Цикл уроков развития связной речи. 8-й класс

С. И. Шкарупа, учитель русского языка и всемирной литературы ООШ І–ІІІ ст., с. Галица, Нежинский р-н, Черниговская обл.


Тема. Урок-память «Юность ушедшая всё же бессмертна…» Интерактивный урок развития речи. Сочинение с элементами описания памятника воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане.

 

Поклянёмся, друзья,

Не забыть тех парней —

Тех, кто жизни отдал

На афганской земле.

Память в сердце о них

Сохраним навсегда.

Из песни «В Шиндаде»

Цели:

  • обучающие: формировать умение составлять устное и письменное высказывание;
  • развивающие: развивать навыки описания памятника: умение систематизировать собранный для сочинения материал; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь учащихся; умение работать в команде; связно излагать свои мысли; выслушивать мнение товарищей; развивать потребность личности в самореализации;
  • воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.

 

Оборудование: презентация к уроку; компьютер, проектор; фотоматериалы, записи воспоминаний воинов-афганцев; стихотворения воинов-афганцев; запись на доске.

 

Ход урока

І. Организационный момент

 

ІІ. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

 

ІІІ. Вступительное слово учителя

 

— Наша встреча посвящается всем прошедшим Афган, дошедшим и недошедшим, ветеранам необъявленной войны, тем, кто принял боевое крещение в краю огня и песка. Мы сегодня будем говорить о памяти, которая соединяет живых и мёртвых, творит историю, делает нас сильнее.

 

Годы идут. Время лечит раны. Но мы будем помнить и беречь бессмертную славу наших земляков — Анатолия Парубца и Валерия Кузьменко, которые не вернулись с афганской войны и чьи имена навеки выгравированы на каменной плите. Сегодня мы будем говорить о них.

 

У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о любимых писателях и учёных, о подвигах в мирном труде и на полях сражений. Наше село — не исключение.

 

Слово «памятник» — от слова «память». Страна, которая забывает свою историю, не имеет будущего. Поэтому на этом уроке мы будем описывать памятник воинам-афганцам.

 

Скупые строки на каменной плите: фамилия, имя, отчество, дата рождения и дата гибели. А ведь за этими буквами и цифрами — чья-то боль, чья-то жизнь, горе их близких, чьи-то несбывшиеся мечты и надежды…

 

IV. Подготовка к написанию сочинения

 

1. Отчёт групп о проделанной работе

Комментарий. Во время подготовки к уроку класс был объединён в четыре группы: «лингвисты», «журналисты», «историки», «краеведы».

 

«Лингвисты» работали со словарями, также им предстоит оценивать ответы других групп, выступая в роли критиков.

 

«Краеведам» было рекомендовано найти материал об истории создания памятника в Нежине и Галице.

 

«Историки» готовили рассказ о взаимоотношениях СССР и Афганистана.

 

«Журналистам» было рекомендовано собрать фотоматериал, взять интервью у тех, кто прошёл Афганистан, побеседовать с родными и близкими, товарищами тех воинов, кто не вернулся.

 

Во время отчёта каждой группы о проделанной работе учащиеся делают краткие записи о собранном материале в черновиках по пунктам плана.

 

На доске записан план сочинения-описания памятника.

 

План

I. История и цифры афганской войны.

II. История создания памятника.

III. Описание памятника.

  1. Скала, символизирующая афганские горы.
  2. О чём рассказала памятная плита.
  3. Рисунок на мраморной плите.
  4. Наши земляки — участники боевых действий.

IV. Воспоминания воинов-афганцев.

 

Учитель. По этому плану сегодня на уроке мы будем устно составлять высказывание с элементами описания памятника, а дома вы сделаете это письменно.

 

Запишите в тетради: «Словарная работа».

 

Предоставляю слово «лингвистам».

 

«Лингвисты». Мы работали с разными словарями: этимологическим (из которого можно узнать о происхождении слова), толковым (где даётся лексическое значение слова), словарём иностранных слов, словарём синонимов, словарём эпитетов. И сейчас прокомментируем слова, которые заранее записали на доске (с целью экономии времени).

