А. С. Пушкин. Светлая грусть в стихотворениях о любви. 9-й класс

Т. В. Мирошниченко, учитель русского языка и литературы Лизогубовской ООШ I–III ст., Харьковская обл.


Цели:

- обучающие: раскрыть перед учащимися красоту, благородство, искренность чувств поэта;

- развивающие: развивать навыки анализа лирического стихотворения;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к поэзии.

 

Оборудование: портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Е. П. Бакуниной, М. Н. Раевской, А. А. Олениной, Е. К. Воронцовой, Н. Н. Гончаровой; аудиозапись романсов А. А. Алябьева «Я вас любил», М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»; проектор; презентация «Души прекрасные царицы…», раздаточный материал.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.

 

Форма проведения урока: литературная гостиная.

 

Прошли года, прошли века —

Его любовь осталась с нами.

И так же трепетна строка,

И так же искренне признанье.

А. Д. Дементьев

 

Ход урока

 

(Класс превращается в импровизированную литературную гостиную; учащиеся объединены в три группы; актёры-чтецы одеты в соответствующие костюмы.)

 

I. Мотивация учебной деятельности и сообщение темы, цели и задач урока

 

Слово учителя

— Тема нашего урока «А. С. Пушкин. Светлая грусть в стихотворениях о любви» (слайд № 1).

 

Любовь — это самое светлое и самое чистое чувство, которое возвышает и облагораживает человека. Чувство, о котором хочется говорить стихами.

  • Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово любовь?

На нашем сегодняшнем уроке, который мы проведём в форме литературной гостиной, мы установим, созвучны ли ваши ассоциации пушкинским. Мы откроем для себя непревзойдённые шедевры интимной лирики поэта, попытаемся проникнуть в мир его поэзии, ближе познакомиться с некоторыми из женщин, которые вызывали в нём восторженное восхищение или действительно были им любимы.

 

В нашей гостиной присутствуют пушкиноведы, актёры-чтецы, исследователи. Эпиграфом к нашему уроку взяты слова известного поэта XX столетия А. Д. Дементьева.

 

ІІ. Работа над темой урока

1. Лексическая работа

Сион — юго-западный холм в Иерусалиме (слайд № 2), для евреев — символ Иерусалима и Земли Обетованной.

 

2. Слово учителя

— А. С. Пушкин, будучи натурой глубоко эмоциональной, впечатлительной, обладал способностью пылко отдаваться порывам сердца, поэтому часто влюблялся.

Кто же та муза, которая одной из первых покорила влюбчивое сердце поэта?

 

3. Выступление актёра, играющего роль Пушкина

 

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался.

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.

 

Учитель. Эти строки посвящены Екатерине Павловне Бакуниной (слайд № 3), сестре товарища Пушкина по лицею.

 

4. Ролевая игра

Пушкин. «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — её не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице,— сладкая минута!

 

Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов — ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут».

 

Пушкиновед. Весь этот типично юношеский роман повлёк за собою лишь несколько мимолетных встреч. Вскоре Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин долгое время был безутешен. Но молодость брала своё, каждый день приносил первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким было публичное чтение на экзамене в присутствии старика Державина. Мало-помалу сердечная рана Пушкина затянулась.

 

  • Вспомните, куда был отправлен А. С. Пушкин 6 мая 1820 года. (6 мая 1820 года по высочайшему повелению А. С. Пушкин был выслан из столицы на юг, в Екатеринослав, под начальство генерала Инзова. В Екатеринославе он заболел (слайд № 4, «Екатеринослав времён Пушкина») и встретился с семейством генерала Раевского, с его прелестными дочерями Марией и Софьей.)

 

5. Выступление актрисы-чтеца

— Я Мария Николаевна Раевская (слайд № 5). Мой отец когда-то принял участие в судьбе этого бедного молодого человека с таким огромным талантом и взял его с собой на кавказские воды, так как здоровье его было сильно подорвано. Пушкин никогда этого не забывал; связанный дружбой с моими братьями, он питал ко всем нам чувство глубокой преданности. Как поэт, он считал долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми встречался.

