборонительный рефлекс, рыбы немедленно уплывают, а если возникает стайный или пищевой, то они надолго задерживаются в освещенном месте.
 
Цыпленок занимается «гимнастикой» еще в яйце. Ведь он изнутри начинает клевать и сам пробивает окно во внешний мир. Через несколько часов малыш уже бегает и при малейшей опасности спешит спрятаться под материнское крыло (слайд 4).
 
2 - й у ч е н и к. Морские черепахи каждую весну оставляют свои охотничьи угодья и отправляются к песчаным отмелям. За линией прилива они откапывают глубокие ямы и откладывают в них яйца (слайд 5). Закрыв гнездо песком, они уплывают в море. Через месяц из яиц выклевываются черепашки. Путем унаследованных рефлексов они острым шипом, расположенным на морде, пробивают яичную скорлупу (слайд 6).
 
Естественные пищевые рефлексы требуют созревания. Единственная пища взрослого льва — свежее мясо. А львята, вскормленные молоком, не обращают на мясо никакого внимания, пока им не исполнится 20–30 дней (слайд 7). Щенята начинают интересоваться мясом на 18–20-й день после рождения. Охотничьи собаки, такие как сеттер, пойнтер, почувствовав запах дичи, останавливаются, делая специальную стойку. Это унаследованный рефлекс (слайд 8).
 
Дикие собаки, прежде чем броситься на добычу, тоже на мгновение замирают.
 
3 - й у ч е н и к. Условные рефлексы быстро вырабатываются у рыб. К таким рефлексам относят звуковой. Если рыб кормить по звонку, то они будут подплывать на звонок даже при отсутствии пищи. Обычно условные рефлексы у рыб долго не сохраняются, и они очень быстро забывают выученное.
 
Из птиц легче всего обучаются попугаи, вороны, галки, но кое-чему можно научить и кур (слайд 9). Попугаев, ворон и галок даже можно научить считать до десяти. Ворону удавалось выдрессировать так, чтобы из кучек, содержащих много зерен, она съедала определенное количество — одно, три, четыре, пять, шесть. Галка научилась открывать черные коробочки, в которых находилось по два зерна, зеленые, где было по три зерна, и красные, где находилось их более трех. Попугаи различают все семь цветов спектра.
 
Любая лошадь скоро начинает понимать по словам возницы, когда ей надо остановиться или бежать вперед. Управлять ходом лошади можно и вожжами. Лошадей можно научить различать форму предметов — круг, овал, квадрат, треугольник (слайд 10). Они различают все цвета спектра, лишь иногда путая красный с фиолетовым. По мнению других, лошади, как и многие млекопитающие, дальтоники.
 
Из птиц легче всего обучаются попугаи, вороны, галки, но кое-чему можно научить и кур.
 
Очень способные ученики — обезьяны, особенно шимпанзе (слайд 11). Но на их обучение приходится затрачивать больше времени, чем на обучение дельфинов. Обезьяны очень нетерпеливы и легко отвлекаются. Их можно научить сидеть за столом, пользоваться вилкой, ложкой и ножом. Шимпанзе катаются на велосипеде, открывают задвижки и замки, расстегивают и застегивают пряжки. Для человекообразных обезьян характерна исследовательская деятельность. Им все нужно потрогать и пощупать. Некоторые шимпанзе выполняют свыше пятидесяти словесных приказаний, но сами не могут произнести сознательно ни одного слова.
 
Большинству диких животных обучаться не надо. По мере роста они самостоятельно постигают, как лучше спасаться от врагов, как добывать пищу. Но некоторых молодых птиц и зверей коечему должны научить родители.
 
4 - й у ч е н и к. Ласточки и стрижи первое время приносят насекомых птенцам, уже вылетевшим из гнезда, но вскоре они перестают это делать. Подлетев к малышам, они выпускают пищу из клюва. Вначале птенцы часто промахиваются, но потом учатся ловить пищу на лету.
 
Многие поступки у животных заложены от рождения. Новорожденный зайчонок, оставленный матерью, сумеет спрятаться и найти подходящую пищу.
 
И все-таки, думают ли животные? Часто их умственные способности преувеличивают. Бытуют охотничьи истории о щуках и язях, умеющих открывать крышки садков; об умных сазанах, которые сбивают насадку с крючков и спокойно ею лакомятся. Это, конечно, плод человеческого воображения. Умными считают поступки птиц, когда те, притворившись ранеными, уводят врага от гнезда с птенцами.
 
Нельзя отказать в элементарной разумности гончим и борзым собакам. Они не бегут прямо за добычей, а, срезая угол, перехватывают лису или зайца по пути. О подобном поведении борзой собаки Николая Ростова писал Л. Н. Толстой: «Он изо всех старых сил, вытянувшись, сколько мог, тяжело скакал в сторону от зверя наперерез ему».
 
Дельфины проявляют исключительную сообразительность (слайд 12). Они могут доставлять почту в водонепроницаемом пакете с поверхности моря к подводному дому и обратно. В сообразительности с дельфинами соперничают человекообразные обезьяны. Шимпанзе, будучи в клетке, в которой есть хлеб, подманивают этим хлебом кур и пытаются пристукнуть их палкой.
 
 
V. Закрепление знаний
 
У ч и т е л ь. Ребята, так давайте подытожим, думают ли животные. Для этого я предлагаю вам продолжить предложения: «Я считаю, что… может думать. Например…»
 
 
VІ. Подведение итогов мероприятия
 
У ч и т е л ь. Итак, на вопрос «Думают ли животные?» можно ответить: «Да, иногда думают, но по-своему, не так, как человек». Основное отличие мыслительной деятельности животных заключается в том, что у последних есть только первая сигнальная система. Она воспринимает физические раздражители — свет, звук, тепло и запах. А у человека есть вторая сигнальная система. Она действует на основе первой, но раздражителями являются уже не сами явления, а образы и слова, их обозначающие. Эта система позволяет человеку мыслить отвлеченно и воспринимать весь мир не органами чувств, а через слова.
 
 
VІІ . Домашнее задание
Придумать юмористические рассказы по теме «Один день из жизни моего любимого животного».
Dounload PDF

Відгуки читачів