Електронна передплата!

Доступ до улюблених видань
у будь-який час,
за будь-який період,
з будь-якого пристрою!

Оформити передплату

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Психофизиологические особенности процесса обучения на уроках трудового обучения

Н. Д. Шушура, учитель трудового обучения I категории, Донецкая общеобразовательная школа № 9


Как правило, научно-методическая литература по трудовому обучению большей частью отображает лишь технико-методическую сторону организации занятий, психофизические же особенности в проведении уроков показывает весьма редко и только отдельными штрихами. На сегодняшний день отсутствует серьёзное научное системное изложение психофизических особенностей, знание которых очень важно (особенно молодому специалисту) для правильной постановки и организации занятий. Рассмотрение только методики приёмов наработки трудовых навыков без учёта психофизических аспектов не даёт полной картины урока и ведёт к резкому снижению его качества.

 

Психофизические аспекты на уроке трудового обучения носят динамичный и комплексный характер. Они включают в себя: особенности нервной системы учащегося, его социально-мотивационную направленность, уровень психофизиологических реакций и психофизический тонус, эмоциональную настроенность и др.

 

Психофизическая система: ученик-работник → трудовая группа → учитель → трудовая задача, включающая также электромеханическое оборудование, инструмент и материалы, находится в постоянной динамике, от начала урока до его завершения. Интерпретируя понятие «психофизическая», мы подчёркиваем неразрывность психического состояния учащегося и уровень его физического выполнения трудового задания.

 

Рассмотрим наиболее характерные в этом отношении фазы урока: начало урока и его завершение.

 

Начало урока: ученики пришли из класса, где провели какой-то теоретический урок.

 

В мастерской предъявляют совсем отличные требования учащемуся:

  • необходимо быстрое и адекватное психологическое переключение;
  • задержки и отклонения чреваты нарушениями техники безопасности итехнологической дисциплины.

 

При постановке трудовой задачи важно создать должный уровень психофизического тонуса в учащихся — снять усталость, привлечь внимание, зажечь интерес, показать перспективу, общественную полезность и значимость работы.

 

Учитель должен владеть разнообразными приёмами психоэмоциональной подзарядки учащихся. Дети отличаются весьма различным уровнем психофизической мобильности, скоростью переключения и быстротой вхождения в работу. Это связано в первую очередь с типом нервной системы. Холерики, ещё как следует не разобравшись в деталях работы, быстро зажигаются, но и быстро сгорают при первой же неполадке. Сангвиники глубже знакомятся с материалом, но ревниво торопятся не отстать. Флегматики спокойно изучают все нюансы дела и расчётливо-неторопливо начинают его выполнять. Меланхолики наблюдательно выжидают и долго раскачиваются.

 

Учитель должен уметь следить и регулировать прохождение в группе «эмоциональной волны зажигательности».

 

В зависимости от личностно-групповых качеств учащихся, скорость разгона и вхождения в работу могут быть разными. Дети отличаются ещёмалой степенью самостоятельности, и в их работе нередко превалирует групповой синдром или переходящее лидерство. Им свойственно чувство страха — не отстать от других. Отсюда и копирование (делать как другие), и поспешность, путаница, перестановка технологической последовательности выполнения задания, выжидание — посмотреть, кто как делает.

 

Нередко наблюдается и личностная неадекватность восприятия, а также и неприятие типовой (предложенной) модели технологического порядка. Отдельные дети более склонны к своему индивидуальному подходу в выполнении задания и порой проявляют техническую оригинальность.

 

Встречаются также дети с весьма низким уровнем тонуса и психофизического переключения. Они требуют индивидуального подхода и учительской поддержки. В качестве выполнения работы немаловажную роль играет уровень ценностно-личностной установки учащегося: сделать как-нибудь, сделать как все, сделать лучше всех.

 

Неучитывание психофизических аспектов на уроках трудового обучения ведёт к снижению эффективности занятий, к снижению воспитательной роли трудового обучения, к возрастанию травматизма и количества нарушений техники безопасности.

 

На качество работы также оказывают влияние и черты характера ребёнка: соперничество, хвастовство, стремление к лидерству, непоследовательность, упрямство, своеволие, расхлябанность, неаккуратность и др.

 

Урок трудового обучения — это сложный, комплексный, непрерывный и динамический психофизический процесс. Он требует от ученика высокой степени согласованности, интеллектуальных, психологических и физических качеств, ведь восприятие и осмысление задания должны сразу же, гармонично и правильно реализовываться в наработку трудовых умений. И здесь весьма важен индивидуальный подход, своевременная поддержка и корректировка действий учащегося. Умелая учительская похвала и моральная поддержка также может служить значимым стимулом.

 

При окончании работы весьма важно воспитывать у учащихся настроенность на завершённость и совершенство изделия, развивать художественный вкус, раскрывать многообразие художественного видения. Необходимо приучать детей к строгому выполнению всех технических требований к качеству изделия.

 

Большинство детей более склонны к визуальному восприятию информации. Поэтому учителю необходимо адекватно развивать образное мышление —демонстрировать модели, образцы, поделки, картины, диафильмы и т. д. Разнообразие фантазии и ракурса художественного видения у детей неистощимо.

 

К концу урока трудового обучения у многих детей наблюдается определённое снижение психофизического тонуса, особенно после трудоёмких процессов (опиливание напильником, строгание, рубка металла). Следует отметить низкую физическую выносливость у детей, неумение распределить силы на разных этапах работы, быструю «сгораемость».

 

Но дети также обладают способностью быстро восстанавливать свои силы и большой эмоциональной отзывчивостью. Поэтому хорошая отметка и похвала учителя за старание сразу же подымает их психофизиологический тонус и настроение.

 

Литература

  1. Леонтьев А. И., Черных Б. И. Психология в трудовых процессах. —Наука, 1978.
  2. Ельников Д. П., Хинин М. Б. Воспитание школьников в трудовом обучении. —Просвещение, 1980.
Dounload PDF

Відгуки читачів