 

Афганистан — это название страны. Внимание: буква [эф].

Афганская война — имя нарицательное.

Афганские горы.

Афганцы — жители страны.

Воины-афганцы(в данном случае это не воины из Афганистана, а воины-интернационалисты).

Интернациональный долг — то есть международный.

БМП — бронированная машина пехоты (аббревиатура).

Памятник(кому?) воинам (сущ. в Д. п.).

Памятная плита — синоним словосочетания мемориальная плита.

Монумент — это мемориал.

Постамент — синоним слова пьедестал (от фр. «нога»).

Скульптура.

 

Учитель. Слово предоставляется группе «историков».

 

Ученикам было рекомендовано найти материалы об Афганистане, о взаимоотношениях Советского Союза и Афганистана, о войне 1979–1989 гг.

 

«Историки». Наша группа выяснила, что в 80–90-е гг. XX в. 1/6 часть суши занимал СССР. Его южный сосед — Афганистан — небольшая горная страна, живущая по средневековым законам. Правительства стран заключили договор о мире и дружбе. И жили две страны в добром соседстве. В апреле 1979 г. к власти в Афганистане пришло новое правительство, которое не всем пришлось по душе. И в стране вспыхнула гражданская война. Афганцы — воинственный народ. Они воюют последние 300 лет. Люди рождаются и умирают, не ведая, что такое мир.

 

Правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой об оказании военной помощи. Советские войска вошли в Афганистан.

 

И полетели домой, на Родину, первые похоронки и первые цинковые гробы. А советская страна жила мирной жизнью.

 

Робко писали журналисты о событиях в Афганистане.

 

Граждане Советского Союза, как правило, не догадывались, что в Афганистане идёт самая настоящая война и гибнут наши советские ребята.

 

Учитель. Группе «краеведов» было поручено найти материалы об участниках в афганской войне, об истории создания памятников воинам, погибшим в Афганистане, в Нежине и Галице.

 

Вам слово, исследователи-«краеведы».

 

«Краеведы». Первый памятник героям-афганцам был открыт 15 сентября 1996 г. в Нежине. Это первый памятник воинам-афганцам на Украине работы скульптора Александра Скобликова. Было нелёгкое время. Деньги на памятник собирали буквально по копейке. Две гранитные стелы как скалы далёкой и чужой земли в страдании и скорби поднялись в небо. Их соединяет крест — вечный христианский символ памяти и прощения. На гранитном пьедестале, на фоне выжженных солнцем скал, в последнем рывке в бессмертие вознёсся бронзовый солдат. Он будет всегда напоминать нам, живым, о тех, кто остался на страшной войне. Мы — в вечном долгу перед теми, кто прошёл через неё и для кого она до сих пор жива во снах, мыслях и воспоминаниях. Из Афганистана в Нежинский район не возвратилось шесть молодых, красивых, смелых парней, настоящих сынов Украины: Юрий Брюховец, Валерий Кузьменко, Николай Орёл, Анатолий Парубец, Виталий Пузин, Анатолий Полывко. Их имена навеки выгравированы на каменной плите. Кто знает, кем бы они стали, не оборвись так трагично их жизнь, и чем бы они обогатили свой народ: великой музыкой, крупными научными открытиями или просто честной жизнью. Силой обстоятельств им была навязана иная судьба, они не уклонились от неё и выполнили свой исторический долг. Они навсегда останутся молодыми парнями, которым так и не суждено было познать счастье жизни.

 

Памятник в Галице был открыт 13 февраля 2008 г. при содействии Нежинского союза ветеранов-афганцев. Каждый год 13 февраля (день смерти Анатолия) и 10 апреля (день смерти Валерия) сюда приходят ветераны афганской войны, участники боевых действий, матери воинов-интернационалистов, ученики школы, односельчане, чтобы почтить память Анатолия и Валерия. А также возле памятника собираются бывшие воины-афганцы. 25 декабря — очередную годовщину ввода советских войск в Афганистан, и 15 февраля — очередную годовщину вывода советских войск из этой страны, проводят линейки памяти, встречи с участниками боевых действий. Это свидетельство внимания и уважения к живым и погибшим.

