Твёрдые и мягкие согласные. 2 класс

Д. Т. Ткаченко, г. Енакиево, Донецкая обл.


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

 

Цель:

- закрепить умение различать на слух особенности в звучании твёрдых и мягких согласных и соотносить твёрдость и мягкость согласного с последующей буквой или мягким знаком; развивать фонематический слух;

- воспитывать внимание; обогащать словарный запас; воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

 
Оборудование: слоговые таблицы, предметные картинки по теме, сюжетные картинки по теме «Осень»; раздаточный материал.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
 
Учитель-логопед. Скажи только последнее слово.
Это не кошка, смотри берегись!
Идёт на охоту коварная....
 
Ученики. Рысь.
 
Учитель-логопед
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет...
 
Ученики. Спать.
 
Учитель-логопед
Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята,
Их по счёту ровно...
 
У ч е н и к и. Пять.
 
У ч и т е л ь-л о г о п е д. Солнце греет целый...
 
У ч е н и к и. День.
 
У ч и т е л ь-л о г о п е д. От жары я прячусь...
 
У ч е н и к и. В тень.
 
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сообщение темы занятия.
 
1. Дайте ответы на вопросы
  • Как влияют гласные I ряда на впереди стоящие согласные?
  • Как влияют гласные II ряда на впереди стоящие согласные?
  • Как влияет ь на согласную?
 
2. Прочитайте слоги. Назовите слоги, в которых согласный звучит мягко
У ч е н и к и. Тя-та, тё-то, тю-ту, ти-ты, тэ-те (тя, тё, тю, ти, те)
 
3. Прочитайте слоговые цепочки. Назовите слоги, в которых согласный звучит твёрдо
Са-ся-со-сё; вя-ва-вю-ву.
Запишите слоги с твёрдым согласным.
 
4. Прослушайте сказку «Том и Тим»
Жили-были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твёрдым как звук [т], с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начинается с твёрдых звуков. Он не ел тянучек, но очень любил томатный сок. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал в руки мяч, но с удовольствием пускал мыльные пузыри и играл в морской бой.
 
А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, кругленький и пухлый. Он любил всё то, что начинается с мягких звуков, как его имя: тефтели, леденцы, пирожное, кисель. Братья очень дружили. Когда Тим рисует, Том — раскрашивает. Если Том берёт в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижировать. Они никогда не выбирали одни и те же вещи, поэтому никогда не ссорились. Им ведь не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сласти.
 
Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие.
 
Тим и Том разводят в лесу костёр и делают шалаш.
 
5. Работа над текстом
Учитель-логопед. Кто принёс ветки для шалаша, а кто валежник для костра? Обед готов.
 
Учитель-логопед. Кому придётся по вкусу рис, а кому рыба?
 
У ч е н и к и. Тиму — рис, а Тому — рыба.
Тим — ветки, а Том — валежник.
Словарная работа: «валежник».
 
6. Игра «Помогите Торопыжке»
Работа с карточками. Выпишите слова парами.
Укажите твёрдый и мягкий согласный.
На грядке растёт зелёный люк.
Рабочие забыли закрыть лук.
Дети встали в рад друг за другом.
Алёша был ряд подарку.
Миша был мял ростом.
Скульптор мал в руках глину.
Вова бил очень сильный.
Нападающий был по мячу.
Костя мил руки с мылом.
Медвежонок был очень мыл.
 
7. Физкультминутка
Буратино потянулся
Раз — нагнулся,
Два — прогнулся,
Три — присел
И тихонько на место сел.
 
8. Психофизическое оздоровление
1) Закрыли глазки.
2) Положили голову на парту.
3) Повернули головку на летящую птицу.
4) Дотянулись рукой до воды.
5) Представили, что мы на песке у воды.
 
А теперь похвалите себя, погладьте себя по голове, по сердечку: «Я — самый, самый, самый хороший».
 
9. Составьте схемы 2-х последних предложений
 
10. Разбейте слова на слоги, укажите слог с мягким согласным. (Работа с карточками)
Руки, пуля, Люба, купи, пилы, липы, киты, вилы, Катюша, лимоны, билеты, рукава.
 
11. Чтение стихотворений логопедом
— Определите, какое время года.
 
Листопад, листопад.
Листья жёлтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат —
Скоро голый станет сад.
В. Мирович
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен
 
12. Словарная работа «Листопад»
 
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Вот и закончилось наше путешествие с Томом и Тимом. Эти сказочные персонажи научили нас определять твёрдые и мягкие согласные. Давайте повторим с вами.
 
Перечень предметных картинок: вата, кирпич, пух, дерево, подушка, металл, снег, лёд.
 
У ч и т е л ь-л о г о п е д. Дети, вы хорошо поработали, поэтому вас ждёт сюрприз. (Дети выбирают подарки из волшебного мешочка.)
 
Литература
  1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Т. Т. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда. — М. : Просвещение, 1991.
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов. — М. : Просвещение, 1991.
  3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : книга для логопедов. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
Dounload PDF

Відгуки читачів