Психофизиологические особенности процесса обучения на уроках трудового обучения

Н. Д. Шушура, учитель трудового обучения I категории, Донецкая общеобразовательная школа № 9


Как правило, научно-методическая литература по трудовому обучению большей частью отображает лишь технико-методическую сторону организации занятий, психофизические же особенности в проведении уроков показывает весьма редко и только отдельными штрихами. На сегодняшний день отсутствует серьёзное научное системное изложение психофизических особенностей, знание которых очень важно (особенно молодому специалисту) для правильной постановки и организации занятий. Рассмотрение только методики приёмов наработки трудовых навыков без учёта психофизических аспектов не даёт полной картины урока и ведёт к резкому снижению его качества.

 

Психофизические аспекты на уроке трудового обучения носят динамичный и комплексный характер. Они включают в себя: особенности нервной системы учащегося, его социально-мотивационную направленность, уровень психофизиологических реакций и психофизический тонус, эмоциональную настроенность и др.

 

Психофизическая система: ученик-работник → трудовая группа → учитель → трудовая задача, включающая также электромеханическое оборудование, инструмент и материалы, находится в постоянной динамике, от начала урока до его завершения. Интерпретируя понятие «психофизическая», мы подчёркиваем неразрывность психического состояния учащегося и уровень его физического выполнения трудового задания.

 

Рассмотрим наиболее характерные в этом отношении фазы урока: начало урока и его завершение.

 

Начало урока: ученики пришли из класса, где провели какой-то теоретический урок.

 

В мастерской предъявляют совсем отличные требования учащемуся:

  • необходимо быстрое и адекватное психологическое переключение;
  • задержки и отклонения чреваты нарушениями техники безопасности итехнологической дисциплины.

 

При постановке трудовой задачи важно создать должный уровень психофизического тонуса в учащихся — снять усталость, привлечь внимание, зажечь интерес, показать перспективу, общественную полезность и значимость работы.

 

Учитель должен владеть разнообразными приёмами психоэмоциональной подзарядки учащихся. Дети отличаются весьма различным уровнем психофизической мобильности, скоростью переключения и быстротой вхождения в работу. Это связано в первую очередь с типом нервной системы. Холерики, ещё как следует не разобравшись в деталях работы, быстро зажигаются, но и быстро сгорают при первой же неполадке. Сангвиники глубже знакомятся с материалом, но ревниво торопятся не отстать. Флегматики спокойно изучают все нюансы дела и расчётливо-неторопливо начинают его выполнять. Меланхолики наблюдательно выжидают и долго раскачиваются.

 

Учитель должен уметь следить и регулировать прохождение в группе «эмоциональной волны зажигательности».

 

В зависимости от личностно-групповых качеств учащихся, скорость разгона и вхождения в работу могут быть разными. Дети отличаются ещёмалой степенью самостоятельности, и в их работе нередко превалирует групповой синдром или переходящее лидерство. Им свойственно чувство страха — не отстать от других. Отсюда и копирование (делать как другие), и поспешность, путаница, перестановка технологической последовательности выполнения задания, выжидание — посмотреть, кто как делает.

 

Нередко наблюдается и личностная неадекватность восприятия, а также и неприятие типовой (предложенной) модели технологического порядка. Отдельные дети более склонны к своему индивидуальному подходу в выполнении задания и порой проявляют техническую оригинальность.

 

Встречаются также дети с весьма низким уровнем тонуса и психофизического переключения. Они требуют индивидуального подхода и учительской поддержки. В качестве выполнения работы немаловажную роль играет уровень ценностно-личностной установки учащегося: сделать как-нибудь, сделать как все, сделать лучше всех.

 

Неучитывание психофизических аспектов на уроках трудового обучения ведёт к снижению эффективности занятий, к снижению воспитательной роли трудового обучения, к возрастанию травматизма и количества нарушений техники безопасности.

 

На качество работы также оказывают влияние и черты характера ребёнка: соперничество, хвастовство, стремление к лидерству, непоследовательность, упрямство, своеволие, расхлябанность, неаккуратность и др.

 

Урок трудового обучения — это сложный, комплексный, непрерывный и динамический психофизический процесс. Он требует от ученика высокой степени согласованности, интеллектуальных, психологических и физических качеств, ведь восприятие и осмысление задания должны сразу же, гармонично и правильно реализовываться в наработку трудовых умений. И здесь весьма важен индивидуальный подход, своевременная поддержка и корректировка действий учащегося. Умелая учительская похвала и моральная поддержка также может служить значимым стимулом.

 

При окончании работы весьма важно воспитывать у учащихся настроенность на завершённость и совершенство изделия, развивать художественный вкус, раскрывать многообразие художественного видения. Необходимо приучать детей к строгому выполнению всех технических требований к качеству изделия.

 

Большинство детей более склонны к визуальному восприятию информации. Поэтому учителю необходимо адекватно развивать образное мышление —демонстрировать модели, образцы, поделки, картины, диафильмы и т. д. Разнообразие фантазии и ракурса художественного видения у детей неистощимо.

 

К концу урока трудового обучения у многих детей наблюдается определённое снижение психофизического тонуса, особенно после трудоёмких процессов (опиливание напильником, строгание, рубка металла). Следует отметить низкую физическую выносливость у детей, неумение распределить силы на разных этапах работы, быструю «сгораемость».

 

Но дети также обладают способностью быстро восстанавливать свои силы и большой эмоциональной отзывчивостью. Поэтому хорошая отметка и похвала учителя за старание сразу же подымает их психофизиологический тонус и настроение.

 

Литература

  1. Леонтьев А. И., Черных Б. И. Психология в трудовых процессах. —Наука, 1978.
  2. Ельников Д. П., Хинин М. Б. Воспитание школьников в трудовом обучении. —Просвещение, 1980.
Dounload PDF

Відгуки читачів