 

Памятник афганцам очень простой. Он состоит из трёх гранитных плит. На большой гранитной плите коричневого цвета, символизирующей афганские горы, высечены имена Парубца Анатолия и Кузьменко Валерия, даты их рождения и гибели, слова «Они погибли в Афганистане». С другой стороны выгравированы их фотографии. У подножья плиты — небольшой постамент чёрного цвета. На нём небольшая трёхгранная вертикальная чёрная плита. На ней выгравирован рисунок — вертолёт над горами. Он возвращается на Родину, что свидетельствует об окончании войны. К памятнику ведёт дорожка, по которой каждый желающий может прийти, чтобы посмотреть, почитать, почтить память и побыть в тишине с собой… Возле памятника всегда лежат цветы.

 

«Журналисты». Анатолий Парубец родился 4 мая 1964 г. в с. Ковтуновка в семье колхозников. Рос обычным парнем. Тихий, спокойный, воспитанный — так о нём говорили многие. Помогал родителям в поле, на огороде, дома. 1 сентября 1971 г. пошёл в первый класс Галицкой восьмилетней школы. Не отличался от остальных сверстников, был скромным, честным, любознательным, имел много друзей. После окончания школы поступил в Киевское профессионально-техническое училище, получив среднее образование.

 

21 сентября 1982 г. Анатолий Парубец стал солдатом. Началась служба в Ашхабаде, где получил звание младшего сержанта, изучил сложную военную технику. Обо всём с радостью писал в письмах: «…меня отправили в Афганистан. Вы только не волнуйтесь, всё будет хорошо, через полтора года буду дома». Как уверенно звучат слова! Толя не думал о смерти, а она была рядом каждый день. Шли бои среди гор, были раненые и убитые товарищи. 103 боя с душманами Анатолий выстоял мужественно, не прятался за чужими спинами. Был награждён медалями. А 104 бой был последним. Анатолий Парубец посмертно награждён двумя орденами Красной Звезды.

 

Валерий Кузьменко родился 4 ноября 1965 г. в с. Галица. В 1973 г. пошёл в 1-й класс. Учился хорошо, был весёлым, жизнерадостным парнем. Его уважали в школе, уважали соседи и друзья. В 1981 г. поступил в Козелецкий зооветеринарный техникум. Поработать по специальности ему так и не удалось. В 1985 г. 10 апреля Валерий стал солдатом. Служба началась в Фергане. Кузьменко был назначен командиром отделения десантно-штурмового батальона. Воевал отважно. Кровопролитные бои косили молодых парней каждый день. 10 апреля 1986 г. младший сержант Валерий Кузьменко был смертельно ранен, с честью исполнив свой гражданский, воинский и интернациональный долг. За мужество и героизм при исполнении воинского долга в Афганистане был награждён медалью «За отвагу» и посмертно орденом Красной Звезды. Они были очень молоды. Анатолию было всего 20 лет, а Валерию — 21.

 

Ученик. Я слышал по телевидению, что отношение историков к этой войне неоднозначное. Если в начале войны наши солдаты были уверены, что исполняют интернациональный долг, то позже об этой войне стали говорить по-другому.

 

Учитель. Ты прав. Ведутся такие разговоры и на телевидении, и в прессе. Лучший судья — время. Только оно может помочь человеку осознать, оценить, понять и вынести урок из прошлого. Главный урок афганской войны, я думаю, в том, что подобное не должно повториться. Поэтому об этом надо говорить.