 

Мне вспоминается, как во время этого путешествия, завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шёл за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от неё; кончилось тем, что я промочила ноги… Пушкин нашёл, что это картина была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи:

 

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурною чредою

С любовью лечь к её ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

 

В сущности он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел.

Учитель. Быть может, Марии Раевской или кому-либо из её сестер посвятил своё стихотворение «На холмах Грузии» А. С. Пушкин. Оно написано в 1829 году во время второго путешествия на Кавказ.

 

6. Чтение актёром-чтецом стихотворения «На холмах Грузии»

 

7. Аналитическая беседа

  • Каким чувством проникнуто это стихотворение?
  • Что переживает лирический герой произведения?

 

Комментарий исследователя. Стихотворение «На холмах Грузии» — это чудесное поэтическое выражение сильного и благородного чувства, которое овладело поэтом, когда он вновь увидел сумрак грузинской ночи и услышал шум Арагвы. Противоречивые чувства поэта «мне грустно и легко», «печаль моя светла», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит» складываются в один образ светлой и чистой печали, но всё-таки нет оснований для мучений и тревог: «И сердце вновь горит и любит — от того, что не любить оно не может».

 

Учитель. Летом 1823 года Пушкин получил новое служебное назначение. Его переводят в Одессу. Год пребывания в Одессе весьма примечателен в истории сердечной жизни А. С. Пушкина.

 

8. Выступление пушкиноведа

— Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М. В. Воронцова. Здесь он познакомился с его женой Елизаветой Ксаверьевной, урождённой графиней Браницкой, дочерью польского магната и одной из племянниц светлейшего князя Потёмкина (слайд № 6).

 

«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственной грацией, такой привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё»,— отмечал граф В. Н. Соллогуб.

 

Елизавета Ксаверьевна оставила в жизни поэта глубокий след. Ей посвящены стихотворения «Талисман», «Ангел», «Храни меня, мой талисман», «Сожжённое письмо» и другие. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью М. С. Воронцова.

 

Перед отъездом поэта в Михайловское Елизавета Ксаверьевна подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом. Это кольцо Пушкин бережно хранил. Перед смертью он подарил его В. А. Жуковскому, другу и учителю.

 

О. С. Павлищева, сестра поэта, вспоминала, с каким нетерпением ожидал поэт писем из Одессы. Получив долгожданное послание, он запирался в своей комнате, чтобы никто не мешал беседовать с любимой, а потом сжигал её письма…

 

9. Чтение актёром-чтецом стихотворения «Сожжённое письмо»

Комментарий исследователя. Письмо для Пушкина не просто лист бумаги со словами любви, оно от любимой. Поэт обращается к нему как к живому существу, просит простить его: «Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…»

 

Поэт не заканчивает фразу, ставит многоточие, потому что не в состоянии вымолвить приговор, он взволнован, потому что по требованию любимой он должен немедленно после прочтения сжечь письмо. Но даже пепел от письма свят для поэта: «Останься век со мной на горестной груди…»

 

В стихотворении удивительно точно, поэтично и с волнением рассказано, как сгорает брошенное в камин «письмо любви», как тает его сургучная печать, теряя сначала отпечаток перстня, а затем исчезают и листы, принесшие столько радости одинокому поэту и превращающиеся в пепел.

 

Во времена Пушкина для русского человека было свойственно носить ладанку. Она надевалась на шею вместе с крестом и считалась оберегом. Святыня могла помещаться в ювелирное изделие, например, в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.

 

Учитель. В 1824 году Пушкин был отправлен в Псковскую губернию, в родовое имение Михайловское (слайд № 7). Летом 1825 года он встретил здесь А. П. Керн.

 

10. Сообщение актрисы-чтеца

— Меня зовут Анна Петровна Керн, впервые Пушкин меня увидел в 1819 году в доме моей тётки Олениной (слайд № 8).

 

Спустя 6 лет, когда я приехала в Тригорское, однажды мы сидели за столом, обедали. Вдруг вошел А С. Пушкин. Тётушка, возле которой я сидела, мне его представила; он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили…

 

Пушкин стал бывать в Тригорском чаще. Мы гуляли в тенистом парке, катались на лодке по Сороти, затевали игры, шарады. По вечерам я пела романсы, привезённые из Петербурга.

