Жизнь с нового триместра у детей и родителей

Л. Н. Смольская, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, экономики и менеджмента образования Ровненского ОИППО


ПРОЩАЙ, СВОБОДА?
 
Начало школьного сезона с детства вызывало у нас волнение. И сейчас мы переживаем вместе со своими детьми: так хочется, чтобы все было лучше, чем в предыдущий период. В который раз пытаемся взять на себя обязательства совершенствовать родительскую и учительскую роль. «Вспоминаю ощущение свободы и огромного облегчения, когда дочка, а она всегда училась хорошо, закончила школу. Какой огромный груз свалился с плеч!», — говорит коллега, занимающаяся психологией обучения. Быть ответственными родителями и хорошими учителями современного школьника — задача неимоверно сложная. На выпускном вечере единственного сына, который должен был отправиться на учебу в другую страну, его мама с огорчением отметила: родила б, мол, сейчас ребенка, чтоб не тосковать вдвоем с мужем, так нет — «еще одной школы не потянуть». И речь шла не столько о материальной стороне, сколько о той ужасной несвободе, которую испытывает вся семья, пока ребенок учится в школе.
 
АВАНГАРД ИЛИ АУТСАЙДЕРЫ?
 
Что несет нам новый триместр, или что мы готовы изменить в себе за этот период? То, как мы сформулируем вопрос, как поможем ребенку задать его себе, во многом определит дальнейшие задачи и их решения. Начинать что-либо, с одной стороны, трудно, поскольку нужно встраиваться в новый континуум. Мешает ставший уже привычным уклад, все еще хочется продлить каникулярные удовольствия. Однако реальность выставляет свои… «что?». Вот тут-то и важно правильное слово, правильный настрой. Одни видят в реальности необходимость, требования, ограничения и предстоящие неприятности. Другим воображается новизна, интерес, возможность стать таким, каким раньше не удавалось, научиться преодолевать трудности и достигать нужного для себя результата. Таких меньшинство. Это нормально — авангард не бывает массовым. Популярная идея о том, что нужно уметь мечтать и воображать желаемое, хороша, но, во-первых, требует практических примеров и тренировки. Такими примерами должны быть родители и учителя с их бодрым позитивным отношением к повседневным задачам. Во-вторых, существует цепочка: мечта – цель –действие. Когда мы заставляем ребенка выполнять задания, то добиваемся действия. В ход зачастую идут упреки, да и угрозы. Вместо этого важно помочь школьнику вспомнить о мечте, связать ее с поставленной целью, составить план и действовать. Если не планировать успех, поражение само себя запланирует.
 
СВОЕВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
 
Важно нам, родителям и педагогам, представлять своих детей успешными, любящими, здоровыми; искренне желать этого и просить высшие силы способствовать этому. Учить таким ментальным действиям малышей, пока они еще не стали подростками и не оградились от нас своей кризисной мембраной, просто необходимо. Тимур Мазур, знаменитый украинский бодибилдер, признанный авторитет для молодежи и зрелого поколения, человек, который сам себя сделал, как-то в интервью по радио сказал, что в нашем обществе никто не учит детей целеустремленности. Тестовый подход к академическим предметам совершенно не готовит людей к жизни, в которой следует прокладывать путь и идти по нему с четким видением своих целей. Даже тренеры в атлетических залах подбрасывают подопечным фальшивый способ быстрого и легкого достижения желаемого — стероиды. А те, кто не предлагает стимуляторов, далеко не всегда способны воспитывать целеустремленность. Не хватает знаний и практики соответствующей психологии обучения и воспитания.
 