 

«Историки». Война! Когда слышишь это слово, сразу представляешь что-то большое и очень страшное. Это не только бои, героизм и подвиг. Это тяжёлые человеческие страдания, нечеловеческие испытания. Это смерть многих людей. Война — это горе не одного человека, а целого народа. Итоги любой войны предвидеть тяжело, Афганистан — это:

  • 15 тысяч человек погибших, из них 3,5 тысячи — жители Украины;
  • почти 12 тысяч молодых ребят, ставших инвалидами;
  • почти 300 человек, пропавших без вести;
  • боевые ордена и медали за мужество, за честное исполнение не мифического интернационального, а действительно никем не отмеренного долга.

 

Тысячи погибших — это статистика.

 

Десятки погибших — это тоже статистика.

 

А ведь за каждой фамилией — чья-то судьба, чья-то боль, чьи-то несбывшиеся надежды… И памятники — подтверждение этому.

 

В этой войне брали участие и наши земляки: Гармаш В. И., Шуст О. П., Бондарь В. Н., Билан Г. А., Стадниченко А. В, Шейко А. И., Давыденко В. М., Парубец В. Н., Дубовый В. В., Колоша Г.А., Шуст В. Н., Давыденко В. Г., Деревянко Н. Ф., Городнычий И. Н., Тымко Л. И., Колоша Г. В., Корнев А. В., Шкарупа Н. Н.

 

В школе часто проводят встречи с ветеранами афганской войны. Бондарь В., Корнев А. рассказывают о своей службе в Афганистане. В их глазах такая нечеловеческая боль! Они не любят говорить много об Афгане, а если и говорят, то очень мало. Это потому, что их боль бесконечна.

 

Наша группа взяла интервью у бывшего воина-афганца Бондаря Владимира.

 

«Для нашего воина, так уже повелось, слова “воинская честь”, “воинский долг”,— рассказывает ветеран войны,— не пустые слова. Мне было 18 лет, только призвали в армию. Родился я и вырос в мирной стране. Войну видел только в кино. Нам сказали, что правительство Афганистана попросило у правительства СССР военной помощи для защиты Апрельской революции, что мы будем помогать афганскому народу строить светлое будущее. Но афганская земля встретила нас разрывами мин, гранат и “стреляющими горами”».

 

К афганской теме обращались поэты, прозаики, художники. Стихи и песни писали сами афганцы. Послушайте стихотворение «Верните сына» В. В. Болдырева, который тоже служил в Афганистане.

 

Верните сына

Седая, похудевшая

В президиуме мать.

Цветы ей преподносят

И просят рассказать

О сыне, не вернувшемся

С афганской стороны.

С ненужной, не прощаемой

И проклятой войны.

Глаза остекленевшие,

Холодный липкий пот…

Ждёт её слов собравшийся

торжественный народ…

Уста не размыкаются,

В душе тягучий стон,

Морщины углубляются,

в глазах стеклянных — он.

«Сыночек, милый, ласковый,

Вернись, я жду, я жду,

Пусть будет страшной сказкою,

Рассказ про ту войну,

Вернись, работать будешь ты,

А я — качать внучат,

Петь песни колыбельные,

Пусть сладко дети спят…»

Молчанье затянулось,

Встав, снова села мать,

Словами боль душевную

Не в силах передать.

Всё было: долг, правительство —

Нет больше ничего.

Кто же вернёт живого

Сыночка моего?

 

V. Домашнее задание

Написать сочинение.

 

VI. Подведение итогов

Учитель. На уроке мы узнали об истории создания памятников воинам, погибшим в Афганистане, о героях-земляках А. Парубце и В. Кузьменко, ознакомились с фотоматериалами и документами.

 

Вы продемонстрировали умение работать в команде, связно излагать свои мысли, выслушивать мнение товарищей.

 

Я надеюсь, что сегодняшний урок не оставил вас безучастными. И проходя мимо памятника воинам, погибшим в Афганистане, почтите память двух погибших героев хотя бы мысленно. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может: это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли. Поэтому и встают юноши в солдатский строй, и выполняют свой воинский долг, и отдают жизни…

 

Продолжение следует...

Dounload PDF

Відгуки читачів