Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в средней школе

О. В. Панишева, п. Шахтерский, г. Свердловск, Луганская обл.


Одним из приоритетов в современной системе образования наряду с развитием школьника является сохранение его здоровья. Педагоги отмечают, что «значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе связаны со здоровьем школьников, с уровнем развития культуры здоровья не только учащихся, но и педагогов» [1].

 

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся [4].

 

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Введение в начальную и среднюю школу курса «Основы здоровья» и добавление числа часов на физическую культуру не решает проблемы сохранения здоровья. Иногда даже наоборот, введение дополнительного предмета увеличивает время, которое ребенок тратит на подготовку домашних заданий, время, в течение которого он находится в школе, и даже вес портфеля, который и так превышает все допустимые нормы. Выход видим в том, чтобы здоровьесберегающие технологии использовались на каждом уроке, стали неотъемлемой частью работы учителей-предметников. Традиционно математика является одним из сложных для школьников предметов, требующим напряженной работы мозга. «Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспособности. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать, какую-либо информацию» [1]. Поэтому здоровьесберегающие технологии чрезвычайно важны на уроке математики.

 

Цель статьи — описать методику работы с использованием здоровьесберегающих технологий на уроке математики в средней школе. Чаще всего, когда говорят о сохранении здоровья учащихся, имеют в виду физическое здоровье. Хотя необходимой составляющей является и духовное, и эмоциональное здоровье. «Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности» [4]. С целью поддержания эмоционального здоровья важно создать на уроке непринужденную доброжелательную атмосферу, стремиться к созданию ситуации успеха для каждого ученика. Этому будут способствовать различные приемы эмоционального воздействия: похвала, юмор, эмоциональная речь учителя, стимулирование интереса, использование музыкальных и поэтических пауз, использование «листов настроения» и пр. 

 

Для сохранения физического здоровья отметим необходимость смены видов деятельности на уроке как фактор, позволяющий снять или хотя бы уменьшить усталость школьника. В связи с этим важно использовать не только традиционные формы работы, но и незначительно видоизменять их. Так, опрос может проводиться с помощью сигнальных карточек, игр типа «математический футбол» (один учащийся бросает мяч другому, одновременно задавая свой вопрос), математического диктанта, математического лото и т. д. При решении упражнений практикуем составление заданий друг для друга, аналогичных решенным, работу в парах (взаимообучение и взаимоконтроль). Широкое использование интерактивных технологий также разнообразит формы проведения урока математики. Заметим, что смена видов деятельности на уроке должна быть обоснована, т. к. частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Исследователями предлагаются такие рекомендации: «В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке» [4]. «Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности — 7–10 минут. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут» [1].

 

Существует мнение, что использование «информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений на экране, позволяет удерживать внимание на протяжении всего урока. Компьютер позволяет изменять темп и формы ведения урока, использовать образно-художественное представление, проявлять мое творчество как педагога — всё это ведет к снижению утомляемости учащихся» [1]. Безусловно, использование компьютера позитивно сказывается на впечатлениях школьника от урока, но его применение имеет и обратную сторону. Современные учащиеся проводят за компьютером такое количество времени, которое превышает установленные санитарно-гигиенические нормы. Это негативно сказывается на формировании осанки и зрении учащихся. Поэтому целесообразно продумывать меры, способные сгладить влияние негативных факторов применения компьютеров на здоровье ребенка. Рассмотрим подробнее.

 

Современный школьник имеет пониженную двигательную активность, так как и свободное время, в отличии от своих сверстников докомпьютерных времен, он проводит у телевизора или компьютера. Поэтому стоит задача поддерживать двигательную активность ребенка во время учебных занятий.  

 

Традиционные физкультминутки уже не так популярны в средней школе. Предлагаем заменить их различными игровыми упражнениями, включающими элементы физкультминуток. Эти задания-упражнения способствуют смене двигательных поз школьников.

 

  • Упражнение 1.

Упражнение выполняется стоя. Учитель произносит или показывает аналитическую запись функции. Школьники должны изобразить руками вид графика: например, при изучении параболы они могут изображать параболу с ветвями направленными вверх или вниз. При изучении преобразований графиков параллельный перенос вверх показывают, вставая на цыпочки, вниз — приседая, влево и вправо — делая соответствующий поворот или шаг в нужную сторону. Растяжение и сжатие графика показывается, разведением рук в стороны или сближением их. Это же упражнение можно использовать при изучении углов — показывая вид угла по озвученной  учителем его градусной мере.

 

  • Упражнение 2.

Предназначено для пальцев рук и является альтернативой пальчиковой гимнастике для начальных классов типа «мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Предлагается поставить руки ладошками к учителю. Учитель читает числа. Если они делятся на 5, то школьники сжимают ладошки в кулак, если нет — держат ладошки раскрытыми. Аналогично можно делать разминку, называя квадраты чисел. Число — кулаки сжать, его квадрат — разжать. 1 (сжать) — 1 (разжать) — 2 (сжать) — 4 (разжать) и т. д.

 

  • Упражнение 3.

Предназначено для мимических мышц лица. Учитель озвучивает пример. Если его ответ — положительное число, то детям нужно широко улыбнуться, отрицательное — нахмуриться, ноль — не изменять мимику.

 

  • Упражнение 4.

Предназначено для профилактики застоя крови в нижних конечностях при длительном сидении. Ребенок называет число или выражение, для которого нужно вычислить его модуль. Числа (или выражения) написаны на доске. Учащиеся читают числа вслух. Называя число, школьник ставит ноги на носочки, называя его модуль — на пятки.

