Воспитание добротой. Родительское собрание — чаепитие за круглым столом

Т. М. Скорик, учитель начальных классов, специалист высшей категории, старший учитель, ООШ I–III ст. № 8, г. Павлоград, Днепропетровская обл.


Цель: показать важность воспитания доброты в детях.
 
Оформление, оборудование, инвентарь: парты расставлены в виде круглого стола; стол сервирован для чаепития; сердечки на партах; ноутбук; посуда для чаепития; бумажные сердечки; аудиозапись инструментальной музыки; листы «Кодекс доброго родителя».
 
Ход собрания
 
I. Вступительное слово классного руководителя
— Добрый вечер, дорогие мамы и папы! Сегодня мы собрались на чаепитие, в ходе которого я предлагаю поразмышлять на тему «Воспитание добротой».
 
Предлагаю вам подумать над тем, что значит быть добрым, и записать свои мысли на сердечках.
 
II. Размышление родителей о доброте
— Уважаемые родители, я прошу вас по очереди выйти к доске, зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.
 
Вот как определяет доброго человека С. Ожегов.
 
Переворачивая большое сердце в центре доски, учитель читает.
 
Добрый
1. Делающий добро другим.
2. Несущий благо, добро.
3. Хороший, нравственный.
4. Дружеский, близкий, милый.
5. Безукоризненно честный.
 
Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
 
— А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети. (Просмотр видеозаписи ответов детей на вопрос «Что такое доброта?».)
 
III. Слово классного руководителя о воспитании доброты
— Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать
добрые поступки.
 
IV. Тренинг
1. Работа в группах
— Обсудим в группах такие вопросы.
 
1. Что значат слова добрый, добренький?
2. Как вы понимаете виражение «Добро должно быть с кулаками»? (Обсуждение в группах.)
3. А как вы понимаете смысл пословицы «За добро добром платят»? (Обсуждение в группах, высказывание мнений.)
 
— Итак, «добро должно быть с кулаками». Другими словами, это можно выразить так: добро должно быть деятельным, сильным.
 
Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он понастоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
 
Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же.
 
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В детский сад приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые и открытые, простые, любящие все живое.
 
Ребенок — это подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу.
 
Дети тянутся к добрым людям. Им нравится находиться рядом с ними, играть с детьми, которые не обидят их.
 
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения — будь то случайный попутчик или кто-то из близких,— это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что и ни про что причинять ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
 
Взрослый, помни...
 
Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Попробуй — и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет твою душу. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
 
2. «Мозговой штурм»
— Я прошу вас подумать и записать на желтом листочке, что в семейном воспитании способствует воспитанию доброты, а на голубом — что может этому помешать. (Родители выходят к доске, аргументируют свой выбор и прикрепляют желтые листочки в центральной части доски, а голубые — внизу.)
 
— Вы служите непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка, впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.
 
3. Игра
— Встанем в небольшой круг. Любите ли вы, когда вас называют ласково? Представим, что эта кукла — ваш ребенок. Назовите его ласково!
 
4. Сообщение учителя
— Ребенок — это подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу.
 
Самая маленькая доброта — пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.
 
Доброта активная — когда человек совершает добрые дела. Но тоже проходит мимо зла. Созидательная доброта — самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина — человека, который поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одним человеком другого, он способен бороться со злом.
 
V. Презентация о Стране добрых дел
Учитель сообщает о планах работы детской классной организации «Страна добрых дел» на ближайшее время.
 
VI. Выступление родительского комитета
 
VII. Прослушивание стихотворения
На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым труд,
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут.
Нам, людям, лишь добро приносит счастье.
Оно в конце сильнее зла всегда,
Погибнет в яме волк с кровавой пастью,
Пожар погасят ветер и вода.
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему — молитва наша и хвала.
А. Кулиев
 
VIII. Просмотр фильма о школьной жизни детей
 
IХ. Вручение благодарностей и Кодекса доброго родителя (Приложение 1, 2)
 
Х. Чаепитие
Решение родительского собрания
1. Подготовить и провести совместный праздник «Путешествие в страну Добра».
2. В отношениях с ребенком следовать Кодексу доброго родителя.
3. Воспитывать в детях доброту через любовь к животным, природе, внимательное отношение к окружающим, учить совершать добрые дела и поступки.
 
 
Приложение 1
Благодарю за участие в классном чаепитии!
 
Мы рады, что вы с нами
В стране Добра живете!
И добрыми сердцами
Вы нас всегда поймете!
А с добротой по жизни
Идти нам будет легче!
Спасибо, что идете вы
С детьми добру навстречу!
С уважением, классный руководитель
 
 
Приложение 2
Кодекс доброго родителя
1. Не бойся: добротой ребенка не испортить.
2. Всмотрись в глаза ребенка, чтобы увидеть его боль, одиночество, страх, смятение, радость — и раздели их с ним.
3. Пожалей ребенка, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко, и найди нужные слова.
4. Прояви к ребенку внимание, сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его проблемам, — и ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности.
5. Никогда не кричи на ребенка.
6. Не бойся показать детям жизнь. Пусть знают, что есть люди, которым не мил белый свет, забытые и одинокие.
7. Создавай мир, покой, уют, согласие в доме.
Dounload PDF

Відгуки читачів