Основные требования к уроку в школе для детей со сниженным зрением

Л. С. Муренец, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рубежанского учебно-реабилитационного центра «Кришталик», Луганская обл.


В статье на основе анализа работы с детьми с проблемами зрения освещаются вопросы основных требований к преподаванию уроков в школе для детей со сниженным зрением. Нарушение зрения относят к существенной трудности в овладении программой массовой школы, однако это не является основным фактором, определяющим успеваемость учащихся. При условии специально организованного процесса обучения активизируются познавательная деятельность и творческие способности учащихся, качество их знаний не уступает учащимся с нормальным зрением.

 

Соблюдение основных требований к уроку в школе слабовидящих детей поможет учителю более эффективно организовать деятельность учащихся, направленную на успешное овладение ими программой массовой школы.

 

Изучение состояния зрения слабовидящих учащихся по различным предметам в сравнении с нормально видящими показывает, что слабовидящие школьники значительно отстают в уровне знаний от нормально видящих.

 

Слабовидящие дети отстают от видящих нормально в уровнях грамматических знаний, в развитии образной речи, что отрицательно сказывается на их успеваемости и по другим предметам.

 

Урок — это одна из основных организационных форм учебного процесса.

 

Естественно, что к уроку в школе слабовидящих предъявляют те же общедидактические требования, что и в массовой. Однако, учитывая нарушения сенсорной сферы у слабовидящих и вызванные этим определённые особенности их учебно-познавательной деятельности, к уроку в специальной школе предъявляют и свои, специфические требования.

 

Организации урока дидактика всегда придавала важное значение.

 

Об уроке написано много. И всё же жизнь ставит перед учителем всё новые и новые задачи. Поэтому естественен и поиск путей его усовершенствования.

 

Какой же урок можно считать современным?

 

Современным можно назвать урок, который характеризуется, по сути, двумя основными чертами:

  • урок направлен на выполнение современных социальных требований, предъявляемых к школе;
  • вся деятельность на нём осуществляется с учётом новейших данных дидактики, смежных наук, передового педагогического опыта.

 

Школа слабовидящих детей решает не только общеобразовательные, но и компенсаторно-коррекционные задачи, направленные на достижение максимальной нормализации психических процессов у детей с частичной утратой функции зрения.

 

Что же нужно, чтобы урок в школе слабовидящих был эффективным?Каковы условия его организации?

 

Имеются три группы условий организации учебного процесса: общепедагогические, дидактические и гигиенические.

 

Остановимся подробнее на второй и третьей группе условий.

 

Итак, в процессе проведения урока необходимо большое внимание уделять отбору строго научного материала, соответствующего уровню развития данной науки. При этом важно продумывать и наиболее эффективные методы обучения, которые должны соответствовать новейшим достижениям дидактики, способствовать развитию творческой деятельности слабовидящих учащихся.

 

Одним из наиболее действенных методов развития мыслительной деятельности учащихся, формирования логики познавательного процесса является метод проблемного обучения.

 

Создавая проблемную ситуацию и подбирая способы её решения, учитель должен определить соответствие данной проблемы уровню развития слабовидящих учащихся.

 

В процессе проблемного обучения прочнее и глубже становятся знания, учащиеся приобретают прочные навыки мыслительной деятельности.

 

Одной из основных задач школы слабовидящих является максимальное развитие каждого ребенка. Этого нельзя добиться, если вся организация урока рассчитана только на коллективную работу в классе.

 

Отсюда следующие требования: учёт индивидуальных особенностей слабовидящего школьника. Осуществлению индивидуального подхода к таким учащихся нам помогает таблица офтальмологических рекомендаций, которая вклеена в журнале каждого класса.

 

Учет поля зрения слабовидящих учащихся помогает учителю правильно подбирать демонстрационный материал.

 

Сопутствующие дефекты — нередкое явление в школе слабовидящих детей.

 

Тифлопедагоги рекомендуют необходимость рекомендаций окулиста, логопеда иметь в планах учителей и воспитателя, чтобы, готовясь к уроку или проведению занятий по подготовке домашних заданий, можно было продумать организацию урока не только с точки зрения его структуры, но и чтобы в плане урока был учтен принцип дифференцированного обучения.

 

Дифференцированное обучение в школе слабовидящих предполагает учёт:

а) зрительных аномалий;

б) интеллектуального развития;

в) возрастных и индивидуальных типологических особенностей психического развития.

 

Осуществлению требования дифференцированного обучения способствует раздаточный материал.

 

Известно, что наибольшее количество времени на поисковые и ориентировочные движения тратят слабовидящие с остротой зрения 0,05–0,09.

 

Каждый урок должен быть целенаправленным. Необходимо чётко определить дидактическую цель, развивающую, воспитательную.

 

В школе слабовидящих детей обязательным является определение коррекционной цели урока.

 

Анализируя поурочные планы, посещая уроки, можно сделать вывод, что некоторые учителя, планируя урок, затрудняются в определении такой цели, т. к. не совсем ясно иногда представляют её содержание.

 

В коррекционной цели следует указывать, какими способами и приёмами сенсорной и умственной деятельности, какими логическими операциями должны учиться овладевать школьники. Однако, следует подчеркнуть, что недопустимо, когда цель определена правильно, но существует сама по себе.

 

Ясное восприятие учебного материала, использование личного опыта помогает детям усваивать знание сознательно. В тех случаях, когда наблюдается формализм знаний учеников, непонимание сути материала, вызванные плохим зрением, учитель, использует специальные методы и приемы обучения: конкретизацию, объяснение, практические действия.

