Как научиться управлять собой? Час психолога. 9-й класс

А. Н. Ветошкина, ОШ № 7, г. Донецк


Цель: профилактика суицидального поведения учащихся.
 
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами тренинга.
 
Предполагаемый результат: подростки научатся:
  • анализировать происходящие события с разных точек зрения,
  • подбирать необходимый вариант поведения в какой-либо ситуации;
  • получат представление об ответственности за свой выбор и свое поведение;
  • сформируют позитивный образ собственного «Я».
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
  • Обсуждение правил занятия
1. Правило «00»
2. Правило активности
3. Правило «Я-высказывания»
4. Правило тактичного и доброжелательного отношения
5. Правило «Здесь и сейчас»
6. Правило конфиденциальности
7. Правило предложения только своего участия
 
  • Сообщение темы занятия
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия — «Как научиться управлять собой?». На этом занятии мы поговорим о самоконтроле, научимся правильно и осознанно принимать решения.
 
  • Упражнение «Приветствие...»
Психолог. Сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Для этого вам нужно по очереди продолжить фразу, обращаясь к вашему соседу слева: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому что...».
 
  • Упражнение «История Лиды»
Психолог. Прослушайте ситуацию, представив, что вы главный герой истории, и проанализируйте событие с таких позиций (можно выбрать по одной позиции на участника):
 
Белая — факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
 
Красная — эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу этой проблемы?
 
Черная — осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
 
Желтая — преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
 
Зеленая — исследования, предложения, новые идеи, возможности, альтернативы. Что можно предпринять в нашем случае? Существуют ли альтернативные идеи?
 
Синяя — размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на этом этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в предложенной ситуации.
 
Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду домой. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар.
 
Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок не давал ей покоя. И у школьницы созрел план:
 
«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной.
 
Или сама к нему подойду и предложу снова дружить», — думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы те дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против.
 
— Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! — возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.
 
— Ну, мамуля, мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила.
 
— Нет! — резко сказал отец. — Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать — будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату!
 
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и нескольких подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках — и родители, и Слава.
 
Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь — экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.
 
Психолог. Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст, а вы за 7–10 минут обдумайте свою позицию. Можно сделать записи на листах.
 
Итак, благодарю за ваше мнение. А сейчас, если можно, я обобщу все сказанное словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному — унынием, депрессией, даже самоубийством либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Согласны ли вы с этими словами?
 
Психолог. Теперь предлагаю выработать алгоритм поведения в сложной ситуации.
 
 
Алгоритм поведения в сложных ситуациях
 
1 шаг
Остановись! Неужели всему происходящему цена — моя жизнь?
  • Дать оценку событию.
2 шаг
Найти ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т. е. то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.
  • Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями?
3 шаг
Принять решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…
  • Как буду действовать, что предпринимать?
4 шаг
  • Действуй!
 
 
  • Упражнение «Катастрофа»
Психолог. Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа».
 
Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.
 
На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.
 
Обсуждение занятия
  • Понравилось ли вам наше занятие?
  • Что было легко?
  • Что сложно?
Dounload PDF

Відгуки читачів