 

В день моего отъезда из Тригорского Пушкин принёс мне экземпляр II главы «Евгения Онегина», между неразрезанных листов которого я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье…»

 

11. Чтение актёром-чтецом стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»

Учитель. Прошло 15 лет после этой встречи. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась, строки его горячо и беспокойно звучали в другом сердце, молодом и любящем.

М. И. Глинка (слайд № 9) посвятил этот романс женщине, которую любил,— дочери А. П. Керн (слайд № 10).

(Звучит романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…».)

  • Какое впечатление произвел на вас романс М. И. Глинки?

Учитель. В 1827 году поэт вновь влюбляется. Его избранницей становится Анна Алексеевна Оленина (слайд № 11), к которой он сватался, но получил отказ. Считается, что стихотворение «Я вас любил…» посвящено именно ей.

 

12. Чтение актёром-чтецом стихотворения «Я вас любил…»

Комментарий исследователя. В стихотворении выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Неразделённая любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить её своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней её будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

 

(Звучит романс А. А. Алябьева.)

 

Учитель. Мы открываем самые прекрасные страницы в жизни А. С. Пушкина. Это встреча с Н. Н. Гончаровой (слайд № 12) в декабре 1828 года.

 

Пушкиновед. При первом знакомстве скромную, застенчивую Наташу Гончарову подавило непосредственное пушкинское обаяние. Разговаривая с ним, она смущалась, отвечала на восторженные слова поэта конфузясь. И эта милая застенчивость делала её в глазах поэта ещё краше. Он понял, что это прекрасное создание составит его счастье. Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. Ответ матери неопределёнен: дочь ещё слишком молода.

 

Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено. В конце августа 1830 года Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окружённой холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, взлёта таланта и творческих способностей.

 

13. Инсценировка отрывков из писем А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю ещё более твоего лица?

 

Натали. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать… к тебе… кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет…

 

Пушкин. О чём я думаю, Натали? Вот о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит Бог, не смогу… зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого ещё никогда не испытывал… Этой удивительной осенью нельзя не писать…

 

14. Чтение актёром-чтецом, исполняющим роль Пушкина, стихотворения «Мадонна»

 

15. Анализ стихотворений в группах

  • «Я вас любил…» («актёры»)
  • «На холмах Грузии» («пушкиноведы»)
  • «Я помню чудное мгновенье…» («исследователи»)

(См. схему анализа в приложении.)

 

16. Просмотр презентации «Души моей царицы»

 

ІІІ. Подведение итогов урока

Рефлексия

  • Что вас больше всего поразило в любовной лирике А. С. Пушкина?
  • Какое стихотворение особенно понравилось?
  • Какой же ассоциативный ряд согласно Пушкину можно подобрать к слову любовь?

(Пушкинские ассоциации к слову любовьсм. в приложении.)

 

IV. Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений А. С. Пушкина.

Написать письмо А. С. Пушкину с заданным началом: «Когда я читаю Ваши стихи о любви, у меня возникает желание сказать Вам…».

 

Литература

  1. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813–1826). — М.; Л. : Издательство АН СССР, 1950.
  2. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826–1830). — М.; Л. : Издательство АН СССР, 1967.
  3. Губер П. Дон-жуанский список А. С. Пушкина. — Х. : Дельта, 1993.
  4. Поддубная Р. Н. Александр Пушкин. — Х. : Ранок, 2003.
  5. Пушкин А. С. «Я помню чудное мгновенье…» — М. : Эксмо-пресс, 2002.

 

Приложение

 

Схема анализа поэтического произведения

  1. Период жизни и творчества, в который создано стихотворение.
  2. Жанр.
  3. Тема.
  4. Главный мотив.
  5. Основная мысль.
  6. Чувства, выраженные в стихотворении.
  7. Основные изобразительные средства (олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, гипербола, литота, эпитет).
  8. Интонационно-синтаксические фигуры (повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание).
  9. Стихотворный размер.
  10. Рифма (мужская, женская), способы рифмовки.

 

Пушкинские ассоциации к слову «любовь»

ЛЮБОВЬ - вдохновенье, грусть, жизнь, нежность, самопожертвование, божество, слёзы, ревность

Dounload PDF

Відгуки читачів