«ЗАРАНЕЕ НАДОЕЛО»
 
Одна женщина-врач в беседе высказала тревогу по поводу замкнутости сына. Она не знает, чем он живет. Начался учебный год, добавилось несколько сложных предметов, а сын как проводил время за компьютером, так и проводит — играет в игры. Говорит, что ему «все надоело». На ее упреки закрывается в комнате и включает музыку. Эта мать знает, как заглянуть внутрь организма, как расшифровать сигналы УЗИ, а что в голове и в душе сына-старшеклассника, тайна за семью замками. В ходе разговора ею была выражена идея необходимости какого-то специального обучения подростков и юношей быть стойкими, волевыми и …радостными. Ее, как и многих других матерей, волнует негативное эмоциональное состояние сына. Нашей молодежи действительно не хватает жизненно важных умений быть успешными и счастливыми. Этих умений не хватает ни педагогам, ни родителям.
 
ДЕФИЦИТ ДЕЛОВОГО ПОЗИТИВА
 
Курсами-однодневками проблемы не решишь. За тренинг или теоретическое занятие можно пытаться учить ставить цели, но достигать их вдохновенно, не отвлекаясь — это требует обильных примеров и авторитетного сопровождения, которое, к сожалению, школа не предоставляет. В школе учителя сообщают какие-то знания, следят за тем, чтобы эти знания позволяли ученику ответить на тестовые вопросы, но выполнять жизненно важные задачи, идти к своему собственному результату, приближая мечту, они и сами не умеют. Иногда на занятиях с педагогами прошу поднять руку тех, кто доволен своей жизнью. Все озираются с какой-то виноватой улыбкой и «воздерживаются». Школа должна стать местом обучения деловому позитиву как минимум и удовольствию от достижений как максимум.
 
ПРИШЛИ «ДРУГИЕ» ДЕТИ
 
Мы напрягаемся от школьных звонков, проходя мимо типового «храма знаний» в нашем микрорайоне. У наших учителей и школьников нет бархатного сезона. Их поглощают переполненные классы. Мало кому из педагогов удается излучать хорошее настроение и силу духа в неврогенных условиях. Работать в учебных заведениях становится все труднее еще и по той причине, что к педагогам «классической» авторитарной закалки пришли дети, которые не имеют страха, которым рефлекс подчинения чужд. Они острее, чем их предшественники, чувствуют фальшь; им непонятна логика «так нужно». Молодежь в отличие от старшего поколения не воспринимает жизнь как цепочку сверхзадач. У наших детей клиповое сознание. Они дрейфуют по волнам информационного океана, который им заменяет природное бытие. Если раньше родители были обеспокоены оценками и знаниями, то теперь у них опасения относительно того, не станет ли их чадо интернет-зависимым, не будет ли употреблять алкоголь и наркотики. Из-за этих опасений контроль, упреки и запугивания усиливаются, а доверие и теплота исчезают совсем. Дети ведут себя более раскованно и еще менее целеустремленно.
 
ИГРАЕМ ПО-ВЗРОСЛОМУ
 
Итак, жизнь в новом триместре…Она приглашает войти в нее с четко представленной мечтой — каким человеком я хочу быть с этого момента? Как я хочу улучшить свое тело и здоровье? Как буду выглядеть и чувствовать себя? Это один вопрос. Второй важный вопрос: какой я в отношениях — любящий и щедрый или отвергающий и наказывающий? И третий вопрос: какой я решатель задач? Родителю и педагогу важно выстраивать собственное тело красивым и здоровым. Важно также становиться умело любящим. И, конечно, деловые качества тоже следует улучшать. Трудности нам даются не для недовольства и страха, а для сознательного использования. Тогда и ребенку можно помочь в приобретении таких умений. Ведь дети скрывают свои трудности от боязни наказаний, от нежелания снова быть причиной семейных раздоров и нервных срывов у домочадцев. Пора нам повзрослеть и учиться решать свои личные и профессиональные задачи достойно, опираясь на позитивную практику счастливых успешных людей, которой сегодня наполнены популярные издания. Например, следует чаще выражать доверие, признание друг другу и просьбы. Да-да, именно просьбы, а не приказы и требования. Мы можем делиться своими проблемами и своим намерением их решать бодро. В конце концов, дети учатся главному именно у нас.
Dounload PDF

Відгуки читачів