 

В тесной связи с предыдущими требованиями к уроку учитывают его коррекционно-компенсаторную направленность.

 

Выполнение данного требования предполагает знания того, что коррегируется, в чём проявляется сущность этого требования, при каких условиях возможно его осуществление.

 

Особого внимания заслуживает требование активизации умственной деятельности слабовидящих учащихся, так как развитие активности мысли находится в прямой связи с компенсаторно-коррекционным влиянием мышления на развитие учащихся с нарушениями зрения.

 

Сущность данного требования к уроку заключается в воспитании и развитии у школьников познавательных интересов, в стремлении к самостоятельному расширению и углублению полученных знаний.

 

При этом следует руководствоваться принципом: не разъяснять то, в чём учащиеся сами могут разобраться, а лишь осторожно направлять их мышление.

 

В системе дидактических требований к уроку в школе слабовидящих детей важное место занимает использование наглядности. Средства наглядности могут быть источником информации, вспомогательным средством для иллюстрации высказанной мысли и её конкретизации. Одной из важных функций наглядности в школе слабовидящих является пополнение и уточнение имеющихся у учащихся представлений об окружающем мире.

 

У детей с нарушениями зрения отмечаются затруднения при восприятии объёмных предметов и их соотношений, связанных с оценкой глубины пространства. При сужении поля зрения они не могут воспринимать объекты, превышающие определённые размеры, что не обеспечивает целостности восприятия предметов и явлений в их соотношениях.

 

Немалое коррекционное значение имеет использование наглядности как средства, развивающего зрительные функции: при нарушении цветовой различительной способности, а также при нарушении глазодвигательных функций.

 

Следует подчеркнуть, что в процессе использования любой наглядности должна быть соблюдена определённая мера, в противном случае наглядность может оказаться помехой в развитии логического мышления учащихся.

 

Проверка, оценивание и учёт знанийтакже является одним из основных требований к уроку, так как без чёткой системы выявления результатов учебной деятельности учащихся невозможно эффективно руководить их обучением.

 

Любой вид проверки должен носить систематический характер, проводиться в той же последовательности, как и усвоение программного материала.

 

Планируя урок, учитель должен продумать его от первой до последней минуты, четко строить его, четко задавать вопрос, изменять приемы работы, поддерживать в детях заинтересованность в работе, сосредоточивая их внимание и обязательно учитывать специальные требования к организации процесса обучения, а именно: замедленный темп работы, необходимость сохранения остаточного зрения (данные врача-офтальмолога о диагнозе, остроте зрения, противопоказания, советы относительно использования оптических средств коррекции зрительного восприятия, место в классе по отношению к расположению учителя и классной доски), работа по формированию и развитию представлений.

 

Как известно, при снижении зрения у слабовидящих детей наблюдается повышенная утомляемость, что отрицательно сказывается на их работоспособности. Для предупреждения утомляемости необходимо создавать соответствующие гигиенические условия:

  • соблюдения нормативов освещённости;
  • использование специальных учебников и раздаточного материала, специальных тетрадей.

 

Необходимо следить за соблюдением установленного гигиенистами расстояния книги от глаз. Это зависит от остроты центрального зрения. При остроте зрения 0,01–0,05 учащиеся должны читать обычный шрифт учебников с расстояния от 3 до 12 см.

 

При остроте зрения 0,06–0,2 слабовидящие должны читать с расстояния от 17 до 25 см (расстояние от глаз до книги при нормальном зрении — 30–35 см).

 

Исследования убедительно показывают, что несоблюдение данного требования ведёт к утомляемости школьников, снижению остроты зрения и других зрительных функций, нарастанию внутреннего торможения, отрицательно сказывается на функциональном состоянии всей нервной системы.

 

Зрение должно использоваться и для самой работы, и для выработки умений и навыков пользоваться сниженным зрением. В настоящее время офтальмологическими исследованиями установлено, что при продолжительных теоретических занятиях острота зрения у слабовидящих школьников снижается. Поэтому очень важным является вопрос о соотношении письменных и устных форм работы, вопрос об индивидуализации заданий.

 

Творчески работающий учитель знает, какой объём письменного задания необходимо дать тому или иному ученику или группе учеников, исходя из непрерывной зрительной нагрузки. Он организует урок так, чтобы разумно сочетать индивидуальную работу учащихся с фронтальной.

 

Соблюдение основных требований к планированию урока и его проведению — основной путь достижения максимальной эффективности учебного процесса, повышения качества каждого урока в специальных школах с патологией зрения.

 

Список использованной литературы

  1.  

    Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением [Текст] / В. Гудонис // Дефектология. — 2006. — № 2. — С. 7.
  2. Лебедева С. С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средство их социальной адаптации [Текст] / С. С. Лебедева // Образование как средство социальной адаптации инвалидов : опыт и перспективы / Сост. С. С. Лебедева. — СПб., 1998. — С. 5.
  3. Орлов М. Ю. Восхождение к индивидуальности [Текст] / М. Ю. Орлов. — М. : Просвещение, 1991. — С. 59.
  4. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Солнцева // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 9.
  5. Хрусталев С. А. Работа с лицами со сниженной адаптацией [Текст] / С. А. Хрусталев. — М. : ВОС, 1990.
Dounload PDF

Відгуки читачів