Подготовка к сочинению-описанию по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». 6-й класс

О. Н. Сабинина, учитель русского языка и литературы Софиевской ООШ № 31, г. Красный Луч, Луганская обл.


Цели:

- обучающие: повторить особенности текста-описания; формировать умение работать с дополнительной информацией; учить выражать свои чувства и последовательно излагать свои мысли;

- развивающие: развивать устную речь учащихся;

- воспитательные: прививать интерес к живописи, любовь к природе.

 

Оборудование: компьютер, презентация «Саврасов-пейзажист», репродукции картин художника, пособие по развитию речи, словари.
 
Тип: урок развития речи.
 
Ход урока
 
І. Организационный момент
 
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа
  • ??Какие типы речи вы знаете?
  • ??Назовите особенности текста описания.
  • ??Что такое пейзаж?
 
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока
 
1. Слово учителя
— На одной из выставок известный русский писатель ХХ века подошёл к окну, зажёг свечу и сказал, что это зажглась звезда Пушкина, затем показал на картины и произнёс, что это звёзды русского пейзажа. Сегодня нам предстоит зажечь звезду русского пейзажиста А. К. Саврасова, познакомиться с его картиной «Грачи прилетели». Но сначала давайте посмотрим презентацию, которую подготовила для нас творческая группа.
 
2. Просмотр презентации «Саврасов-пейзажист»
 
3. Беседа с учащимися
  • Что вы узнали о русском художнике?
 
4. Игра «Назови картину»
(Учитель читает текст, ученики должны назвать картину, которая прославила А. К. Саврасова.)
 
Проталины окрест, и озерцо в низине,
Над кронами берёз — размывы синевы.
Влекомые ещё как будто робкой синью,
Посадские грачи особенно резвы.
И звонница, и даль — всё в буро-жёлтой зыби.
Строения желтят, а вешний день горласт.
Кустарник над водой застыл неясной глыбой
И тени капельками впитывает наст.
 
Ответ: картина «Грачи прилетели».
 
(Учитель вывешивает на доске репродукцию картины, записывает тему урока, озвучивает цели.)
 
IV. Работа над развитием речи
 
1. Работа над картиной (в группах)
  • ??Рассмотрите картину и ответьте на вопросы.
Что вы почувствовали? Почему она так называется? О чём эта картина? Какие краски преобладают? Что находится в центре картины?
Докажите, что это пейзаж.
 
2. Самостоятельная работа (в группах) (повторение правил работы)
Группа «Лингвисты». Выпишите из толкового словаря значение слов (см. приложение).
 
Посад, звонница, тень, колорит, пейзаж, наст.
 
Группа «Художники». Опишите картину, ответив на вопросы (см. приложение).
 
Карточка
1. Какой уголок изображён на картине?
2. Какое это время года?
3. Что изображено на переднем плане?
4. Есть ли в картине что-то яркое, красочное?
5. Как выглядят берёзы?
6. Почему один грач слетел на талый снег?
 
Группа «Литераторы». Пользуясь пособием по развитию речи, подберите эпитеты к следующим словам (см. приложение).
 
Весна, снег, тени, просторы, грачи, берёзы.
 
(Учитель записывает слова-характеристики на доске.)
 
3. Выступления групп. Составление плана (коллективно)
 
План
1. Окраина захолустного городка.
2. Признаки ранней весны.
3. Первые весенние гости.
4. Впечатления от картины.
 
4. Прослушивание 2–3-х учеников (начало и впечатления от картины; см. приложение)
 
V. Подведение итогов урока
Рефлексия: «знаем», «умеем», «применяем»
  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • ??Чему научились?
  • ??Где сможете применять приобретённые знания?
 
VI. Домашнее задание
 
Написать сочинение (создать страничку в пособии по развитию речи).
 
Повторить тему «Местоимение».
 
Приложение
 
Словарь к уроку
Посад: 1) торгово-промышленная часть города вне городской стены; 2) пригород, предместье.
 
Звонница — невысокая колокольня при древнерусских церквях.
 
 
Ответы на вопросы группы «Художники»
  1. На картине изображена окраина какого-то города или села с деревянными домиками и церковью.
  2. Автор изображает раннюю весну, когда ещё не совсем сошёл снег, около берёз стоят лужи, на кустах и деревьях ещё не распустились листочки.
  3. На переднем плане изображены грачи и берёзки.
  4. Художник не использует ярких красок, это обычный серый пейзаж, но чувствуется любовь к родному краю.
  5. Берёзки стоят высокие, «по колено в воде»; похожи на хрупких девушек.
  6. Грач слетел с берёзы в поисках пищи, а может, ему захотелось побыть одному.
 
Эпитеты к словам
Весна: ранняя, холодная, первые лучики солнца…
 
Снег: потемневший, тающий, грязный, рыхлый…
 
Тени: лёгкие, серые, сиреневые…
 
Просторы: далёкие, бескрайние, голубое небо…
 
Грачи: перелётные птицы, первенцы весны, беспокойные, важные…
 
Берёзы: высокие, белоствольные, с искривлёнными стволами…
 
 
Предполагаемые ответы учащихся
 
Начало. Весна ещё не вошла в город. Она остановилась в этом посаде. Поражает белизна света, и этот свет бесконечен. До настоящего тепла ещё далеко, об этом говорит снежный наст…
 
Об уходе зимы свидетельствует чёрный грач на снегу в левой части картины. Он медленно прохаживается по снегу в поисках пищи, как настоящий хозяин. Приятно смотреть на суматошных грачей, которые расположились на ветках берёзы.
Можно услышать их громкий крик…
 
О приближающейся весне говорит и разлив воды в правой части картины.
 
Вот-вот обнажится земля, и всё вокруг зазеленеет.
 
Вдалеке светлеют храм и колокольня. Можно увидеть дымок, который вьётся над избой…
 
Впечатления. Картина завораживает, пленяет. Звук и свет льются из-под бесконечного купола неба. Весна вступает в свои права, и символом её победы стали грачи.
 
Картина не может не волновать. Медленно пробуждается природа. Ещё нет тепла, но первые лучики солнца уже согревают землю.
 
Корочка льда стала хрупкой, всё утопает в воде. Кажется, что дышишь этим влажным мартовским воздухом.
 
Глядя на картину, можно услышать крик грачей, которые вернулись домой и принесли с собой весточку о приходе весны.
 
Воздух как будто кипит, взбудораженный криками. Картина словно говорит нам: «Они живы! Они вернулись домой!»
Dounload PDF

Відгуки читачів