 

  • Упражнение 5. 

(«Буратино»). Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал, как у Буратино, и, «обмакнув нос в чернильницу», написать, например, слово «параллелограмм», «миллиметр» и др. [1]. Так, кроме физического упражнения, включается и двигательная память, которая позволяет запомнить правописание математических терминов.

 

Особое внимание уделяем работе над сохранением зрения школьников. «90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения» [3].

 

Для этого предлагаем следующие упражнения, основа которых была разработана бывшим офтальмологом В. Ф. Базарным. Одна из рекомендаций профессора Базарного состоит в том, что «уроки должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе» [2]. Владимир Филиппович рекомендует также в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве. Занимают все эти упражнения не более 3–4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

 

Рассмотрим несколько таких упражнений, составленные нами с учетом рекомендаций В. Ф. Базарного.

 

  • Упражнение 1.

Используется при изучении геометрических фигур, графиков функций. Детям предлагают обвести глазами контур фигуры, например, многоугольника. Провести глазами его диагональ АС, затем BD и т. д. аналогично. Нарисовать глазами график. Пройти вдоль оси абсцисс, затем вдоль оси ординат.

 

  • Упражнение 2.

Используется при изучении действий с целыми числами и определении знака суммы или произведения. Учитель читает пример, учащиеся показывают знак ответа глазами. Минус — глазами водят влево-вправо, рисуя глазами знак минус, а плюс — вверх-вниз, а затем влево-вправо, рисуя глазами знак плюс.

 

  • Упражнение 3.

Используется при изучении тригонометрических формул приведения. Учитель называет угол, а учащиеся глазами осуществляют круговое вращение, как бы путешествуя по единичной окружности, осуществляя поворот на названный угол.

 

  • Упражнение 4.

Используется при изучении графиков функций. Учитель называет аналитическое выражение, учащиеся рисуют глазами нужный график.  

 

  • Упражнение 5.

На переключение фокуса зрения с ближнего объекта на дальний. На каждой парте лежат карточки с заданиями и набор цветных карточек. На стенах, развешены карточки разного цвета с написанными на них крупным шрифтом ответами к заданиям. Решая пример, написанный на карточках, ученик ищет глазами правильный ответ и показывает карточку того цвета, на которой, как он считает, написан правильный ответ. Или же на одной стене написано начало формулы, на второй — его продолжение. Учащиеся сначала глазами устанавливают соответствие между формулами, а затем его озвучивают.

 

С целью создания здорового психологического климата на уроке, и одновременно для профилактики нарушения зрения, учитель периодически может объявлять минутки разрешенных подсказок. Ученику, стоящему у доски, можно подсказать ответ, написав его глазами.

 

В технологии здоровьесбережения можно широко использовать цвета и запахи.

 

Так, в хромотерапии (лечении цветом) установлено, что различные цвета по-разному влияют на физическое и психическое состояние. «Синий цвет снимает головную боль, красный — повышает работоспособность, желтый — улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения» [1]. Поэтому задания, которые направлены на коррекцию зрения, пишут зеленым цветом. Используются таблицы и компьютерные презентации в разной цветовой гамме, в зависимости от того, с какой целью и на каком этапе урока они предполагают использоваться. Заметим, что в использовании разных цветов нужно придерживаться меры. Так, красный цвет хоть и привлекает внимание к главному и увеличивает активность, но его избыток может вызвать агрессию, оттолкнуть от того материала, где много этого цвета. Поэтому красным лучше выделять лишь самое главное. Установлено также, что точная информация — а именно она преобладает на уроке математики — усваивается при наличии не более трех цветов. Из этого следует, что не желательно использовать слишком яркую и пеструю наглядность.

 

В качестве упражнений для поддержания здоровья школьников на уроках математики можно предлагать и такие, которые содержат элементы дыхательной гимнастики.

 

  • Упражнение 1.

На ниточках подвешены изготовленные из любого материала числа. Ученику необходимо подойти и легонько дунуть на те числа, которые делятся, например, на 5.

 

  • Упражнение 2.

На парте разложены в ряд вырезанные из бумаги модели четырехугольников. Учитель называет несколько свойств, после чего ученик, установив, о какой фигуре шла речь, должен с помощью дыхания сдвинуть именно эту фигуру с места, дунув на нее.

 

Таким образом, на уроке математики могут быть использованы такие приемы, распространенные в технологии здоровьесбережения: смена двигательных поз, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, элементы цветотерапии. Заметим, что деятельность учителя на уроке математики, направленная на сбережение здоровья детей, не исчерпывается перечисленными нами приемами. Но систематическое включение их в урок позволит уменьшить процент больных выпускников школы, сохранить генофонд нации.

 

Литература

  1. Абрамова Г. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Г. В. Абрамова. — Режим доступа к ст.  http://school11kgd.narod.ru/abramova.htm
  2. Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного [Электронный ресурс]. — Режим доступа к ст.: http://lib.znate.ru/docs/index-137494.html.
  3. Филиппова Р. Ф. Физкультминутки на уроках математики [Электронный ресурс] / Р. Ф. Филиппова. — Режим доступа к ст. http://filippovarf.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/fizkultminutki_na_urokakh_matematiki/3-1-0-6
  4. Шалкина С. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / С. В. Шалкина. — Режим доступа к ст.: ttp://festival.1september.ru/articles/311946/
Dounload PDF

Відгуки читачів