А ви вже оформили передплату на 2019 рік?

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Как научиться управлять собой? Час психолога. 9-й класс

А. Н. Ветошкина, ОШ № 7, г. Донецк


Цель: профилактика суицидального поведения учащихся.
 
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами тренинга.
 
Предполагаемый результат: подростки научатся:
  • анализировать происходящие события с разных точек зрения,
  • подбирать необходимый вариант поведения в какой-либо ситуации;
  • получат представление об ответственности за свой выбор и свое поведение;
  • сформируют позитивный образ собственного «Я».
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
  • Обсуждение правил занятия
1. Правило «00»
2. Правило активности
3. Правило «Я-высказывания»
4. Правило тактичного и доброжелательного отношения
5. Правило «Здесь и сейчас»
6. Правило конфиденциальности
7. Правило предложения только своего участия
 
  • Сообщение темы занятия
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия — «Как научиться управлять собой?». На этом занятии мы поговорим о самоконтроле, научимся правильно и осознанно принимать решения.
 
  • Упражнение «Приветствие...»
Психолог. Сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Для этого вам нужно по очереди продолжить фразу, обращаясь к вашему соседу слева: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому что...».
 
  • Упражнение «История Лиды»
Психолог. Прослушайте ситуацию, представив, что вы главный герой истории, и проанализируйте событие с таких позиций (можно выбрать по одной позиции на участника):
 
Белая — факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
 
Красная — эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу этой проблемы?
 
Черная — осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
 
Желтая — преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
 
Зеленая — исследования, предложения, новые идеи, возможности, альтернативы. Что можно предпринять в нашем случае? Существуют ли альтернативные идеи?
 
Синяя — размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на этом этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в предложенной ситуации.
 
Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду домой. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар.
 
Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок не давал ей покоя. И у школьницы созрел план:
 
«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной.
 
Или сама к нему подойду и предложу снова дружить», — думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы те дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против.
 
— Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! — возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.
 
— Ну, мамуля, мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила.
 
— Нет! — резко сказал отец. — Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать — будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату!
 
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и нескольких подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках — и родители, и Слава.
 
Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь — экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.
 
Психолог. Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст, а вы за 7–10 минут обдумайте свою позицию. Можно сделать записи на листах.
 
Итак, благодарю за ваше мнение. А сейчас, если можно, я обобщу все сказанное словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному — унынием, депрессией, даже самоубийством либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Согласны ли вы с этими словами?
 
Психолог. Теперь предлагаю выработать алгоритм поведения в сложной ситуации.
 
 
Алгоритм поведения в сложных ситуациях
 
1 шаг
Остановись! Неужели всему происходящему цена — моя жизнь?
  • Дать оценку событию.
2 шаг
Найти ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т. е. то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.
  • Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями?
3 шаг
Принять решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…
  • Как буду действовать, что предпринимать?
4 шаг
  • Действуй!
 
 
  • Упражнение «Катастрофа»
Психолог. Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа».
 
Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.
 
На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.
 
Обсуждение занятия
  • Понравилось ли вам наше занятие?
  • Что было легко?
  • Что сложно?
Dounload PDF

Відгуки читачів