Удивительное путешествие почемучек (для 2-х классов)

Т. Г. Дьяченко, заведующая библиотекой ОШ № 2, г. Селидово, Донецкая обл.


Цели: расширение представления о первичных документах: книгах, журналах, газетах, о справочных изданиях на примере орфографических и толковых словарей; научить пользоваться справочным апаратом учебных и справочных изданий; дать понятие об основной теме в тексте, его структуре; развивать умение пересказывать текст, высказывать отношение к нему, аргументировать свою точку зрения; воспитывать у учащихся любознательность, внимательность, активное отношение к чтению, чувство товарищества.
 
Оборудование: книги, журналы, газеты, электронная презентация.
 
Основные понятия и термины: книга, журнал, газета, научно-популярный текст, художественный текст, основная мысль текста.
 
ХОД УРОКА
 
Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились с вами снова. Я этому очень рада. Со времени нашей предыдущей встречи некоторые из вас стали активными читателями библиотеки.
 
Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем библиотечном уроке. (Ребята под руководством библиотекаря вспоминают структурные элементы книги.) Молодцы, ребята! Эти знания помогут вам сегодня понять, какими бывают тексты печатных изданий, как они отличаются и как искать информацию в них.
 
Посмотрите, пожалуйста, какие печатные издания лежат на ваших столиках? (Книги, журналы, газеты) Чем они отличаются? (Журналы и газеты издаются периодически.) (Библиотекарь показывает ученикам, как определить периодичность издания продукции.)
 
А ещё печатные книги и журналы могут отличаться своим содержанием. Давайте, ребята, прочитаем отрывки из отдельных произведений (библиотекарь заранее подбирает два текста на одну и ту же тему: один — научно-популярный, другой — художественный). Чем они отличаются? В одном тексте мы узнаем точные научные сведения о… (библиотекарь указывает объект разговора), и такое произведение является научно-популярным. В другом произведении автор высказывает свое отношение к нему (библиотекарь обсуждает какое). Научных данных такой текст может и не содержать, зато в нем могут произойти самые невероятные события. Такой текст называется художественным.
 
Сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие и найти ответы на многие вопросы. У нас есть карта, на которой указан маршрут, и письмо для вас, ребята. А письмо мы получили от Бабы Яги. Уж не хочет ли она нам навредить? Давайте узнаем, что она хочет нам сказать… А вот и само письмо. Ай-ай-ай!
 
К сожалению, Баба Яга когда-то плохо училась в школе и при переписывании письма допустила несколько ошибок. Давайте исправим ошибки. Сложные, не знакомые вам слова можно проверить при помощи орфографического словаря. Орфографический словарь содержит список слов, расположенных в алфавитном порядке.
 
Давайте вспомним алфавит… Вот так, по порядку, сначала на букву А, затем на букву Б и так далее, расположены слова в словаре. Зная это, можно легко найти любое слово в словаре и проверить правильность его написания. Давайте проверим с помощью словаря, какие ошибки допустила Баба Яга.
 
Ну вот, все ошибки исправлены. Но всё же у Бабы Яги были добрые намерения. Может, разрешим ей путешествовать вместе с нами? А теперь — в путь! Сегодня мы с вами отправимся в город Читайку. Проследим по карте наш маршрут…
 
ОСТАНОВКА «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ»
 
Библиотекарь. Внимание! Сегодня в картинной галерее необычный день. Здесь открывается новая выставка картин в жанре пейзажа. Нас приглашают на вернисаж.
 
Ребята, а вам знакомы слова «вернисаж», «пейзаж»?
 
Нам следует узнать, что означают эти слова, прежде чем отправиться в картинную галерею. А поможет нам в этом толковый словарь. В нем слова также расположены по алфавиту. Но к каждому слову дается пояснение, что оно означает.
 
Работа со словарем.
 
Библиотекарь. И вот мы в картинной галерее. Перед нами чудесные картины.
  • Что же изображают в пейзаже?
  • Какое время года показано в этих картинах?
  • Как вы это определили?
 
Наше путешествие продолжается.
 
ОСТАНОВКА «СКАЗОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА»
 
Библиотекарь. Сейчас мы с вами побываем в сказочной библиотеке. Здесь живут удивительные сказочные герои. Вспомните, как их зовут, и определите, из каких книг они к нам пришли. Эти книги лежат на ваших столах. Если вы узнали героя и нашли его книгу, поднимите её над головой. Замечательно! Вы узнали всех сказочных героев и нашли книги, в которых они живут. Следуем дальше. Вот нас уже ждут в гости малыши из домика загадок. Что же они для нас приготовили?
 
Найдите, используя оглавление, загадки в вашем учебнике чтения. Как вы определите, народные это загадки или литературные?
 
ОСТАНОВКА «ШКОЛА ТЕТУШКИ СОВЫ»
 
Библиотекарь. Ребята, нас уже ждут в школе тетушки Совы. На протяжении всего нашего путешествия мудрая тетушка Сова видела, как хорошо вы отвечали на вопросы и отгадывали загадки. А ещё она знает, что мы познакомились со словарями, и уверена, что вы легко ответите на её вопрос: Что общего у орфографического и толкового словарей и в чем их различие?
 
Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня, ребята, вы показали свои знания, узнали много нового и научили Бабушку Ягу. Самыми активными были…
 
Библиотекарь называет учащихся и вручает им поощрительные призы.
 
Библиотекарь. Следующая наша встреча будет не менее интересной. Мы познакомимся с энциклопедиями.
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
 
Библиотекарь. Найдите толкование слова «энциклопедия». 
 
До свидания! До новых встреч!
Dounload PDF

Відгуки читачів